Общественная роль женщины в XIX веке

Общественная роль женщины в XIX веке. Жизнь любого человека нельзя представить вне какого-либо общества - будь то семья или городская община.

В своих пьесах А. Н. Островский проводит путь женщины от городских знакомых до семьи. Он дает нам полно понять и представить общественную жизнь женщины в его время. Но не одна пьеса не копирует другую. Хоть Гроза и Бесприданница созданы одним автором, в них проявляются совершенно разные общественные взгляды. 3.1. Конфликт между темным царством и душевным миром Катерины.

Город Калинов - провинциальный город, поэтому можно сказать, что в пьесе описание быта данного города есть часть описания быта вообще всей российской провинции. Провинциальное население России жило по домостроевским законам и религиозным обрядам, в отличие от столицы, где прогрессировали уже совершенно новые идеи, отличные от провинциальных. В быте можно отметить несколько моментов это социальное, семейное и экономическое положение. Жители провинциального города живут замкнутой и чуждой общественным интересам жизнью, в неведении того, что творится в мире, в невежестве и равнодушии.

Круг их интересов ограничен рамками домашних забот. За внешним спокойствием жизни кроются мрачные мысли, темный быт самодуров, не признающих человеческое достоинство. Распространенная социальная группа в обществе - это купцы. Их быт и нравы составляют основу быта провинции. Одни люди довольны купцами - Феклуша Купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный Щедростью и подаяниями многими- а некоторые недовольны - Кулигин.

Вообще о быте города можно сказать словами Кулигина Вот какой у нас городишко Бульвар сделали, а не гуляют. Гуляют только по праздникам, и то один вид делают, что гуляют, а сами ходят наряд показывать. Бедным гулять некогда, у них день и ночь работа. По мнению Кулигина, провинциальное общество больно. И все это связано с отношениями в семье. Иерархия сильно сказывалась на отношениях в ней, а значит и на отношениях в обществе.

Яркими представителями темного царства являются Дикой и Кабаниха. Первый - законченный тип купца-самодура, смысл жизни которого заключается в том, чтобы любыми средствами сколотить капитал. Островский рисует Кабаниху как убежденную защитницу устоев темного царства. Кабаниха горько сетует, чувствуя, как жизнь разрушает привычные для нее отношения Ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путем не умеют. Так-то вот старина-то и выводится. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж то хорошо, что не увижу ничего.

Под этой смиреной жалобой Кабанихи - человеконенавистничество, неразлучное с религиозным ханжеством. Катерина попадает в среду, где лицемерие и ханжество очень сильны. Об этом ясно говорит сестра ее мужа Варвара, утверждая, что на обмане у них весь дом держится. И вот ее позиция А, по-моему делай, что хочешь, только бы шито да крыто было. Грех не беда, молва нехороша - так рассуждают очень многие.

Но не такая Катерина. В этом мире Диких и Кабаних Катерина - натура поэтическая, мечтательная, свободолюбивая. Мир ее чувств и настроений сформировался в родительском доме, где она была окружена заботой и лаской матери. В атмосфере ханжества и назойливости, мелочной опеки конфликт между темным царством и душевным миром Катерины зреет постепенно. Катерина терпит лишь до поры. А уж коли мне очень здесь опостылеет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь, не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь - говорит она. Катерина предельно честный человек, она искренне боится согрешить, даже в мыслях изменить мужу. Но не найдя отзвука в сердце недалекого и забитого мужа, ее чувства обращаются к человеку, непохожему на всех окружающих.

Любовь к Борису вспыхнула с силой, свойственной такой впечатлительной натуре, как Катерина, она стала смыслом жизни героини. Вот эта-то борьба между долгом своим, как она его понимает, а понимает, думаю, верно мужу изменять нельзя и новым чувством и ломает ее судьбу. Катерина вступает в конфликт не только с окружающей средой, но и самой собой.

В этом трагизм положения героини. 3.2. Девушка-бесприданница- товар, чью красоту разыгрывают в орлянку. Быт и нравы провинции в пьесе Бесприданница отличаются от быта Грозы. Это связано с тем, что в пьесе Бесприданница Островский осветил узкий круг людей - провинциальных дворян и дельцов. Разговор, которым начинается пьеса, это разговор двух слуг. Они рассуждают о том патриархальном быте, правил которого строго придерживаются мещане и купцы г. Бряхимова по старине живем.

От поздней обедни все к пирогу да ко щам, а потом, после хлеба-соли, отдых. Особенных развлечений в Бряхимове не было, разве что прогулки по вечерам после чаепития. Так же очень популярно было ходить в ресторан и заказывать с утра шампанское в чайниках. А в чайниках потому, что для людей было важно общественное мнение, так как с утра выпивать такого рода напитки было делом неприличным.

Мир диких и кабаних в Бесприданнице претерпел существенные изменения. Здесь значительные лица в городе европеизированные дельцы Мокий Парменыч Кнуров и Василий Данилыч Вожеватов невежественную Кабаниху сменила расчетливая Харита Игнатьевна, мать Ларисы Огудаловой, ловко торгующая красотой дочери. Здесь блистает барин судовладелец Сергей Сергеевич Паратов произошло сближение между торговым сословием и дворянством, некогда сторонившимся предпринимательства. Богатые люди в провинции отличаются между собой.

Одни щедрые Паратов, а другие скаредные Кнуров. Купцы в Бесприданнице более нравственные люди, чем купцы из Грозы. Это выражается прежде всего в отношении к другим людям. Это уважение, но не дикая злоба как у Дикого. Однако и здесь люди богатого сословия предпочитают общаться тоже с богатыми людьми. Но за внешним лоском этих хозяев жизни тяжкое дыхание бессердечного мира, купли-продажи, циничного торга, беспощадного приобретательства. Главное для девушки в этом обществе, удачно выйти замуж, а это и умение развлекать гостей, и иметь приданое.

Если одного из этих компонентов нет, то девушке еще долго придется ждать своего счастливого дня. И Кнурову и Вожеватову безразлично то, что происходит в душе Ларисы, девушка-бесприданница для них является лишь товаром, ее красоту они попросту разыгрывают в орлянку. Карандышев перед роковым выстрелом говорит Ларисе Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека они смотрят на вас, как на вещь. И героиня соглашается, она, наконец, прозревает и понимает свое место в этом обществе Вещь да, вещь Они правы, я вещь, я не человек Выстрел Карандашева приносит ей избавление от страшной жизненной западни ведь она уже была готова принять условия богача Кнурова Уж теперь у меня перед глазами заблестело золото, засверкали бриллианты Я не нашла любви, так буду искать золото.

Смертельно раненая женщина благодарит убийцу, она не хочет жить в мире, в котором ни от кого не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова.

А ведь так жить холодно. Золото тот же омут, и в него уже была готова кинуться Лариса. Так циничная и жестокая власть торгашеского мира убивает горячее сердце женщины, не нашедшей человека, достойного высоких чувств. В этом темном царстве красота проклятие, красота гибель, или физическая, или духовная. Глава 4. Семья в творчестве Островского и место женщины в ней. Общественное положение женщины имеет прямое непосредственное отношение к е роли в семье.

Семья это маленькая ячейка общества и отношение, взгляды, пристрастия, заблуждения людей в обществе закономерно отражается на атмосферу в семье. Хоть между Грозой и Бесприданницей не очень большой временно провал, Островский показывает стремительное изменение отношений между матерью и дочерью, мужчиной и женщиной. 4.1.