Романтическая эстетика

Романтическая эстетика. Чрезвычайно глубокую и точную характеристику романтизма дал еще в середине 19-ого в. Гегель. По его мнению, предметом романтического искусства является свободная конкретная духовность, которая в качестве таковой духовности должна предстать в явлении внутреннему духовному оку Этот внутренний мир составляет предмет романтизма, и последний поэтому необходимо должен изображать его внутреннюю жизнь как таковую Мир души торжествует победу над внешним миром и являет эту победу в пределах самого этого внешнего мира и на самом этом мире Цит. по Гуковский 1995 69 Современные исследователи добавляют к этому следующие ценности романтизма стремление к динамизму в повествовании Peckham 1970 21 , интерес к подсознательному, признание несовершенства окружающего мира, преображение его картин фантазией автора Peckham 1970 14 , ориентация на эмоциональный мир личности.

Rand 1971 106 Основная проблема реализма - это изображение человека. Романтизм поставил эту проблему как проблему изображения характера.

Основной метод реализма - это объяснение человека объективными условиями его бытия. Романтизм не мог подойти к этому методу, но он дал материал для объяснения, и его противоречия потребовали этого объяснения.

Романтизм углубился в характер. Реализм претворил его в тип. Гуковский 1995 114 Писателей-романтиков, говоря словами А. Блока, отличает жадное стремление жить удесятеренной жизнью , Гуревич 1980 6 невиданная ранее интенсивность и острота переживаний, сознание могущества и свободы человеческого духа. Беспощадно требовательные к обществу, личности, миру, они безудержны в своем отрицании и в своих мечтах. Характерной чертой романтизма является крайняя неудовлетворенность действительностью, подчас полное разочарование в ней, глубокое сомнение в том, что жизнь общества в целом и даже жизнь отдельной личности может быть построена на началах добра, разума, справедливости.

Другой полюс романтического миросозерцания - мечта о полном обновлении, о коренном переустройстве мира и человека, страстное стремление, часто наперекор логике, фактам, рассудку, реальности, к возвышенному идеалу, непостижимому, не всегда ясному, но властно подчиняющему себе душу художника.

И это двоемирие, т.е. сознание полярности идеала и действительности, ощущение разрыва, пропасти между ними, а с другой стороны, жажда их воссоединения является важнейшей, определяющей чертой романтического искусства. Двоемирие романтиков означало, таким образом, признание относительной самостоятельности сознания и его неадекватности бытию. Романтики знали, что сознание может опережать развитие действительности и в своей практике опирались на реальность своих духовных устремлений, считая их правомерной частью действительности.

Другой существенной особенностью романтического миропонимания является историзм, который выражается, во-первых, в восприятии жизни как непрерывного процесса развития и, во-вторых, в требовании ее воспроизведения в национально-исторических формах. Романтизм характеризовался обостренным чувством неповторимости той или иной эпохи. Отрицая роль социальной среды, романтики увидели, что судьбы людей, характер их сознания определяет эпоха в целом.

Романтический герой - существо историческое. Именно в романтической литературе рождается образ сына века, героя времени, в сознании которого обобщен опыт истории. Отмеченные особенности миропонимания определяли романтический тип художественного мышления характер конфликта в лирике, драматургии, эпосе изображение действительности под углом зрения борьбы духовного с материальным, способ характеристики героев и создания образов по принципу антитезы, усиление гиперболизация как положительных так и отрицательных отображаемых явлений действительности а также широкое использование символики и фантастики.

Гуляев Карташова 1991 84 В истории литературы, таким образом, достаточно ясно определены основные характеристики, гораздо менее разработанной является типология романтизма, переживавшего в начале века свой ренессанс в Европе. В данной работе мы примем за основу получившую широкое распространение в советском литературоведении типологию, предложенную В. И. Кулешовым 1973 31 . Он выделяет три типа романтизма психологический, философский и гражданский.

Многие другие типологии отличаются от вышеупомянутой либо терминологией например, У. Фохт Гуляев Карташова 1991 13 и В. Ковский Kovski 1991 30 называют третий тип социальным романтизмом, либо выделением дополнительных групп У. Фохт, в частности, называет в дополнение к вышеназванным, промежуточный тип, идущий от психологического романтизма через философский к социальному - романтизм Блока, например.

Гуляев Карташова 1991 13 Типология В. И. Кулешова, и это подчеркивает сам автор Кулешов 1973 31 , вовсе не исключает того, что внутри каждого из трех типов романтизма имеются свои подтипы. Принадлежность к ним произведений диктуется не в последнюю очередь и их жанровой природой. 3.