К концепции романтизма

К концепции романтизма. Рубеж веков вошел в мировую историю как период бурных социально-политических потрясений. Необходимость их отражения в искусстве обуславливала поиск новых форм художественного познания действительности.

Общее сознание чрезвычайности, стремление уйти прочь от унылой обыденщины, на широкий простор кипения сил, куда-то ввысь, вдаль, вглубь Венгеров 1972 7 , и породило возрождение романтических тенденций в литературе. Происходит своего рода революция европейской общественной мысли, направленная на устранение элементов догматизма в мышлении и придание ему необходимой динамики. Peckham 1970 14 Результатом ее и стало возрождение романтических тенденций в искусстве ведущих европейских стран.

В этом процессе можно выделить два этапа. Царик 1979 12 На первом из них происходит постепенное расшатывание роли социального фактора в объяснении характера персонажей. В соответствии с романтическим принципом отдаленности во времени и пространстве они получают несомненное правдоподобие, иначе говоря, социальную определенность в духе необычной реальности. Однако это еще предвестие романтизма, романтизм реалистического типа. Царик 1979 12 Переходный характер носит эстетизм нового поколения романтиков, дебатирующий проблему взаимоотношений красоты и гуманности, эстетического и этического.

Второй этап в становлении романтизма рубежа веков начинается с того, что романтическое сознание выделяет, обособляет в социально-исторической обстановке морально-этические начала, добро и зло, как необусловленные, сами по себе сущие. Проблема бытия человека в мире разрешается на этом этапе на уровне лирико-философских антиномий гармонии и дисгармонии, конечного и бесконечного, материи и духа. Исследователи расходятся в определении места и роли романтических тенденций в истории европейской литературы.

Одни Ванслов 1966 395 считают, что известный нам по русской и европейской литературе 19 в. романтизм не возродим как целостное явление. Речь может идти только о продолжающемся использовании отдельных элементов изжившего себя направления, элементов его метода, который передается в наследство как однажды открытый инструмент отражения действительности.

В литературе 20 в. использование элементов романтизма можно было бы наблюдать, например, в творчестве А. Грина, Ю. Олеши, К. Паустовского, Е. Шварца и других писателей. Ванслов 1966 395 Другие, подобно Лилиан Ферст, считают, что конец 19 века принес нам возрождение Романтизма. Furst 1976 67 Многие приверженцы этой точки зрения в частности, Д. Царик 1979 11 , Лилиан Ферст Furst 1976 67 , Э. Г. Карху 1990 74 полагают, что речь должна идти о неоромантизме, особом этапе романтического типа творчества.

В нем противопоставление волюнтаризма и детерминизма, свойственное классическому романтизму, сменяется антиномиями света и тьмы, озарения прояснения и затемнения, настоящего и будущего, единения и разобщения микро- и макромира. Царик 1979 10 Абстрагироваться от жестких дефиниций пытается в своей работе В. И. Кулешов 1973 33 Существуют, видимо, какие-то основные линии или типы творчества, которые проходят через весь мировой литературный процесс. То, что мы называем собственно романтизмом, видимо, входит в более емкое понятие поэзии идеальной Белинский, поэзии пересоздающего начала Л. И. Тимофеев, идеализирующего способа типизации В. Д. Днепров, поэзии субъективного Н. А. Гуляев. Определенное расхождение в этом вопросе не мешает, однако, исследователям признавать несомненную связь в развитии романтических тенденций Неоромантизм в целом представляет особый этап в эволюции романтического то есть нереалистического типа творчества, и хотя он не является развитием классического романтизма начала 19-ого века, тем не менее преемственность тут очевидна.

Царик 1979 11 . Представляется уместным поэтому пользоваться в дальнейшем термином романтизм для обозначения тенденций, получивших развитие в мировой литературе рубежа веков.

Это тем более оправдано, что и многие другие авторы, не вдаваясь в детали полемики, пользуются тем не менее терминами писатель-романтик, романтизм, романтизация и т.д. Мильчина 1982 32, Алексанян 1969 6 Щелокова 1982 31, Furst 1976 68, Peckham 1970 240, Barzun 1973 18 . Возможность употребления термина романтизм в общем широком значении признавали и оппоненты.

Ванслов 1966 44 В данной работе романтизм будет рассматриваться как тип творчества, получивший распространение в литературе в начале 20-го века. 2.2