Символика в романтическом тексте

Символика в романтическом тексте. Мифологизация сюжета, широкое использование символики придавали романтическому произведению значительную степень условности, Формы ходожественной изобразительности в таком случае обретали значительную емкость, заключали в себе огромное обобщение и позволяли художнику вместить в них гораздо большее содержание, нежели образы, создаваемые на бытовой, исторически конкретной основе.

Новеллы об искусстве К. Паустовского со всей убедительностью доказывают нам это. Ярко выраженная символика роднит текст рассматриваемых групп новелл.

Природные стихии и явления буря, ветер, заря, солнце звезды, свет, мрак и др. символизируют космические, социальные и душевные состояния и перемены.

Определенное символическое значение имеют различные оттенки цвета и т.п. Гуляев Карташова 1991 80 Чем более суровым становится тон автора, тем выше наполненность текста символически значимыми природными явлениями. Мир природы передает напряженное душевное состояние героя, безмятежность и покой, недоступные ему в жизни, становятся аномалией и в природе Снег начал идти с вечера и к ночи запорошил всю равнину.

Океан катил н а песок длинные волны. Они шумели без устали - месяцы, годы - и Аллан так привык к этому шуму что перестал его замечать. Наоборот, Аллана поражала окрестная тишина. Ему казалось, что она выпала на землю вместе со снегом. Паустовский 1969 7 375 Лишь в грезах видится Аллану другая равнина с фиалками от края до края. Цветы испускали тонкий звук, будто в каждом была заложена маленькая струна.

Паустовский 1969 7 386 Проявляющаяся здесь гиперболизация текста призвана акцентировать остроту раскола мечты и жизни. Отсутствие трагизма в романтическом конфликте лишь повышает роль условности текста. И тогда незначительная на первый взгляд деталь обретает лиричность, становится символом по мере развертывания романтического сюжета. Такова, например, корзина с еловыми шишками из одноименной новеллы. Вначале читатель и не догадывается, что тяжелая корзина В еловых шишках много смолы и потому они весят гораздо больше сосновых Паустовский 1969 7 467 , которую несет Григ, приобретет к концу повествования глубокую символичность.

Маленькой Дагни Григ помог донести до дому тяжелую корзину, взрослой Дагни он помогает нести тяжкое бремя жизни, поддерживая в ней стремление пробиваться навстречу светлому будущему. Условность таким путем придает необходимую контрастность тексту, романтические пейзажи в повествовании становятся частью мира прекрасного. Потому так богат гиперболами и поэтическими метафорами текст в Корзине с еловыми шишками Если бы можно было собрать все золото и медь, какие есть на земле, и выковать из них тысячи тысяч тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежал в горах.

К тому же, кованые листья показались бы грубыми в сравнении с настоящими. Паустовский 1969 7 466 Метафоры, обладающие элементами мистики, загадки романтизм усиливал приданием определенного символического значения различным оттенкам цвета.

Субъективно окрашенный индивидуальный образ предмета, явления служил средством выражения эмоциональной оценки. Новеллы с ярко выраженным романтическим конфликтом и передать его стремились однотипностью цветовой гаммы. В новелле Равнина под снегом основную мысль произведения выражает доминирование черного цвета. Он символизирует мрак, забвение, горе, оплакивание Еремина 1980 39 Rihlama 1997 110 , он чужд жизни Steiner 1983 17 Brusatin 1966 44 . Лишь изредка встречающиеся в тексте иные цвета неизменно носят холодный тон стремительная заря окрасила волны в мрачный цвет меди. Паустовский 1969 7 385 Художественный интерес портретно-биографических новелл обуславливает яркость и красочность романтических картин, переливы и переходы цветов друг в друга.

Смена цветов ночного неба в новелле Старый повар ночь из черной сделалась синей, а потом голубой Паустовский 1969 6 538 призвана показать умирающему старику, что его жизнь не прошла напрасно, она была по-своему прекрасна и о нем будут помнить.

Стремительная смена цвета, холодных его тонов на более мягкие отражает душевное потрясение, испытанное персонажами новеллы. Синий цвет и его разновидность-голубой символизируют возвышенность чувств 1996 46 , благородность помыслов героев произведения. Показательно и то, что любимый цвет романтиков - синий- сменяет символический для христианской религии черный цвет. Искусство тем самым опровергает религию в толковании греховности поступков и помыслов умирающего старика.

Символ чистоты, белый цвет, тесно связан с возникающим на страницах новеллы Корзина с еловыми шишками мотивом детства. Отсюда белый цветок на сердце Дагни, и ее отождествление с белой ночью, и ее белое платье. Символическая сила цветов, относящихся, помимо всего прочего, к одежде или изображениям, имела большое значение. Так, белый цвет означал радость или великолепие Беллингэр 1993 462 Желтый цвет в произведениях Паустовского вытеснен золотым, который вообще характерен для эмоционально-высоких текстов.

Все положительные оттенки желтого объединяются в рамках золото золотой. Еремина 1980 39 Отсюда позолота северного рассвета и золото осени в Корзине с еловыми шишками. Отметим также, что позолота многозначительно указывает на начало процесса становления цвета. У Дагни, как бы хочет сказать нам автор, впереди большая и сполна насыщенная событиями жизнь. Окрашивая в романтическую тональность финал новеллы, символика передает эту уверенность автора и читателю. 8.2