Предназначение творца

Предназначение творца. Роль творца в романтизме не ограничивалась только его служением искусству. Отмеченный божественной искрой талант этих людей позволял им соприкасаться с высшими, астральными силами, обретать дар провидца.

Подлинный поэт - всеведущ Художники через современность связывают мир прошедший с миром будущего. Было время когда поэт и пророк значили одно и то же. Я и теперь не считаю эту мысль устаревшей утверждал Гофман. Ванслов 1966 169 Подобная способность героя особенно ярко раскрывается в биографических новеллах с сильным элементом социального романтизма Я предсказатель, -ответил, не задумываясь Андерсен Я умею угадывать будущее и видеть в темноте.

Но я не шарлатан. И, пожалуй, я своего рода бедный принц из той страны, где некогда жил Гамлет Он сказал это и почувствовал, как у него холодеет лицо. Приближалось то состояние, какое он всякий раз испытывал, выдумывая свои поэмы и сказки. В этом состоянии соединялись легкая тревога, неизвестно откуда берущиеся потоки слов, внезапное ощущение своей власти над человеческим сердцем. Паустовский 1973 56 В новеллах Паустовского сказочники - особые люди, носители сокровенных тайн. Они обладают глубинной мудростью, являются выразителями народной философии.

Померанцева 1988 91 Специфика жанра биографической новеллы, однако, обуславливала реалистичность мировидения даже самых романтичных ее персонажей. Андерсен берется предсказывать будущее, но он не в силах что-либо изменить в нем, и потому потаенные желания его случайных попутчиц, в глубине души верящих именно в это, исполняются лишь частично. Андерсен не сулит им ни безмятежной жизни, ни богатства. Правда жизни оказывается сильнее самых притягательных романтических мечтаний, и обещать своим героиням легкой судьбы Андерсен не может Вы очень много хотите получить от жизни, хотя вы и простая крестьянская девушка.

Поэтому вам нелегко быть счастливой. Но вы встретите в своей жизни человека, достойного вашего требовательного сердца. Ваш избранник должен быть, конечно, человеком замечательным. Может быть, это будет живописец, поэт, борец за свободу Италии А может быть, это будет простой пастух или матрос, но с большой душой.

Это, в конце концов, все равно. Паустовский 1973 59 В будущем другой героини Андерсен угадывает судьбу или очень печальную, или очень счастливую. Паустовский 1973 58 И на сей раз он не в силах повлиять на рок судьбы. Это не в его силах. Единственное, что он может, так это сделать окружающих его людей чуть добрее, ведь сердце их не так легко зачерствеет, как у тех, кто не пережил этой сказки. Паустовский 1973 61 Выбор героев автором становится при этом отражением своеобразной иерархии романтического образа.

Чем более крылатым и образным становился язык искусства, тем более оно ценилось в романтизме. Потому устное слово всегда было предпочтительней письменного, а поэзия выгодно отличалась от прозы. Весомость устного слова, его побудительные, призывные функции еще более возрастали благодаря усилению в нем элементов драматизации. Театральное действо как никакой другой вид искусства помогало слову обрести необходимую пластическую образность. Актер в романтизме - культовая фигура, обладающая колдовской, магической властью над людьми Дагни часто ходила в театр.

Это было увлекательное занятие. Но после спектаклей Дагни долго не засыпала и даже плакала иногда у себя в постели. Паустовский 1969 7 771 . Соединяя малое и необозримое, веселое и сакрально-таинственное, театр становился художественно-убедительной метафорой реального мира. Поэтому театральное действо выполняет для Дагни роль прелюдии к еще более сильному чувству. Препочтение устного слова в романтизме письменному обусловило то, что в новеллах Аллан и Андерсен предстают в роли сказителей, а не писателей, каковыми в действительности они были. Устами же других людей называется истинная природа их творчества.

В коротком предисловии к новелле об этом пишет и сам автор Я написал рассказ о поэте Андерсене. Мне кажется, что он даст более ясное представление о воображении. Паустовский 1967 43 Я узнала, кто вы глядя ему в глаза, сказала Елена Гвиччиоли Вы знаменитый сказочник и поэт. Паустовский 1973 64 Но то, что для одних представляется редким природным даром, для других становится объектом злобы и ненависти Как смеет этот нищий поэт разрушать своим острым и сверкающим словом добропорядочность и твердые понятия и преврашать трезвый мир в чучело для насмешек! Паустовский 1967 7 379 Возникающий здесь социальный мотив новеллы далеко не случаен.

Сказитель, поэт традиционно олицетворяли в романтизме мотив страдания. Характер творчества обрекал их на стремление к признанию таланта, а так бывало далеко не всегда.

Потому высшую ступень в иерархии художественных образов романтизм отводил музыканту. Музыкальное сочинение является результатом вдохновения творца, свободного от общественных настроений и поклоняющегося лишь музе искусства. Невзирающий на капризы переменчивой моды, такой герой сполна соответствует требованиям портретной биографии с ее ярко выраженной идеализированностью сюжета. Его музыкальное сочинение непереложимо не только на словесный невозможно, конечно, передать музыку словами, как бы ни был богат наш язык Паустовский 1969 7 469 , но и на нотный текст.

Исполнение такой музыки - всегда результат экспромта и вдохновления. Под чарующим действием этих сил играет на клавесине Моцарт. Преисполнены вдохновления и музыканты оркестра, исполняющего музыку Грига в городском парке Христиании, Искусство гибнет от попыток объяснить его, и потому оркестранты не заглядывают в нотные записи концерта Несмотря на вечер, ни дирижер, ни оркестранты не включили лампоче над пультами.

Вечер был настолько светлый, что фонари, горевшие в листве лип, были зажжены, очевидно, только для того, чтобы придать нарядность концерту. Паустовский 1969 7 472 Не знает и Андерсен, как точнее передать свое поэтическое состояние Одни считали его вдохновением, другие восторгом, третьи - даром импровизации. Паустовский 1973 57 Гармония музыки, недосягаемая для других жанров искусства, сполна воплощала в себе романтический идеал, каким бы грандиозным, миражным, или трепетным он ни был. В романтической культуре музыка подразумевает слитность и целостность мировой жизни.

В музыке оглашается тайна, скрытая в недрах космоса, недоступное, через звуки ставшее доступным. Роль музыканта еще значительней в том случае, если он - гений. Тогда магическая власть творца достигает своего апогея. Моцарт соглашается быть исповедником, которому старик раскрывает всю свою душу. Власть искусства, однако, сильнее и значительнее власти религии, и Моцарт исповедует умирающего по законам добра и высшей справедливости Так вот, Иоганн Мейер сказал незнакомец и положил ладонь на слепые глаза старика вы невинны перед людьми.

То, что вы совершили, не есть грех и не является кражей, а,наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви. Паустовский 1967 6 537 И исполняя последнюю волю старика, он делает то, что священнику оказалось бы не под силу возвращает его в чудесные мгновения молодости. Его власть больше власти священника, ибо она - от искусства. Вспомним и Эдварда Грига из новеллы Корзина с еловыми шишками. Духовный мир Дагни преобразился под влиянием его музыки, а, значит, он повлиял и на ее будущее.

Роднит же блистательных творцов с их менее удачливыми собратьями главное - стремление к беззаветному служению искусству. 9.3 К проблеме романтического пьдестала Живые, общительные, чуть насмешливые герои новелл Паустовского, даря тепло и очарование своего воображения, нисколько не стремятся выделиться среди людей, их окружающих.

Их отличает скромность, и в добрых своих делах они предпочитают не называть свое имя. Андерсен представляется своим попутчицам простым поэтом. Моцарт на протяжении всей новеллы выступает в качестве незнакомца и называет свое подлинное имя лишь в финальной сцене. Также в финале узнает и Дагни, кем в действительности был ее случайный попутчик. Писатель как бы лишний раз хочет подчеркнуть ту мысль, что художник, сколь бы гениальным он ни был, способен творить лишь до тех пор, покуда заботы и чаяния простых людей находят отклик в его душе. Артист, писатель, композитор находит восхищенных слушателей где-нибудь в деревенской глуши, он открывает в них свою народную аудиторию, а вместе с тем и подлинный адрес собственного творчества.

Трефилова 1983 87 Проблема поэта и толпы была глубоко чужда романтизму нашего века. Герои Паустовского ведут жизнь обычных людей того времени Все, что могло приглушить звуки ковры, портьеры и мягкую мебель - Григ давно убрал из дома. Остался только старый диван.

На нем могли разместиться до десятка гостей, и Григ не решался его выбросить. Друзья говорили, что дом композитора похож на жилище дровосека. Паустовский 1967 7 468 Перед нами сознательная дегероизация главного персонажа. Такой прием помогает, однако, автору в кульминационный момент стремительно вывести героя на авансцену, подчеркнув тем самым исключительность его таланта. Так построен, в частности, феерический образ Моцарта в Старом поваре. Если же героем становится человек известный, но не столь удачливый и гениальный, автор идет другим путем.

Поэтичность усиливается исподволь оттеняется соприкосновением героя с грубыми реалиями окружающей жизни. Таков Андерсен в Ночном дилижансе. Его облик контрастирует с пошлой атмосферой гостиницы оловянная чернильница без чернил, моль на портьерах, фаянсовый таз с изображением купальшиц, канделябр с остатками сальной свечи, нечищенный, должно быть, со времен Тициана и с удручающим видом ее обитательниц, молодых женщин в потертых бархатных корсажах, кое-как затянутых порванными тесемками, которые весь день оглушительно хохотали и ссорились, а иногда дрались, вцепившись друг другу в волосы.

Паустовский 1973 49 Под стать им оказывается ленивый и нечистый на руку слуга, педантичный и скучный священник, спутник Андерсена в дилижансе, пошлость и скука жизни контрастируют с той поэзией и красотой, что вызываются к жизни силой фантазии Андерсена. Внутренний монолог, несобственно-прямая речь, искусно вводимые автором в новеллу, раскрывают как бы изнутри характер героя Андерсен рассмеялся.

Он ничуть не был рассержен. Его страсть к путешествиям усиливалась изо дня в день даже от самых забавных пустяков. Путешествия всегда сулили неожиданности. Никогда ведь не знаешь, когда блеснет из-под ресницы лукавый женский взгляд, когда покажутся вдали башни незнакомого города и закачаются на горизонте мачты тяжелых кораблей. Паустовский 1973 50 Такими средствами писатель придает своим героям полностью земной облик, делает их более доступными читателю.

Жанр, как видим, обуславливая различие в методах, используемых автором для создания образа, неизменно сохраняет его глубоко романтическую природу. 10.