НОВЕЛЛА В РОМАНТИЗМЕ

НОВЕЛЛА В РОМАНТИЗМЕ. Жанр новеллы В определениях новеллы, многочисленных и разнообразных, чаще всего встречаются такие жанрообразующие признаки, как событийность, краткость, сжатость, символичность, семантическая насыщенность. Литературный энциклопедический словарь ЛЭС 1987 248 дает, в частности, следующее определение новеллы Новелла - малый прозаический жанр, сопоставимый по объему с рассказом, но отличающийся от него острым центростремительным сюжетом, нередко парадоксальным, отсутствием описательности и композиционной строгостью.

Поэтизируя случай, новелла предельно обнажает ядро сюжета - центральную перипетию, сводит жизненный материал в фокус одного события. Новелла, таким образом это рассказанная новость. Ее художественный интерес концентрируется вокруг точки перехода, переворота от старого порядка жизни к новому.

Тюпа 1993 21 К этому порой добавляется, что новелле чуждо стремление к исчерпывающей картине события. Lilja 1985 14 В литературоведении считается общепризнанным, что преобладание действия делает новеллу наиболее эпическим жанром, что новелле свойственны элементы драматизма Шмид 1993 64 . Некоторые авторы добавляют к числу признаков новеллы еще и непременную загадку сюжета. Шкловский 1930 39 Связь между краткостью и построением действия опосредствована в этом жанре поэтической организацией текста.

Как литературный жанр новелла отличается повышенно жесткими жанровыми дефинициями. Последнее не мешает, однако, исследователям признавать существование национальных особенностей в развитии новеллистического жанра. Так, русской новеллистике традиционно присуще снижение роли сюжетной событийности в пользу укрупнения нравственного поля героев, значительная доля реализма в художественной ткани произведения, тогда как классическая европейская новелла характеризовалась хронологической структурой построения сюжета, постепенно нарастающим напряжением основного действия. 3.2