Стилистические функции мифонимов и поэтонимов

Стилистические функции мифонимов и поэтонимов.

Мир русской народной сказки всегда привлекал поэта. Но он не копировал сказочные сюжеты, а придумывал свои, оставляя от традиционной сказки нескольких героев. Потому песни-сказки Высоцкого наполнены духом старины и духом современности одновременно. Это единство ограничено и глубоко характеризует менталитет русского человека Сказочные обзоры, создаваемые поэтом, занимают особое место в его творчестве. Только у Высоцкого они могут заключать в себе юмористические, комические, сатирические характеристики.

Например Водяной Высоцкого рассказывает о себе следующее Я старый больной, озорной Водяной, Но мне надоела, квартира Лежу под корягой простуженный, злой, А в омуте мокро и сыро. 313 У Лешего обязательно есть Лешачка Нету мочи, нету сил Леший как-то недопил - Лешачку свою бил и вопил 113 Вряд ли традиционный сказочный персонаж мог допустить такие вольности в своем поведение. В довольно неприятную ситуацию попал у поэта Оборотень Привет, добрый тень, я так - Оборотень Неловко на днях обернулся Хотел превратиться в дырявый плетень, Да вот посередке запнулся. 312 Русалка оказалась в затруднительном положении, в которое нередко попадают весьма доверчивые женщины И Русалка - вот дела! Честь недолго берегла - И однажды, как смогла, родила Тридцать три же мужика Не желают знать сынка Пусть считается пока - сын полка. 112 Только у Высоцкого, на его сказочно-реальной, Цвето-музыкальной ярмарке можно увидеть, как Емелюшка Щуку мнет в руке, Щуке быть ухой - вкусным варевом Черномор Кота продает в мешке Слишком много Кот разговаривал. 315 Только герои Высоцкого способны отведать студень из Белого Бычка Эй слезайте с облучка, Добрые люди! Да из Белого Бычка Ешьте студень! 314 В заповедных и дремучих, страшных Муромских лесах поэта можно посмотреть на жутковатое веселье нечести Соловей-разбойник главный им устроил буйный пир, А от них бы Змей трехглавый и слуга его - Вампир Пили зелье в черепах, ели бульники, Танцевали на гробах, богохульники. 94 Произведения Высоцкого, где поэтом использованы мифонимы из русских сказок, дают возможность присмотреться к истоку, основе русского скоморошества, к особым, глубоко традиционным взаимопониманиям народной толпы и того, кто ее развлекает, потешит, становиться выразителем ее настроений Крылова Н 1988, с.493 . Художественное ерничество - одно из слагаемых поэзии в России, одна из черт национального артистизма, который требует публичности, потому что в ней заключается совместная разрядка и для автора - исполнителя и для толпы.

В такой разрядке состоит главный общественно-социальный смысл скоморошества на Руси. В этом, вероятно и одна из составных творческой природы Высоцкого.

И имена собственные играют не последнюю роль. Стихотворения, в которые Высоцкий вводит мифонимы и поэт, сближают полярные стороны бытия - от скоморошьей вольницы он свободно переходит к интонациям романтическим аозвышенным Долго Троя в положении осадном, Оставалось неприступную твердыней, Но троянцы не поверили Кассандре Троя, может быть, стояла б и поныне 106 И вновь мы видим перекличку далекой античной действительности с современной жизнью.

Автор в стихотворении не один раз повторяет Но ясновидцев впрочем, как и очевидцев - Во все века сжигали люди на кострах. 107 В стихах Высоцкого, как в жизни, все перемешано высокое нередко соседствует с низким, комическое - рядом с трагическим.

Даже к своему творчеству поэт относился с иронией. В качестве стилистического средства снижения канонического образа Музы он использует шутку Я щас взорвусь, как триста тонн тротила Во мне заряд не творческого зла Меня сегодня Муза - посетила Немного посидела и ушла. 192 2.4.