Характер отношений

Характер отношений. Портретная и художественная биография являют собой пример различных трактовок отношения героя с окружающим его обществом. В первом случае перед нами ярко выраженная идеализация. Творец изначально знал свое предназначение и был уверен в правильности выбранного пути, а один единственный случай, эпизод, раскрывавший масштаб его дарования, представлялся как яркое воплощение всего жизненного пути. Таков, например, концерт Моцарта в избушке старого повара.

Потрясение, испытанное Марией и стариком-поваром, предстает образцом того, как воспринимали музыку Моцарта его современники. И оттого символическими становятся заключительные строки новеллы Мария отступила от кровати и низко, почти касаясь коленом пола, склонилась перед великим музыкантом. Паустовский 1969 6 538 Последний эпитет, дословно повторяющийся и при характеристике Грига волшебник и великий музыкант призван убедить в том, что герои новелл уже при жизни испытали всю доступную полноту счастья ведь, по словам не столь удачливого Аллана, самое большое счастье - в понимании и сами осознавали это. Я видел жизнь говорит Григ Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна.

Я старик, но я отдал молодежи жизнь, работу, талант. Отдал все без возврата.

Поэтому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни. Паустовский 1969 7 469 Портретная биография, как видим, ограничивается показом лишь одного ракурса из сложных и порой противоречивых отношений творца с окружающим его миром. Ракурс этот, который можно обозначить как отношения творца и поклонников его таланта, не позволяет автору увидеть каких-либо иных аспектов в отношениях людей друг с другом. Культ искусства царит в разговорах персонажей Корзины с еловыми шишками - дядюшки Нильса и тетушки Магды. Перед нами отношения не реальных индивидуумов, а поклонников искусства друг с другом Нильс любил выражаться возвышенно и туманно Музыка сказал он это зеркало гения О Дагни он говорил, что она похожа на первый аккорд увертюры.

А у Магды, по его словам, была колдовская власть над людьми. Паустовский 1969 7 471 Художественная биография значительно полнее отражает сложную палитру человеческих отношений. Ведь жизнь героя протекала в конкретную историческую эпоху, войны и социальные конфликты были неотъемлемой ее частью, а судьба часто оказывалась неблагосклонной к герою.

Поэтому в биографическом повествовании неизменно присутствовали элементы реализма. Мир искусства и жизнь общества предстают здесь великими антитезами. Общественные и политические отношения людей оказываются глубоко враждебны миру искусства, несовместимы с ним. Андерсен, даже при его легком нраве и умении сходиться с людьми, в глазах окружающих выглядит странным и чудаковатым При виде Андерсена женщины затихали.

Их смущал этот худой и элегантный господин с тонким носом. Они считали его заезжим фокусником, хотя и называли почтительно синьор поэт. По их понятиям, это был странный поэт. В нем не бурлила кровь. Он не пел под гитару раздирающие сердце баркаролы и не влюблялся по очереди в каждую из женщин. Только один раз он вынул из петлицы алую розу и подарил ее самой некрасивой девочке-посудомойке. Она была к тому же хромая, как утка. Паустовский 1973 79 Еще труднее приходится Аллану, творчество которого так и не нашло признания среди его современников Усталое от дороги лицо молодой женщины, визг чайки над тусклой водой, фырканье лошадей, скрип песка под колесами - и потом, после нескольких его слов, мир каким-то чудом зацветет вокруг. Женщина поднимет глаза, улыбнется, и он заметит смятение на ее лице Он знает, что она права, что он разрушил освященное годами течение жизни, что отныне ее комната с полосатыми обоями, голос мужа, треск кофейной мельницы и добропорядочные гости - все это покажется мертвым и скучным, как обыденный день, заполненный заботами свыше сил. Паустовский 1969 7 376 Сохраняя присущую портретной биографии схематичность образов, максимализм суждений и оценок героев, художественная биография, однако, излагает позиции не только поклонников, но и критиков гения.

Автор не предлагает здесь готового ответа на непростые вопросы жизни.

Терзается, но так и не решает их для себя Аллан Зачем отравлять сердца и рассказывать прекрасные небылицы? Для лишних слез? Для разочарований? Для чего? Паустовский 1969 7 380 Думает над этим и Андерсен и, как ему кажется, он находит решение Мое единственное занятие - делать людям маленькие подарки и совершать легкомысленные поступки, лишь бы они радовали моих ближних Сердце у них - ВП не так легко очерствеет, как у тех, кто не пережил этой сказки.

Паустовский 1973 61 Но решения в художественной биографии редко носят универсальный характер, особенно, если речь идет о сложных аспектах человеческих отношений.

Не только священник в карете, спутник Андерсена, но и случайная попутчица Аллана совсем иного мнения об этом Почему дрожит ее рука и губы силятся сказать Кто вы? Не надо было говорить мне этого. Паустовский 1969 7 376 Художественная биография по природе своего жанра слишком правдива для того, чтобы скрывать от читателя обоснованность подобного рода оценок. Сказка и жизнь в ней редко целиком совместимы друг с другом и датский сказочник понимает это Он знал, что можно до боли в сердце любить каждое слово женщины, каждую ее потерянную ресницу, каждую пылинку на ее платье.

Он понимал это. Он думал, что такую любовь, если он даст ей разгореться, не вместит сердце. Она принесет столько терзаний и радости, слез и смеха, что у него не хватит сил, чтобы перенести все ее перемены и неожиданности. И кто знает, может быть от этой любви померкнет, уйдет и никогда не вернется пестрый рой его сказок. Чего он будет стоить тогда! Паустовский 1973 63 Возникающий здесь аспект любви качественно меняет саму сущность отношений творца с окружающим его обществом.

Любовь - особая сфера человеческих отношений, на ее терзания и радости, слезы и смех даже у гения может оказаться недостаточно сил. Оказывается, в своей жизни вы боитесь сказок говорит Елена Гвиччиоли Андерсену У вас не хватает силы и смелости даже для короткой любви. Это мой тяжкий крест сознался Андерсен. Паустовский 1973 64 Многое оценивая по-другому с высоты прожитых лет, он останется верен главному своему кредо творец сталкивается в жизни с трудной дилеммой, но он должен выбирать.

Пытавшийся же совместить волшебный мир своей фантазии с реальным суровым миром Аллан терпит неудачу гибнет вверивший свою судьбу в его руки единственный его близкий человек - Вирджиния, умирает и сам Аллан. 9.2