К определению понятия дискурс различные подходы к его трактовке

К определению понятия дискурс различные подходы к его трактовке. Определение такого понятия, как дискурс, уже предполагает некоторую идеологическую ориентацию, собственную точку зрения на анализ языкового общения.

В этой связи интересно проследить становление научной мысли относительно данного понятия. Мишель Фуко рассматривает дискурс в самом широком смысле и считает дискурс не лингвистическим, а общекультурным понятием. Он пишет Безусловно, дискурс - событие знака, но то, что он делает, есть нечто большее, нежели просто использование знаков для обозначения вещей. Именно это нечто большее позволяет ему быть несводимым к языку и речи Фуко 1996 50 . Единицей или атомом дискурса в понимании М.Фуко является высказывание.

Совокупности высказываний образуют дискурсивные формации. Фуко относит к формациям такие стороны жизни человеческого общества, как экономика, политика, медицина, науки о живых существах, что позволяет ему говорить, например, о климатическом дискурсе, дискурсе экономическом, дискурсе естественной истории, психиатрии и т.д. Таким образом, все области человеческого знания являются в его представлении совокупностями дискурсов.

При этом Фуко признает, что такое употребление понятия дискурс не считается общепринятым, а лингвисты придают ему совсем иной смысл. В лингвистических исследованиях понятие дискурс трактуется как связный текст в совокупности с экстралингвистическими, прагматическими, социокультурными, психологическими и др. факторами текст, взятый в событийном аспекте, речь рассматриваемая как целеноправленное социальное действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизмах их сознания.

Дискурс - это речь, погруженная в жизнь ЛЭС 1990 136 . Ю.С.Степанов считает лучшим определение, данное дискурсу В.З.Демьянковым Discourse- дискурс, произвольный фрагмент текста, состоящий более чем из одного предложения или независимой части предложения. Часто, но не всегда, концентрируется вокруг некоторого опорного концепта создает общий контекст, описывающий действующие лица, объекты, обстоятельства, времена, поступки и т.п определяясь не столько последовательностью предложений, сколько тем общим для создающего дискурс и его интерпретатора миром, который строится по ходу развертывания дискурса. Следует заметить, что в этой части определения В.З.Демьянков выражает интенциональную структуру дискурса, поскольку речь в ней идет о мире интерпретатора, т.е. об интенциональном горизонте и контексте интерпретации.

Вместе с тем, дискурс, как считает автор данного определения, имеет логическую структуру и продолжает Исходная структура для дискурса имеет вид последовательности элементарных пропозиций, связанных между собой логическими отношениями конъюнкции, дизъюнкции и т.п. Элементы дискурса излагаемые события, их участники, перформативная информация и не-события, т.е. а обстоятельства, сопровождающие события б фон, поясняющий события в оценка участников событий г информация, соотносящая дискурс с событиями цит. по Степанов 1995 37-38 . Как следует из обоих определений, дискурс необходимо понимать как текст или речь в действии, в совокупности со всеми экстралингвистическими факторами, включая знания о мире, мнения, установки, оценки, цели адресанта.

Таким образом, дискурс - более широкое и открытое понятие.

Интересна точка зрения Ю.С.Степанова, связывающего дискурс с понятиями альтернативного мира, факта и причинности. Ю.С.Степанов также дает широкую лингво - философскую трактовку дискурса как языка в языке, представленного в виде особой социальной данности Степанов 1998 . При этом дискурс не может быть сведен к стилю, грамматике или лексикону как просто язык. Он существует, прежде всего, и главным образом в текстах, но таких, за которыми встает особая грамматика, особый лексикон, особые правила словоупотребления и синтаксиса, особая семантика в конечном счете - особый мир Степанов 1998 676 . Хотя Ю.С.Степанов также говорит о существовании дискурса в текстах, его видение дискурса как особого, возможного мира выводит дискурс далеко за рамки текста.

Рассмотрим теперь, как некоторые зарубежные лингвисты, внесшие значительный вклад в разработку теории дискурса, определяют это понятие.

Дебора Шифрин видит три подхода к определению понятия дискурс. Первый подход, осуществляемый с позиций формально ориентированной лингвистики, определяет дискурс просто как язык выше уровня предложений или словосочетания - language above the sentences or above the clause цит. по Макаров 1998 69 . Второй подход дает функциональное определение дискурса как всякого употребления языка the study of discourse is the study of any aspect of language use указ.соч. 69 Этот подход предполагает обусловленность анализа функций дискурса изучением функций языка в широком социокультурном контексте.

Третий подход к определению дискурса подчеркивает взаимодействие формы и функции дискурс как высказывания - discourse as utterances указ.соч. 70 . Это определение подразумевает, что дискурс является не примитивным набором изолированных единиц языковой структуры больше предложения, а целостной совокупностью функционально организованных, контекстуализованных единиц употребления языка.

Несомненный интерес к рассматриваемому понятию вызывает подход Роберта де Богранда. Ученый трактует данное понятие под несколько иным углом зрения и, позволим себе заметить, в совершенно оригинальном контексте. Принимая во внимание тот факт, что наука о языке XX века долго изучала лишь язык как таковой, Богранд подчеркивает, что в реальном мире язык не существует сам по себе Вы не найдете голландский язык, прогуливающимся вдоль каналов, английский язык, наслаждающимся чашкой чая, а немецкий, бешено несущимся по автобану.

Вы обнаружите лишь дискурсы, т.е. реальные коммуникативные события Beaugrande 1997 36 . Подобную точку зрения высказывает один из ведущих разработчиков теории дискурса голландский лингвист Т.ван Дейк. Он также определяет дискурс как коммуникативное событие, при этом люди используют язык для передачи своих идей и мыслей, что, в свою очередь является частью более сложных социальных действий Dijk 1997 . Таким образом, в понимании Т. ван Дейка, дискурс - это использование языка, передача мыслей и убеждений, речевое воздействие.

При рассмотрении понятия дискурс краткого комментария требует соотношение понятий дискурс и текст . 2.1.2.