Напряженный лиризм романтического образа

Напряженный лиризм романтического образа. Лиризм - одна из важнейших отличительных черт романтической кульминации с ее неизменным стремлением к воплощению мечты, какой бы грандиозной, трепетной и миражной она ни была. Новеллы об искусстве служат ярким примером этого.

Ведь искусство в романтической трактовке - сила могучая, вдохновляющая и преобразующая мир. Только в искусстве, думали романтики, полностью раскрываются творческие способности человека. И потому они проповедовали абсолютную свободу художника, горячо отстаивали его независимость от власти, от невежественного суда презренной толпы.

Романтики были убеждены, что вдохновение и творчество не укладываются в заранее установленные рамки, не могут быть ничем ограничены, а всякий настоящий художник создает свои собственные правила. Произведение искусства как никакое другое творение человеческих рук одновременно и создает эмоциональное ощущение красоты и в то же время показывает ее неосуществленность в реальной жизни, ставя тем самым цель, к которой нужно стремиться. М. Щеглов считал, что повышенную лиричность повествованию в очень большой степени придает своеобразие художественной детали, вкрапление в сюжетику персонажей, предметов, имеющих отношение к искусству стеклянный рояль, стихотворение гениального поэта или легенды о великих артистах - вообще обилие искусства, культ его. Алексанян 1969 133 Аура искусства полна загадки и таинственности, отчего все происходящее вокруг обретает полусказочный характер, создается ощущение столь любимой романтиками близкой дали. Это чувство усиливают давность происходивших событий, необычность ситуации, гиперболичность образов, исключительность героя.

В новелле Старый повар перед нами убогое жилище умирающего повара.

Простая сторожка в саду, в ней простой грубый стол, простая фаянсовая посуда. Все обыкновенно в бедной сторожке. Однако новелла построена на особо подчеркнутом, специально акцентируемом контрастном сочетании простоты и необыкновенности Все убранство сторожки составляли кровать, хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и, наконец, клавесин - единственное богатство Марии. Паустовский 1969 6 535 Клавесин, символ красоты, придает повествованию атмосферу необычности.

Случайный уличный незнакомец заходит в сторожку и садится за клавесин. В столь же простой лесной избушке, сев за рояль, приступает к сочинению музыки для Дагни Педерсен Григ. Подобное совпадение места и характера действий героев глубоко символично. Таким путем в портретной биографии типизируется идеал облагораживающего и очаровывающего воздействия искусства, связанного с простой жизнью, на человеческую душу. Единство земного и духовного, простого и возвышенного.

То, что так характерно для легенды. Легендарность проявляется здесь как характерная черта портретной биографии, ее дымка окутывает происходящее в новелле. Простой старый повар, всегда не любивший священников, выражает вдруг желание исповедаться любому прохожему. Как сказочный принц, появляется в сторожке молодой незнакомец в своем изысканном простом костюме.

Необычная просьба старика не вызывает у него ни малейшего удивления Хорошо сказал человек спокойно хотя я не священник, но это все равно. Пойдемте. Паустовский 1969 6 536 Сюжет повествования делает поворот в сторону ассоциативности, обретающей в романтическом произведении черты гиперболы и фантасмогории. Ее природа, однако, в романтической новелле в значительной мере определяется жанровыми особенностями произведения. В новелле Равнина под снегом, построенной на ассоциативном развитии сюжета, возвышенные романтические картины и образы Аллан соотносит с окружающей суровой реальностью. Мерцающий в сумраке огонек свечи наводит его на тягостные размышления о призрачности даже самых незыблемых понятий Холодный снег и черные стекла с отражением свечи.

Должно быть, эту свечу было видно с океана, где волны мотали тяжелую рыбачью барку. И рыбаки, глядя на слабый огонь, думали о кипящем котелке и сухой постели. Аллан усмехнулся. Вечный самообман, вечная наивность человеческих надежд и мечтаний! Хороши бы они были, эти рыбаки, если бы им удалось пристать к берегу и они прошли бы через равнину к его дому! Что бы они увидели здесь? Пустую комнату, свечу, солдатскую койку и холодную золу в камине.

И его, Аллана, закутанного в рваный шарф, озябшего и до того печального, что он даже не мог говорить. Паустовский 1969 7 375 Отсюда рассуждения в чем счастье. Так движется нить размышлений писателя над пролетевшей жизнью, не принесшей ничего, кроме разочарований себе и невзгод близким.

Отсутствие трагического по тональности материала решительно меняет характер романтической ассоциативности увлекая в мир прекрасного, она и сама обретает невиданную доселе возвышенность. В портретной биографии жизнь нежданно для героев обретает сказочный облик, и авторский идеал единения искусства и человечности воплощается здесь со всей полнотой. Глубоко символично, что именно музыкант становится олицетворением чудотворной роли искусства. Музыку, наряду с природой и любовью, романтики считали основными источниками гармонии, а заложенная в этих силах ассоциативность роднила их между собой На старых ветках распускаются белые цветы, По-моему, это цветы яблони, хотя отсюда, из комнаты, они похожи на большие тюльпаны.

Вы видите первый луч упал на каменную ограду, нагрел ее, и от нее подымается пар. Это, должно быть, высыхает мох, наполненный расстаявшим снегом. А небо делается все выше, все синей, все великолепнее, и стаи птиц уже летят на север над нашей старой Веной. -Нет, сударь сказала Мария незнакомцу эти цветы совсем не похожи на тюльпаны.

Это яблони распустились за одну только ночь Да ответил незнакомец это яблони, но у них очень крупные лепестки. Паустовский 1969 6 538 Так благодаря ассоциативности новелла обретает характер волшебной сказки ведь цветы распустились не как всегда, а за одну только ночь. У них необычайно крупные лепестки. Мистику происходящего усиливает контраст между окружающей героев реальностью и тем, что они видят в грезах под влиянием музыки старая сторожка, старый пес, мокрый снег на улице, а герои видят небо, прозрачное, как синее стекло. Паустовский 1969 6 537 К волшебной сказке отсылает нас и само собой появляющееся вдруг слово заколдованный незнакомец сидел у клавесина не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой. Паустовский 1969 6 538 Глубоко символично и место подобной идиллии.

Сад является воплощением одной из граней романтического идеала.

Он привлекает романтических писателей своей способностью откликаться на различные состояния человеческой души. Корзина 1994 39 Заброшенный, или наоборот, буйно разросшийся сад, городской парк - любимые образы романтизма. Потому основное действие в Корзине с еловыми шишками протекает в городском парке, а местом действия новеллы Старый повар становится сторожка в саду на окраине Вены. Оккультивированные сады и парки олицетворяли собой свершившийся синтез природы и искусства. Сад обособлял вместе с тем зону, в которой суровые законы реального мира утрачивали свою силу. Выход Дагни из городского парка символизирует одновременно конец магического чудодейства.

Мотивы ностальгии, свойственные атмосфере садов и парков, также призваны были противопоставить их дикой природе. Потому-то детство Дагни проходит в лесах под Бергеном, а возвратившая ее в далекое прошлое музыка Грига звучит в городском парке Христиании. Воспоминания молодости сад навевает и на старика-повара. То, что центром действия становится ветхая сторожка посреди сада, еще более подчеркивает необычайность происходящего.

Ведь образ невысокого старого дома в романтизме неизменно носит символический оттенок Что значат низкие потолки? Фантазия взлетает ввысь и воздвигает высокие, радостные своды, поднимающиеся до голубых сияющих небес. Ванслов 1966 131 Характерно и другое исполняя желание старика, Моцарт наполняет ночной зимний сад весенним теплом и светом. Сад, самой своей сущностью подчеркивая безграничные возможности человека в деле преобразования природы, способствует подобному повороту сюжета.

Человек романтизма ощущает себя важной частью природы, наделенный такими же творческими возможностями, как и она, он вступает с ней в творческое соревнование. Корзина 1994 44 Окончательную завершенность картине придает возникающий вдруг мотив любви. Со всей полнотой проявляется в таких новеллах характерная для романтизма гармония высокому искусству соответствует сказочная природа и возвышенная любовь.

Она простирается до сферы бесконечного, и старик-повар на всю жизнь сохраняет верность этому чувству. Им было продиктовано и его последнее желание, обращенное к ночному посетителю ветхой сторожки Я хотел бы еще раз увидеть Марту такой, какой я встретил ее в молодости. Увидеть солнце и этот старый сад, когда он зацветет весной. Паустовский 1969 6 537 Любовь в романтизме обладает космическим оттенком, делающим предметом восхищения не столько объект чувствования, сколько само чувство, его поэтическую силу, многогранность и неисчерпаемость. Хрулев 1985 32 . Музыка Моцарта романтически трансформирует первоначальное желание старика увидеть визуальный образ Марты Я вижу, сударь сказал старик и приподнялся на кровати Я вижу день, когда я встретился с Мартой и она от смущения разбила кувшин с молоком Так чувственное начало в романтизме побеждает статичность образа. 8.