рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Поэзия природы: средства изобразительности и функции

Работа сделанна в 2001 году

Поэзия природы: средства изобразительности и функции - Курсовая Работа, раздел Литература, - 2001 год - Рязанский Государственный Педагогический Университет Им. С. Есенина Курсовая ...

Рязанский Государственный педагогический университет им. С. Есенина Курсовая работа Поэзия природы средства изобразительности и функции Выполнила студентка 4 курса гр. Б Михайлова Ольга Преподаватель Федосеева Т. В. Рязань 2001 План 1. Введение Особенности русского романтизма. Общие замечания 2. Поэзия природы 3. Поэзия природы и природа поэзии 7 4. Эстетические разновидности пейзажей 8 Идеальный 8 Унылый 10 Бурный 5. Эволюция пейзажа в творчестве А. С. Пушкина 6. Особенности стиля лирики А. С. Пушкина 7. Заключение 8. Список литературы 27 Введение Особенности русского романтизма. Общие замечания Главное русло русской литературной революции в первой половине века было таким же, как и на Западе сентиментализм, романтизм и реализм.

Но облик каждой из этих стадий был чрезвычайно своеобразен, причем это своеобразие определялось и тесным переплетением и слиянием уже известных элементов, и выдвижением новых - тех, которые западноевропейская литература не знала или почти не знала.

И для развившегося позднее русского романтизма в течение долгого времени характерно было взаимодействие не только с традициями Бури и натиска или готического романа, но и Просвещения. Последнее особенно осложняло облик русского романтизма, ибо, как и романтизм западноевропейский, он культивировал идею автономного и самобытного творчества и выступал под знаком антипросветительства и антирационализма.

На практике же он нередко перечеркивал или ограничивал свои исходные установки. Уплотненностью художественной эволюции объяснимо и то, что в русском романтизме трудно распознать четкие хронологические стадии. Историки литературы делят русский романтизм на такие периоды начальный период 1801 - 1815, период зрелости 1816 - 1825 и период его послеоктябрьского развития. Это примерная схема, т.к. по крайней мере два из этих периодов первый и третий качественно неоднородны и им не свойственно то хотя бы относительное единство принципов, которое отличало, например, периоды иенского и гейдельбергского романтизма в Германии. Начальный период русского романтизма поэзия Жуковского и Батюшкова.

То обстоятельство, что переданное ими настроение разочарования еще осталось в рамках сентиментального элегизма и не достигло ступени отчуждения, резкой вражды и разрыва с действительностью, позволяет видеть в их творчестве самые первые шаги романтизма.

Но несомненна разница - у Жуковского жалобы на несвершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастии, которое Бог знает в чем состояло Белинский, томительное стремление туда, прелесть воспоминаний и неотчетливых видений - чувства, текучая и неуловимая жизнь сердца, романтизм средних веков, как это называли у Батюшкова - эпикуреизм, радость бытия, упоение чувственности, пластичность и изящная определенность формы - сходство с классической литературой античности.

Следующий период русского романтизма более целен и определен, потому что одно лицо выступает как ведущее - Пушкин, в первую очередь как автор Южных поэм. Именно под влиянием Пушкина и преимущественно в жанре поэм были выработаны главные романтические ценности, сложился ведущий тип конфликта. Вместе с тем обозначились и оригинальные черты романтизма, отличающие его, например, от романтизма восточных поэм Байрона подрыв единодержавия термин В. Жирмунского главного героя, экстенсивность описаний, заземленность и конкретизация мотивов отчуждения. Единство и цельность же последующей романтической эволюции настолько условны, что проблематично само понятие период.

В это время кон. 20-х - 40-е гг. романтическое движение распадается на множество параллельных потоков философская поэзия любомудров, философская проза В.Ф. Одоевского цикл Русские ночи, 1844, поэзия Языкова, Баратынского и Тютчева, каждая оригинальна по-своему, и Гоголь как автор Вечеров на хуторе близ Диканьки, и Лермонтов.

Можно считать, что в лирике, поэмах и драме Маскарад Лермонтова русский романтизм достиг высшей точки своего развития. Высота эта определяется предельным развитием романтического конфликта, углублением его диалектики, в частности, сопроникновением противоположных начал добра и зла, острой постановкой субстанциональных проблем бытия. Наряду с синхронной периодизацией, которая достаточно условна, распространено и диахронное рассечение романтизма на две ветви активный и пассивный романтизм, или гражданский и психологический.

Это деление также довольно условно в отношении художественных моментов произведения, а не идейных устремлений писателя - например, поэма К. Рылеева Войнаровский не менее психологична, чем лирика Жуковского, хотя творчество Жуковского относят к психологическому романтизму, а Рылеева -к гражданскому. К началу второго десятилетия романтизм занимает ключевое место в динамике литературных направлений в России, обнаруживая более или менее полно свое национальное своеобразие.

Рискованно сводить это своеобразие к какой-либо черте или даже к сумме черт перед нами скорее направление процесса, а также его темп, его форсированность - если сравнивать русский романтизм с романтизмами европейских литератур. В данной работе будет рассмотрена пейзажная лирика А. С. Пушкина, как наиболее яркого представителя русского романтического направления. Особое внимание будет уделено поэзии природы как таковой, разновидностям пейзажей в лирике поэта.

Подробно будет рассмотрена эволюция пейзажа в творчестве Пушкина. Но главная задача данной работы представить стилевые особенности лирики природы, указать средства изобразительности и их функции. Поэзия природы Вдумайтесь в это словосочетание - у него два различных смысла. Поэзия природы - это конечно же, Тютчев, Фет, Есенин, Пастернак, Заболоцкий, все стихи, написанные о природе. Но поэзия природы - это и свойство самой природы, ее особая прелесть, глубина, многозначность, сильное и стихийное воздействие на человеческую душу. И вот эти две поэзии - та, что пишется словами, и та, что таится в безмолвии гор или в шуме морей есть, по сути, одна поэзия, говорящая двумя языками стихами и стихиями.

Каждая национальная литература имеет свою систему излюбленных, устойчивых мотивов, характеризующих ее эстетическое своеобразие. Существуют целые исследования об образе леса - в немецкой литературе, ручья - во французской и т. п. Русская литература в этом отношенииизучена недостаточно то внимание, которое уделялось до сих пор типическим образам человека лишний человек, маленький человек, лирический герой и т. д оттесняло в сознании исследователей первостепенную значимость образов природы, через которые национальная специфика литературы проявляется особенно четко.

Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии знаменательно, что в этом известном пушкинском определении народности климат стоит на первом месте.

Если образ правления и вера суть изменчивые, исторически подвижные черты народной физиономии, то климат, ландшафт, флора и фауна накладывают на нее родовой отпечаток. Не случайно, что и М. Лермонтов в стихотворении Родина как бы полемически заостряет пушкинскую формулировку ни слава, купленная кровью, ни темной старины заветные преданья, то есть ни образ правления, ни вера не трогают душу поэта в родине он любит степей холодное молчанье, разливы рек ее, подобные морям, врожденные, изначальные черты дорогого лика. У русского ученого-фольклориста XIX века А.Н.Афанасьева есть трехтомный труд Поэтические воззрения славян на природу. Это самое полное из всех существующих исследований мифологии славян, а между тем речь в нем идет только о природе.

Конечно, в древности природа оказывала куда большее влияние на человека, чем теперь, когда человечество со всех сторон окружено сферами техники, культуры, искусственного разума, знаковых систем.

И тем не менее, все, созданное человеком пока еще только капля в океане природы. КАК весь этот океан отражается в малой капле, и показывает поэзия. Она всегда остается связующим звеном между природой и остальным миром. О чем бы ни хотел сказать поэт, ничто не заменит ему образов, взятых из природы вода и огонь, цветок и звезда. Поэзия в новое время выполняет отчасти ту функцию, которую в древности выполняла мифология - представлять мир, создаваемый человеком, в его гармонии с природой.

Связи человека с природой теперь гораздо более опосредованы культурой и цивилизацией, чем раньше, но соответственно усложнился и язык поэзии. Можно ли исследовать поэтические воззрения на природу целого народа, если они выражены не в фольклоре, а в поэзии нового времени Сложность задачи в том, что у каждого поэта - свой, особенный образ природы, между индивидуальными стилями существуют огромные различия, которые, конечно, отсутствовали в древнем обществе, в эпоху сложения мифологии и фольклора.

Любое произведение той поры было выражением коллективного сознания, внутри которого еще не выделялись авторские индивидуальности потому они и не оставили своих имен. Но значит ли это, что поэзия нового времени не представляет никакой целостности Нет, конечно, такая целостность существует, только она проявляется уже не в рамках отдельных поэтических текстов ведь каждый из них создан индивидуальным творцом, а на более высоком и труднообозримом уровне всей национальной поэзии как единого произведения - мегатекста. Такой мегатекст не есть условная конструкция, он реально существует, у него свой читатель - народ, в памяти которого хранится вся совокупность текстов, составляющих национальную поэзию.

Отдельный исследователь тоже может в известной степени приблизиться к такому масштабу восприятия, конечно, только в какой-то узкой области, например пейзажной лирики. И тогда откроются удивительные закономерности, которых мы не замечаем, пока читаем отдельные произведения, даже когда изучаем все творчество одного поэта.

На уровне мегатекста становятся заметными все те сходства и взаимозависимости, которые не осознаются автором, сочиняющим свой единичный текст, но принадлежит сознанию целого народа или, если позволяет широта обзора, человечества. Мы не находим здесь того тождества индивидуальных воззрений, которые составляют предпосылку мифологии, но между разрозненными мотивами сохраняются линии притяжения, вокруг которых группируется наибольшее количество образов.

Мегатекст, увиденный как целое, являет картину, близкую карте звездного неба среди распыленного вещества, в галактических туманностях - уплотненные ядра, сосредотачивающие в себе наибольшую массу поэтического вещества. Как будто литература, выходя из фольклорной стадии, тоже претерпела большой взрыв и стала стремительно разрастаться, разбегаться в разные стороны, как и Вселенная, но в ней сохранились центры притяжения, вокруг которых концентрируются основные образы. Если мы рассмотрим все образы национальной поэзии, относящиеся к какому-нибудь одному мотиву например, березы или коня, то обнаружим своего рода звездную систему, имеющую уплотнения - совпадения или сходства многих индивидуальных образов, и разреженные слои, в которых один образ отстоит от другого на значительном расстоянии.

Так, несколько наиболее устойчивых образов, повторяющихся у многих поэтов, сложилось вокруг образа березы береза-плач, береза-женщина, береза-Россия. Образы, которые, многократно варьируясь, приобретают общенациональную распространенность и характерность, принято называть топосами по др гр букв. место.

Топос - это общее место целого ряда индивидуальных поэтических образов, их смысловое и структурное ядро. Следовательно, целостный национальный образ природы можно раскрыть и в поэзии нового времени, только для этого придется сопоставлять множество индивидуальных образов, искать между ними объединительные связи. Поэтому и необходимо участие критиков, литературоведов, истолкователей в развитии художественной культуры, что они осуществляют связь между общим и особенным в ней, между индивидуальными образами и образными универсалиями эпохальными, национальными, всемирными.

Подобно тому, как писатель раскрывает общее и типическое в единичных явлениях действительности, так и критик раскрывает общее и универсальное в конкретных образах искусства - это следующая ступень творческого познания мира. В фольклорно-мифологических культурах не было критики, потому что связь индивидуального и универсального выступала там как непосредственное тождество, у всех текстов был один, коллективный творец.

Не приходилось специально переводить с языка индивидуальных образов на язык универсалий - выполнять работу, которой заняты интерпретаторы и критики в современной культуре. Через их деятельность каждый авторский текст теперь может быть прочитан как часть мегатекста, введен в целостную систему культуры. Пейзажные мотивы для целей такого исследования особенно благоприятны, ибо в них единство национального поэтического сознания, даже разбившегося на множество индивидуальных стилей, сохраняется в наибольшей мере. Как ни меняется с ходом времени социальный уклад жизни, природа в своих основных чертах остается неизменной, она - то общее, что есть у нас с М.ЛОМОНОСОВЫМ, А.ПУШКИНЫМ, А.БЛОКОМ. Если она и изменилась, то гораздо меньше, чем история, политика, техника, цивилизация.

Вот почему пейзажные мотивы, помимо их собственной эстетической значимости для национальной поэзии, имеют еще и более общий интерес как свидетельства ее образного единства, как хранители ее фольклорно-мифологического духа. Важно учесть и другое.

Как ни парадоксально это на первый взгляд, но анализ пейзажных мотивов помогает понять не только национальное своеобразие русской поэзии, но и ее историческое движение - именно поэтому, что мотивы эти сами стоят как бы вне истории. Ведь перемены становятся очевидны только на фоне чего-то неизменного.

Образы природы, которая остается равной себе на протяжении столетий, позволяют проследить движение самой художественной образности, не смешивая его с движением изображаемой действительности. Если деревья изображаются у М.Цветаевой или Н.Заболоцкого иначе, чем у А.Пушкина или А.Фета то вовсе не потому, что другими стали деревья - наглядно меняется система поэтического мышления - от эпохи к эпохе, от автора к автору. Особенность того или иного персонального видения мира, легче почувствовать, если предметом этого видения избрать нечто более или менее стабильное, одинаковое для всех поэтов зиму или лето, растительный или животный мир.

Поэзия природы и природа поэзии

Только через поэзию может свершиться этот перевод с шумов, шелестов, т... Поэзия находит в природе не только свои ритмы и строфы, но прежде всег... Если верить поэзии, между ней и природой всегда существовало избирател... По традиции поэт представляется странником или пустынником столь же пе... Осознать свое родство с такой поэзией - для всякого автора величайшая ...

Эстетические разновидности пейзажей

Там небесаи воды ясны Мое Захарово оноС заборами в реке волнистой,С мо... Иначе этот пейзаж можно назвать элегическим - он тесно связан с компле... Волны, пучины - кипящие, ревущие - клубятся, пенятся и воют средь дебр... Со смертью природы, осенью пробуждается поэт, его организм приходит в ... Пейзаж помогает поэту выразить эту мысль. В стихотворении Я памятник с...

Особенности стиля лирики А. С. Пушкина

1823г Это стихотворение по сути и по форме обратило на себя особое вни... Далекий, вожделенный берег Туда б, сказав прости ущелью, Подняться к в... Многие даже и сведущие люди споткнулись на простоте, мнимой бездумност... Давно завидная мечтается мне доля Давно, усталый раб, замыслил я побег... Конечно, каждый ищет и находит в Пушкине подтверждение своим стилевым ...

Заключение

Заключение Две поэзии - та, что пишется словами, и та, что таится в безмолвии гор или в шуме морей есть, по сути, одна поэзия, говорящая двумя языками стихами и стихиями.

Сама поэзия - это второе я природы, ответ на ее потребность обрести язык. Поэзия не просто откликается на голоса природы, вторит им, воплощает их в членораздельной речи, но сама стремится стать частью природы Поэзия в новое время выполняет отчасти ту функцию, которую в древности выполняла мифология - представлять мир, создаваемый человеком, в его гармонии с природой. Связи человека с природой теперь гораздо более опосредованы культурой и цивилизацией, чем раньше, но соответственно усложнился и язык поэзии.

Каждая национальная литература имеет свою систему излюбленных, устойчивых мотивов, характеризующих ее эстетическое своеобразие. Анализ пейзажных мотивов помогает понять не только национальное своеобразие русской поэзии, но и ее историческое движение. Из всех разновидностей пейзажа на первое место по своему эстетическому значению следует поставить идеальный пейзаж.

Унылый пейзаж пришел в поэзию с эпохой сентиментализма. Иначе этот пейзаж можно назвать элегическим. Унылый пейзаж занимает как бы промежуточное место между идеальным светлым, мирным и бурным пейзажем. Пейзаж в лирике Пушкина проходит сложную эволюцию, его функции в стихотворениях связаны непосредственно с периодами творчества поэта. В стихотворениях лицейского периода, подражая известным авторам, молодой Пушкин пробует себя в создании разных типов пейзажа идиллического, оссианического.

В период увлечения поэтом романтическими идеалами пейзаж в стихотворениях становится тоже романтическим, он часто сочетается с описаниями любовных переживаний лирического героя. В Михайловский период Пушкин реалистически изображает русскую природу, утверждая реализм в своем творчестве. В поздней лирике Пушкина пейзаж выполняет символическую и философскую функции, помогая поэту в выражении особой философской позиции. Итак, в лирической композиции Пушкина как и в любом средстве любого великого поэта видна вся его личность, все его художественное мировоззрение, стилевая индивидуальность и мы видим, что эта индивидуальность прямо связана со стройным, гармоническим началом в художественном стиле, но что сама эта гармония внутренне сложна, патетична, диалектически напряжена.

Вот почему опыт Пушкина вновь и вновь отсылает нас к самой категории стиль требует динамики и ответственности во внутреннем толковании этой категории.

Список литературы

Список литературы 1. Н.Н. Скатов Русские поэты природы. Очерки.

М 1991 2. М. Эпштейн Природа, мир, тайник вселенной Система пейзажных образов в русской поэзии. М 1990 3. В. В. Кожинов Книга о русской лирической поэзии 19 века. Развитие стиля и жанра. М 1978 4. В.И. Сахаров Под сенью дружных муз о русских писателях-романтиках. М 1984 5. А. С. Пушкин Собрание сочинений в восьми томах. Том 1, 2, 3, М 1976 6. Д. С. Лихачев Литература Реальность Литература. М 1981 7. В. Гусев Пушкин уроки стиля Гусев В. Рождение стиля, М 1980 8. М. Г. Искричин У лукоморья дуб зеленый Лес и человек, М 1986 9. История русской поэзиив 2х тт. Л 1959.

– Конец работы –

Используемые теги: Поэзия, роды, средства, изобразительности, Функции0.076

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Поэзия природы: средства изобразительности и функции

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Образовательная функция. Воспитательная функция. Развивающая функция
Обучение одна из основных категорий дидактики и компонент педагогического процесса... Обучение это целенаправленный и организованный процесс взаимодействия... Функции обучения образовательная воспитательная развивающая...

15. Формула Гріна. 17. Поверхневий інтеграл I роду; Обчислити його. 18.Криволінійний інтеграл 2 роду; обчислення. 19.Теорема про рівність нулеві криволінійного інтеграла 2 роду по простому замкненому контуру.
Формула Гріна... Формула Гріна встановлює зв язок між подвійним інтегралом і криволінійним інтегралом роду...

Природа и функции метафоры
Поэтому метафора часто лежит в основе прозвищ, а затем и фамилий (Коробочка, Клещ, Сова). Расширение денотативной области метафоры с индивида на… Уподобление объектов может быть симметричным; ср. обоюдные метафоры… Метафора лаконична. Она сокращает речь, сравнение ее распространяет. Формальным изменениям соответствуют…

Сравнительный анализ МСФО 16 "Основные средства", МСФО 17 "Аренда" с ПБУ 6/01 "Учет основных средств"
Данная проблема актуальна и потому, что в период функционирования планово-регулируемой экономики, подлинное содержание элементов финансовой… Помимо, осмысления и внедрения в российскую практику провозглашенных в МСФО… Целью данной работы является провести сравнительный анализ сущности и взаимосвязи МСФО 16 «Основные средства», МСФО 17…

Наблюдения за изменениями в природе и ведение календарей природы в младших классах вспомогательной школы
Особую роль в курсе природоведения играет ведение календаря природы, который преподносится в наглядной и доступной форме, так как он позволяет… У умственно отсталых детей особенно страдает мышление и такие его операции как… Главная цель обучения во вспомогательной школе - коррекция нарушенных функций.

Основные тенденции формирования и функционирования современных средств массовой информации
Основные тенденции формирования и функционирования современных средств... Системные характеристики СМИ...

Функции двух и трех переменных как функции точки
Геометрическое изображение функции двух переменных с помощью поверхностей и линий... Частные производные функции нескольких переменных геометрический смысл... Правила и таблица производных элементарных функций справедливы и применимы для любой переменной либо какой нибудь...

Групповые конфликты. Их природа, типология и функции
Список использованной литературы 1. Мескон М. Х Альберт М Хедоури Ф. Основы менеджмента М Дело - 1992г. 2. Бородкин Ф.М. Коряк Н.М. Внимание… Трудовой договор Житомир, 1996г. 4. Саржвеладзе Н.И. Личность и ее… Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и…

Экономическое содержание и механизм функционирования ссудного процента Экономическое содержание и механизм функционирования ссудного процента
С развитием в нашей стране рыночных отношений, появлением предприятий различных форм собственности (как частной, так и государственной,… У предприятий всех форм собственности все чаще возникает потребность… Ссудный процент возникает там, где отдельный собственник передает другому определенную стоимость во временное…

Задание #1 Функция спроса имеет вид D =80- р, а функция предложения S = 10 +р. Цена равновесия составит
Автор Елена... Задание Вопрос...

0.038
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам