Стилистическое использование библионимов

Стилистическое использование библионимов.

В стихах, где Высоцкий используется библионимы, мы не увидим восторженной религиозности и слепого поклонения Богу. В них - знание жизни, опыт, накопленный поколением людей, вера в свои силы и возможности, умение с юмором относится к различным поворотам судьбы.

Традиционные библейские персонажи порой, в интерпретации поэта, приобретают новое, неординарное звучание.

Высоцкого Антиклерикальной песне автор с юмором переосмысливает библейский сюжет о посещении Марии Святым духом. У Высоцкого он утрачивает религиозную возвышенность и ситуация описывается с точки зрения обыкновенного человека, в данном случае, обманутого мужа. Поэтому не является удивительным, что поэт в стихотворении называет Богородицу зеленым сниженным именем - Машка. Ох, я встречу того Духа - Ох, отмечу его в ухо. Дух - он тоже, Духу рознь Коль Святой - так Машку брось! 97 Да и Дух воспринимается не как одно из воплощений Бога, а как нашкодивший мужичок, которому есть за что дать в ухо. Употребление библионимов у Высоцкого можно обнаружить и в стихотворениях, которые далеки от религиозной тематике.

Например, в знаменитую песню об альпинистах Вершина поэт вводит в качестве яркого сравнения библионимов Вечный огонь Как Вечный огонь, сверкает днем Вершина изумрудным льдом, Которую ты так и не покорил. 82 В этих нескольких строчках автор сумел точно уловить и передать эмоциональное состояние людей такой трудной и опасной профессии, объяснить, почему они вновь и вновь отправляются покорять свои вершины. Наиболее частотным, как отмечалось в 1 главе нашей работы, в онимическом пространстве поэзии Высоцкого является библионим поэзии Высоцкого является библионим Бог. Причем, значительно чаще он употребляется поэтом в составе устойчивых сочетаний и поговорок. В текстах автора они могут выполнять различные функции.

Так, в стихотворении Баллада о бане это одно из средств создания лирического юмора Благодать или благословение Ниспошли на подручных твоих Дай нам Бог, совершить омовенье, Окунаясь в святая святых 262 Нередко современные люди упоминают имя Бога в суе. То же можно обнаружить и в поэтических текстах Высоцкого Граждане! Зачем толкаетесь На скандал и ссору нарываетесь - Сесть хотите? Дальняя дорога? Я вам уступлю, ради Бога. 140 Такое употребление библионима Бог придает стихотворениям Высоцкого своеобразный эффект.

Действительно, в реальной жизни мы очень часто, сами того не замечая, произносим данные выражения.

Автор сумел в своих произведениях отметить и передать эту яркую черту, свойственную для разговорной речи современного русского человека. Совершенно иное семантическое наполнение приобретают подобные сочетания в другом контексте Дай вам Бог поверить в Бога, Если это Бог войны. 138 Здесь это уже не присказка, а реальное обращение к вершителю судеб. И в этом значении данная лексика употребляется тоже неоднократно.

Например, в стихотворении Мой друг уедет в Магадан. А мне удея от Бога дан А может, тоже - в Магадан? Уехать с другом заодно - И лечь на дно 57 В стихотворении Моя цыганская Высоцкий использует этот библионим для краткой, но ёмкой оценки - характеристики совершенной жизни Света - тьма, нет Бога! В оксюмороме света - тьма лексема свет объективирует как в прямом значении электромагнитное излучение, воспринимаемое глазом и делающее видимым окружающий мир, так и в переносном значении то, что делает ясным, понятным мир, то, что, делает радостной, счастливой жизнь. Но может ли быть счастливым мир, где нет Бога? Таким образом, собственные имена, вводимые автором в свои поэтические тексты выполняют различные стилистические функции. Они могут выступать в качестве обозначения и характеристики лирического героя, служить метами в личной жизни поэта, заключать разнообразные философские обобщения, является средствами временной и пространственной ориентации.

Многообразие стилистических функций в лирике Высоцкого становится проявлением индивидуального авторского письма, авторского видения и отражения окружающей действительности.