Роль кульминационного момента в структуре романтической новеллы

Роль кульминационного момента в структуре романтической новеллы. Неизбывная тоска по прекрасному, стремление к идеалу лежали в основе развития характера романтического героя.

Постепенной его эволюции, однако, романтизм предпочитал моментальное преображение, озарение, абсолютную мгновенную результативность духовного начала. Царик 1979 41 Трансформация характера героя происходила в результате пережитого им душевного потрясения, духовного порыва, круто изменившего казавшиеся незыблемыми устои жизни. Подобную метаморфозу в судьбе героев новелл Паустовского Д. К. Царик называет лирической кульминацией, насыщенным мгновением обладающим способностью преображать внутренний мир героя. Царик 1979 41 Она наступает не благодаря созерцанию шедевра искусства вообще, а в результате определенных, близких отношений личности с творцом. Признание таланта мастера - только отправная точка этих отношений.

Характер же их развития зависит от того, какого рода персонаж предстает перед мастером в роли зрителя и слушателя. В портретной биографии с ее идеализированностью сюжета это, как правило, благородная личность, незаурядность которой раскрывается, однако, только под воздействием великих творений гения.

Характерна в этом плане новелла Корзина с еловыми шишками. Автор устами Нильса описывает вероятные варианты судьбы Дагни скуповатый и скучный муж, работа продавщицы в деревенской лавке, служба в одной из многочисленных пароходных контор в Бергене. Паустовский 1969 7 470 Тут же обосновывается и вескость подобного рода доводов ведь Дагни была из бедной семьи и, скорей всего, ей был уготован путь идти по стопам своих родителей, повторить их судьбу.

Природные задатки Дагни, как и у тысяч ее сверстников из простых семей норвежской провинции, так и остались бы в этом случае нераскрытыми. Самое большее, что могли позволить себе их родители, так это отправить детей погостить на несколько дней в Христианию, жизнь которой казалась им преисполненной таинственной притягательной силы, олицетворением некого сокровенного смысла, постичь который в провинции не удавалось. Пускай посмотрит, как устроен свет, как живут люди и немного повеселится Паустовский 1969 7 470 - так испокон веков рассуждали простые норвежцы в провинции, отправляя своих детей в столицу.

Но в жизни Дагни случилось чудо. Потрясение, испытанное от музыки великого Грига, изменило всю ее жизнь. Личностная направленность шедевра искусства сыграла при этом решающую роль. Ведь характер восприятия Дагни изменила уже короткая аннотация дирижером музыкальной пьесы Звучавшая симфоническая музыка вызывала у Дагни множество картин, похожих на сны. Паустовский 1969 7 472 Но вот зазвучали звуки музыкальной пьесы, написанной Григом к ее восемнадцатилетию Сначала она ничего не слышала.

Внутри у нее шумела буря. Потом она услышала, как поет ранним утром пастуший рожок Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки, и заставила себя успокоиться Дагни плакала, не скрываясь, слезами благодарности Паустовский 1969 7 473 Подобное потрясение она испытала еще и потому, что перед ее глазами стоял образ Эдварда Грига, ее мимолетная встреча с ним и его обещание ей, исполненное столько лет спустя.

Художественная биография, не исключая подобного рода трактовки влияния произведения искусства на души людей вспомним хотя бы случайных попутчиц Андерсена в Ночном дилижансе, вместе с тем углубляет ее, утверждая, что произведение искусства выполняет в данном случае лишь роль лакмусовой бумажки, выявляя порой подспудные черты характера личности. Волшебная сказка Аллана лишь усиливает корыстолюбие и алчность Грегори.

Равнина под снегом Раздражительность священника еще более нарастает по ходу рассказа Андерсена. Подобные различия в жанровой природе произведений обуславливают особенности формирования лирических кульминаций. В портретной биографии лирическая кульминация создается целиком под воздействием желания, затаенной надежды людей пережить в своей, часто не баловавшей радостями жизни, небольшое чудо. Дымка рассеивается, и перед глазами слепого старика оживают незабываемые мгновения его далекой молодости, а изумленной Дагни открывается неведомый ей прежде, но такой прекрасный мир. Лирические кульминации в портретной биографии становятся символом осуществления извечного идеала романтизма жар пламени человеческой души иссушает в них вязкое болото реальности Слушай, жизнь тихо сказала Дагни я люблю тебя. Паустовский 1969 7 474 Столь яркий, осязаемый почти телесно Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки Паустовский 1969 7 473 мир прекрасного отсутствует в художественно-биографическом жанре.

Из окна своей избушки Аллан видит канувшие в лету события, он гасит свечу, вглядываясь в темноту. Но то всего лишь символизирующий кровавую историю Америки пират Блейк, оживленный воображением кудесника слова на потребу страждущего богатства Грегори Кого он преследует? Дым застилал волны.

Да, конечно, это был Блейк, гость из прошлого века. Но почему же он идет от берега к дому Аллана, увязая в песке, и ветер треплет кружевные обшлага его камзола? Толстоносый Блейк с обожженым лицом.

Разбойник и шутник, придумавший изобразить человеческую руку на флаге. Мне будет легко сговориться с ним сказал Аллан, закрыл глаза и положил голову на стол. Паустовский 1969 7 386 А священник и возница в ночном дилижансе, катящимся по дорогам Италии, ни на миг не дают героям целиком погрузиться в волшебный мир грез. Толчком к событиям, составившим лирическую кульминацию художественно-биографических новелл, и явилось стремление героев доказать всю несостоятельность чуждого им мировоззрения.

Так, например, Аллана к сочинению легенды подтолкнула следующая тирада Грегори Все равно у вас нет выбора собеседников. Чему я помешал? Изобретению философского камня? Или элексира молодости? Паустовский 1969 7 382 Под чарами Аллана листок из школьной тетради с нерешенным уравнением превращается в исторический документ - завещание пирата Блейка, своего рода столь желанный для Грегори философский камень. И Андерсен своим рассказом всего лишь принимает вызов возницы, давшего ему емкую и не во всем несправедливую характеристику.

Андерсен принимает в целом ее первую часть Благодарите мадонну, что вам попался этот иностранный принц, который привык сорить деньгами Паустовский 1973 55 и чуть позднее сам признается Пожалуй, я своего рода бедный принц из той страны, где некогда жил Гамлет. Паустовский 1973 56 Он, однако, стремится всеми силами опровергнуть вторую, видимо, глубоко уязвившую его Он просто не хочет задерживать из-за вас дилижанс.

А вы-то сами ему нужны, как прошлогодние макароны. Паустовский 1973 55 Лирическая кульминация, как видим, глубоко различна по характеру своего проявления в портретно-биографическом и художественно-биографическом жанрах. Отсюда и их неодинаковое место в структуре произведения. В портретной биографии новелла и написана лишь для того, чтобы поведать нам о событии, лежащем в основе лирической кульминации. Иное дело в художественной биографии. Жизненный материал здесь не стягивается в узел одного события, а драматизм действия держит читателя в напряжении до последних строчек произведения.

Так, например в новелле Равнина под снегом перед читателем проходит целая вереница событий из трагичной жизни Аллана встреча с лесорубом, его быстротечная любовь к Вирджинии, визит Грегори, смерть Аллана, месть Грегори. Каждое из вышеперечисленных событий по-своему драматично. Только необыкновенный лиризм повествования придает особую значимость эпизоду с визитом к Аллану доктора Грегори.

Последний дает себя убедить в существовании мифического клада и тем самым невольно подтверждает правоту Аллана. Роль этого эпизода еще более призвана оттенить эпилог новеллы, в котором событие, бывшее в центре лирической кульминации, обретает и свою смысловую завершенность Через год после его смерти, в бурную и холодную ночь, к могиле подъехал на старом верховом коне доктор Грегори. Он соскочил с коня, оглянулся, подошел к могиле, быстро вынул из-под плаща тяжелый молоток и со всего размаху ударил им по могильной плите.

Плита раскололась на несколько частей Весной из трещин могильной плиты потянулись ростки троицына цвета, и вскоре вся плита покрылась тесной толпой этих легких цветов. Паустовский 1969 7 387 Троицыным цветом когда-то ласково звали саму Вирджинию и подобная концовка призвана подчеркнуть неподвластность времени извечных романтических ценностей и идеалов. 7.2