Эволюция жанра в романтизме

Эволюция жанра в романтизме. Творение итальянского Ренессанса, новелла привлекла внимание писателей-романтиков повышенной эмоциональностью восприятия текста читателем, драматизацией действия.

В новелле существенна была не информация о событиях, а пораженность читателя ими. После классического традиционализма, после его навыков доверять только установленному, веками сложившемуся, только его и чтить нужны были дерзкие сюжеты новеллы, их разрушительная работа, нужны были их молнии, чтобы пересоздать мир, былые авторитеты которого поникли.

Берковский 1973 131 Распространенность новеллы как жанра традиционно характеризовала художественную культуру позднего романтизма. В Германии, например, романтизм - период наивысшего цветения новеллы. Берковский 1973 131 Привлекала новелла романтиков и тем, что она способна была предложить решение в самых безвыходных ситуациях найти выход там, где, казалось, его нет. Разрушая консерватизм, она воспитывала вкус и волю к обновлению.

Ранние романтики Бокаччо и др. использовали каноническую форму новеллы, построенную на сопоставлении начала и конца. Начинаясь с определенного тезиса, а заканчиваясь антитезисом, новелла держалась на ощущениях, которые вызывал этот переход и поворот.

Важны были не столько новые факты, сколько само ощущение новизны. А сохранение эффекта поворота требовало краткости расстояния между завязкой и развязкой. С утверждением Ренессанса, когда новое и новизна, распространившись по всему искусству, стали ценностью общепризнанной, каноническая новелла окончательно отслужила свое Нет надобности содержать в одном месте находимое повсюду. Сама новизна в качестве новизны больше не нуждалась в отдельной защите. Берковский 1973 132 Дальнейшее развитие новеллы было связано с творческими исканиями писателей-романтиков.

Под их пером новелла обретает некоторые несвойственные ей ранее качества. Значительно усилилось ее тяготение к пограничным жанрам - роману, с одной стороны, повести и рассказу, с другой. У романтиков жанры новеллы, повести, рассказа малоразличимы. Берковский 1973 133 Подобная тенденция ярко проявилась в творчестве Гофмана, Шамиссо, Клейста. Другая яркая черта романтической новеллы - ее связь со сказкой Они романтики были привержены к сказке фольклорной и литературной, сочиняли собственные сказки и вводили сказку как элемент иной раз преобладающий в свои новеллы и повести.

Сожительство новеллы и сказки имело свои внутренние основания. Новелла охотно идет навстречу эксценрике, а та может развиться до фантастики, и тогда есть повод для союза со сказкой. При этом новелла не изменяет своей реалистической природы, фантастика вмещается в нее на правах странной игры, которая взялась из почвы реальных отношений, нередко из быта самого заурядного Берковский 1973 133 Обратившись к новелле, романтики, как видим, обогатили ее качествами, столь любимыми ими в уже освоенных жанрах.

Жанр новеллы вступил в новый, романтический период своей истории. 4.