рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Романтизм периода строительства социалистического государства

Романтизм периода строительства социалистического государства - раздел Литература, Поиск романтического идеала в русской литературе XX века Романтизм Периода Строительства Социалистического Государства. В 20Х Годах, В...

Романтизм периода строительства социалистического государства. В 20х годах, во время становления советской власти, основным пафосом были героика и величие народной борьбы за новую, социалистическую родину. Путь темных масс к осознанному участию в революции был нередко трудным, и коммунисты, оставаясь с ними, разъясняли возможные ошибки, вносили сознательность в революционное движение.

Под их влиянием проявились активные действия масс, их энергия, воля, классовая солидарность, народный размах. Именно поэтому в советской литературе крупным планом изображается народ. Массы. В революции пробуждалось их сознание, и в самоотверженной борьбе они начинали осознавать свое человеческое достоинство. Было невозможно создать крупный характер в отрыве от народных масс. Такие романтические образы читатель обнаруживает в произведениях А. Малышкина, Ю. Либединского, А. Сейфуллиной, Б. Лавренева, А. Веселого, Ф. Гладкого, Вс. Иванова.

Революционный энтузиазм черпался из самой жизни. Всеволод Иванов особенно тщательно изображал радость побед, он считал, что в революции пробуждается сознание народа, люди начинали осознавать свое человеческое достоинство. Идейным пафосом многих произведений был героизм народных масс в защите завоеваний Октября. Так, главный герой повести Бронепоезд 1469 - Вершинин типичным характер, в котором концентрируются искания и настроения крестьянских масс в период революции, патриотизм народа, поднявшегося на борьбу против отечественных и иноземных поработителей, за землю, за волю, за свое счастье.

Сила его - в его связи с массами, в ненависти к интервентам, в осознании необходимости более прочного союза с революционными рабочими города, возглавляемыми подпольными революционными коллективами. Ведь они знали, что впереди еще немало трудностей, но вера в их преодоление не оставляла их. Примером этому может послужить повесть Либединского Неделя, герои которой - убежденные борцы за торжество революционной справедливости, за освобождение.

В основе их действий лежало сознательное служение революции. Тогда же пробуждалась и деревня. Об этом писали А. Неверов и Л. Сейфуллина, которые изображали крестьян, шедших через темноту, ощупью к свету, больно ушибаясь, они вставали и шли дальше на защиту Советской власти. Были и художники-романтики, изображавшие женщин-революцио-нерок. Так, Д. Фурманов в Виринеи обращает внимание читателя на внутреннюю жизнь героини, определяющей чертой характера которой была крепкая и верная классовая ненависть.

Именно протест вел ее к сознательному участию в революционной борьбе. Хотя психологический портрет героя был еще примитивен, но он начал уже появляться и советской литературе того периода. Изображали людей, творящих революцию, в моменты крайнего напряжения сил. Их волевая устремленность, духовная собранность, сознательное самоограничение совпадают с напряжением сил народа, устремлением масс к победе.

Однако были и такие, кто не влипся в эти массы - интеллигенты-одиночки Города и годы, К. Федина. Они пассивно ждали, что жизнь примет их, безвольных, отравленных индивидуализмом. Но поскольку советский роман становился на путь художественного синтеза истории и современности, основными центральными героями были люди, борющиеся за революцию, их судьбы - неотделимы от больших социальных процессов, происходящих в обществе, от судеб рабочего класса, частицей которого они являлись. В 20-е годы постепенно возросло внимание к судьбе, психологии отдельной личности, несмотря на то, что романтические приключения нередко заслоняли внутреннюю характеристику героя.

А на дальнейшую литературу большое влияние оказало постановление ЦК ВКПб, принятое 23 апреля 1932 года. В нем отмечалось, что советской литературой достигнуты значительные успехи, но в изменившейся обстановке создалась реальная угроза отрыва литераторов от задач современности, нужно объединить всех писателей, поддерживающих советскую платформу, в единый союз советских писателей.

Таким образом, основная масса беспартийных повернула в сторону пролетариата. И так изменилось содержание литературного процесса. Постановление ЦК партии, казалось, создало благотворные условия для нового подъема литературы и было принято с большим удовлетворением. Вскоре состоялся I Всесоюзный съезд писателей, на котором был принят Устав Союза, говорящий о необходимости участия литераторов в практике социалистического строительства.

Особое место уделялось связи искусства с трудом она сообщала народному творчеству силу и мощь художественного обобщения, красоту и гармонию формы. В те годы в Москве прошли декады казахского, грузинского, узбекского, и других искусств советских народов, продемонстрировавшие богатство национальных культур. Все эти мероприятия должны были способствовать созданию нового этапа в развитии литературы, воспроизводившей народную жизнь.

Писатели старались изображать физические усилия людей труда, пытались выразительно рисовать индустриально-колхозные пейзажи, изобретательно передавать взаимодействие людей и машин. Они стали разрабатывать тему труда, как тему судеб революции и человека, подчиняя этой цели архитектонику своих произведений. В центре сюжета - проблемы производственных процессов. Так, в романе Гидроцентраль 1931 М. Шагинян - идея плановости социалистического хозяйствования, а в романе Время вперед 1932 В. Катаева - проблема ускорения темпов строительства светлого завтра.

Герои этого произведения изображены в стремительном разбеге мыслей и чувств, в живой конкретности их ощущений подчинены размаху невиданных в истории темпов. Главной задачей романтиков было подчеркнуть творческий труд - внутреннюю потребность советского человека. Особенно ярко динамику времени высвечивает проходящий через весь роман образ неистово мчащегося ветра. Данный прием использовался для того, чтобы лучше выявить главную идею строители социализма - люди щедрой и самоотверженной отдачи.

Катаеву не удалось выйти за рамки производственности, однако, были и такие романы о труде, в которых эта тема приобрела глубокий социально-философский и социально-нравственный смысл, и одновременно произошло художественное обогащение прозаического жанра Соть 1930 Л. Леонова, Люди из захолустья 1938 А. Малышкина, Энергия 19321938 Ф. Гладкова, Танкер Дербент 1938 Ю. Крымова. Герои этих произведений исполнены решимости дать полный отчет в своих действиях массам, а в случае производственной неудачи готовы принять на себя вину за все последствия они осознали ответственность за будущее, за сохранение социалистических ценностей. Но А. Малышкин показал весь процесс перестройки, переделки людей.

Он проследил все стадии борьбы мелкобуржуазных, собственнических предрассудков и вожделений со стремлениями труженика, мечтающего честным путем завоевать свое место в жизни. Его герои рабочие выходят из тупиков социального и духовного захолустья.

Этот роман - история человека, как бы родившегося заново. В литературе того времени также поднималась проблема формирования коллектива и личности. По-новому она раскрыта в произведении Ю. Крылова Танкер Дербент. Главного героя, механика Басова, посылают на самый отстающий танкер в пароходстве. Заметив у людей танкера отсутствие внутренней связи с делом, он понимает, что изменить положение может только сам коллектив, и решает пробудить в людях утраченную веру в себя, в свои силы и способности. Вскоре люди начинают энергичнее работать, мыслить и творить.

Теперь им не страшны никакие трудности, их воля и разум сметают бюрократические преграды. Внутренний конфликт в повести оказывается более значительным, чем борьба за производственные темпы. Были и другие произведения, в которых основным был конфликт между личностью, духовно не порвавшей с прошлым, и передовыми представлениями трудящихся масс как носителями социалистического идеала. Такие произведения отражали судьбы старой интеллигенции.

Зайцев Б. К. в произведение Дальний край посвятил именно им молодым богато одаренным внутренне, но отвлеченным от мира реальности романтической устремленностью к вечному, в дальний край. Они лишены общественного темперамента, слабы, нежны и трогательны, как дети. В первой половине 30-х годов были популярны такие романы, как Дорога на Океан Л. Леонова, где сила воли и социалистический оптимизм одерживали верх над превратностями судьбы и тяжкими недугами.

Большое место в прозе того времени заняла тема деревни. Причем особое внимание писатели уделяли бытовым эпизодам, этнографическим и географическим описаниям, человеческим характерам и судьбам героев, в частности крестьянина-середняка, потому, что изменения, проходившие тогда на селе, затрагивали не только экономическую сторону жизни, но и ломали столетиями складывающуюся психику людей. Одной из наиболее сложных проблем, с которой столкнулись художники, была проблема взаимоотношения города и деревни.

В некоторых произведениях поэтизировалась идея власти земли, деревенской естественности как источника нравственного здоровья человека и противопоставлялась развращенному городу. Таковы романы А. Тверяка На отшибе, Передел, Две судьбы. Полемическими по отношению к ним были романы Н. Брыкина Земля в плену и Стальной Мамай. Особое место в прозе занимало население сл бедняк, середняк, от решения которого зависела судьба коллективизации, и кулак. Первый и последний все время воевали между собой.

Величайшим произведением, посвященным теме изменения деревни, стал роман М. Шолохова Поднятая целина. Писатель изобразил не какие-либо отельные стороны периода коллективизации, а саму эпоху с ее сложными и противоречивыми коллизиями, раскрыл неотвратимость торжества нового в колхозном строительстве, показал всемирно-историческое значение этого нового. В Поднятой целине отражены три типа жизненных конфликтов эпохи во-первых, это споры между силами старого мира и социалистической новью во-вторых, противоречия в сознании крестьянина-середняка в-третьих, некоторые несогласия в среде тех, кто проводил коллективизацию. Но уже во второй половине 30-х годов тема перестройки деревни постепенно отошла на второй план. Писатели тогда описывали не только городскую и сельскую жизнь, часто они обращались к истории нашего государства, так особого расцвета достиг исторический роман.

В центре сюжетной композиции - подлинные конфликт и личность. Особое внимание романисты обращали на героизм обездоленного люда в самоотверженной борьбе с виновниками народных бедствий.

Так же почетное место в таких произведениях занимали носители идей патриотизма и национального прогресса, в том числе выдающиеся государственные деятели, полководцы, возглавлявшие освободительные войны русского народа. Наиболее яркие исторические романы Петр I А. Толстого, Цусима А. Новикова-Прибоя, Севасто-польская страда С. Сергеева-Ценского, Емельян Пугачев В. Шишкова, трилогия Радищев и другие.

В тот период появились социально-философский, социально-публицистический роман и роман воспитания. Новые черты приобрел психологический роман. Писатели более пристально стали вглядываться и подробнее прослеживать тончайшие переживания героев, у которых есть невыдуманная биография. Они ничем не примечательны внешне, их поступки обычны, такая же и обстановка действий. Страницы романов завоевали люди скромные и простые. Разрешения противоречий между личностью и обществом в пользу последнего возвышало человека, обогащало и развивало его творческие силы, сливая личность с трудовым коллективом, вдохновляя ее на служение общенародному делу. Произведения 30-х годов объединяет изображение народной жизни.

Ф. Гладков, А. Малышкин, Ю. Крылов, А. Тверяк, Н. Брыкин и Л. Леонов показывают героические усилия народа в борьбе за национальную независимость своей родины. Подчеркивается созидательная, преобразующая творческая сила народа. Освещаются важнейшие этапы формирования русской государственности, появляется тема русской воинской славы русского национального характера. 22 июня 1941 года на СССР напала фашистская Германия.

Эта война стоила русскому народу неимоверных лишений. Было уничтожено огромное число городов и деревень. Погибли миллионы людей. Однако ничто не могло сломить дух нашего народа, проявившего в войне невиданное единение, самоотверженность и массовый героизм.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Поиск романтического идеала в русской литературе XX века

А для их развития нужны деньги. Много денег, поэтому сейчас именно они и правят миром. Очень часто деньги идут на разработку новых, более мощных… Причем, умирают чаще всего люди не своей смертью, их убивают. Убивают мощным… Когда показывали фильм про Одиссея, мы с удовольствием смотрели его и восхищались главным героем, его подвигами,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Романтизм периода строительства социалистического государства

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эта работа не имеет других тем.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги