Поэзия природы и природа поэзии

Поэзия природы и природа поэзии. Если верить поэзии, между ней и природой всегда существовало избирательное сродство.

Именно в природе поэт находит самый чистый источник своего вдохновения - минуя книги, знаки, мнения, условности. По традиции поэт представляется странником или пустынником столь же первозданный душой, как и природа, он только с ней может найти общий язык. Бежит он, дикий и суровый, И звуков, и смятенья полн, На берега пустынных волн, В широкошумные дубровы.

А.Пушкин. Поэзия находит в природе не только свои ритмы и строфы, но прежде всего тот дух естественности, непредсказуемости, которым сама дышит. В ней есть та безусловность самовыражения, которая неподотчетна никакой разумно поставленной цели - она подобна ветру, подымающему листы и несущему пыль, когда корабль напрасно ждет его дуновения Таков поэт как Аквилон, Что хочет, то и носит он Орлу подобно, он летает А.Пушкин.

И потому природа входит в само существо поэзии, которая отличается от всех других видов культурной деятельности своей стихийностью, близостью к голосам, веяниям, запахам. Поэзия - это обнаженное естество, природность своей культуры согласно определению, данному Пастернаком, Это - круто налившийся свист,Это - щелканье сдавленных льдинок,Это - ночь, леденящая лист,Это - двух соловьев поединок.

Сама поэзия - это второе я природы, ответ на ее потребность обрести язык. Отсюда путаница и невнятица, на которой постоянно ловит поэзию логический разум. Природа страстно стремится овладеть человеческой речью, чтобы понять себя и быть понятой и стихи становятся лучшим опосредованием между логическим строем языка и невнятицей лиственных лепетаний, птичьих треньканий. Только через поэзию может свершиться этот перевод с шумов, шелестов, трепетаний на членораздельный язык Поэзия не просто откликается на голоса природы, вторит им, воплощает их в членораздельной речи, но сама стремится стать частью природы, видя в этом высшую честь для себя. Все создания человеческого духа, достигая высшей степени естественности, с какой сотворена природа, так или иначе становятся ее частью, приобщаются к ее бессмертию.

Предельная задача поэта - вернуть свое искусство его животворящему началу А.Тарковский, созданное поставить в ряд первозданного, как будто не он, поэт, сотворил это, а первопоэт, сочинивший горы и моря, травы и деревья.

Итак, природа для поэзии - это как бы ее второе я, зеркало, в котором яснее узнается собственный облик. Кем бы ни выступала природа для поэзии союзницей или соперницей, наставницей или ученицей именно по отношению к ней поэзия осознает всю ширь и насущность своего присутствия в мире как природы второй, сотворенной, но столь же безусловной и вездесущей, как первая. Природа - не только тема поэзии, но и наивысший ее идеал, та большая поэзия, которая уже не вмещается в индивидуальный стиль, выходит за границы авторства, стирает подписи, имена и становится плотью мира. Осознать свое родство с такой поэзией - для всякого автора величайшая радость и честь.