Достоверность и условность в биографии героя

Достоверность и условность в биографии героя. Биографическое произведение в романтизме отличает тонкое сочетание элементов правды и вымысла в воссоздании картин прошлого.

Свою роль в образовании подобного рода синтеза играла и природа жанра. Портретная биография с присущей ей высокой долей условности нейтрализовала ее подчеркнутой достоверностью материала, тогда как художественная биография, правдиво отражая в целом перипетии жизненного пути героя, сознательно романтизировала его личность, вводила в ее трактовку элементы обобщенности, художественный образ благодаря этому обретал большую емкость и включал гораздо большее содержание, нежели образы, создаваемые на бытовой, исторически конкретной основе, художник таким путем обретал возможность покорять пространство и время.

Гуляев Карташова 1991 80 В ткань художественного произведения широко вводились вымышленные эпизоды, и порой это обуславливало модификацию личных имен героев. Так, в художественно-биографической новелле Равнина под снегом Эдгар По предстает под своим вторым именем - Аллан несколько изменяется и имя его жены Вирджиния, в литературном портрете Эдгара По Паустовский именует ее Виргинией полное имя Виргиния Клемм Е. А. Алексанян также считает, что в новелле Равнина под снегом речь идет о жизни и судьбе Эдгара По. Алексаням 1969 132 . Подобная трансформация повышала свободу автора в трактовке биографического материала героя.

Поэтому именно в новелле Равнина под снегом мы сталкиваемся с наиболее вольным изложением судьбы писателя Эдгара По в целом.

Гений Моцарта и Грига действительно был признан уже их современниками, стал известен при жизни и Андерсен, хотя путь его к славе был труден и тернист. Трагичная судьба Аллана, представляемая автором, в этом плане более всего расходится с действительной судьбой Эдгара По. Однако авторский вымысел помогает придать характеру героя необходимую для романтизма цельность. Художественно-биографический жанр был столь убедительным по своей природе, что это позволяло романтикам порой обходиться без хронологической и территориальной точности в изложении биографии героев.

Романтизм ограничивался лишь национальной идентификацией личности. Аллан - великий и никому не нужный поэт Америки , Андерсен своего рода бедный принц из той страны, где некогда жил Гамлет. Национальные черты нашли яркое проявление и в образах Грига и Моцарта. Точное место и время действия в художественно-биографических новеллах ни разу не названы.

В одном случае это берег океана Равнина под снегом, в другом и вовсе центральное действие разворачивается в катящемся по дорогам Италии ночном дилижансе где-то по пути из Венеции в Верону. В обеих случаях читатель так до конца и не осознает, что же занесло Андерсена в далекую Италию и каким образом Аллан оказался в избушке на берегу океана. Пунктуальность важна там, где создаваемый образ и картина происходящего от начала до конца недостоверны, художественно неубедительны для читателя, именно пунктуальность в таких случаях призвана создать иллюзию подлинности описываемых событий.

Действие при этом имеет биографически верные координаты пространства, а порой и времени В один из зимних вечеров 1786 года на окраине Вены. Вена и Берген - города, где жили и творили великие композиторы. В новелле Корзина с еловыми шишками писатель идет даже дальше этого, пунктуально воссоздавая действительный образ великого Грига. Композитор действительно всю жизнь отличался простотой и скромностью. Он легко сходился с простыми людьми, любил уединенные прогулки.

Музыка Грига, в которой Дагни слышит то пение пастушьего рожка, то шум ветра и перезвон лесных колокольчиков, носила глубоко романтический характер, изобиловала вставками в духе народных наигрышей. Восприятие ее слушателем было примерно таким, как это и изображено писателем. Левашева 1962 328 Сравнение художественной и портретной биографий показывает, таким образом, что первая, опираясь на биографический материал, тяготела к созданию художественно убедительного для читателя образа.

Вымысел, используемый ею, призван был усилить драматизм судьбы героя, сделать его образ более цельным и потому понятным для читателя. Эти качества роднили художественную биографию с литературным портретом, что позволило Паустовскому позднее написать на основе новелл Ночной дилижанс и Равнина под снегом произведения в жанре литературного портрета. Напротив, высокая степень условности портретной биографии сближала ее с художественным произведением, обуславливая порой и их композиционное единство.

Так, новелла Старый повар, по замыслу автора, должна была стать составной частью художественной Повести о музыкантах . 9.