Фреймовый подход к значению ФИ

Фреймовый подход к значению ФИ. Согласно современным представлениям, фоновые знания человека представляют собой совокупность фреймов.

Наши знания о мире складываются по определенным сценариям языковых знаний о фиксированном наборе стереотипных ситуаций и могут быть описаны как результат формального заполнения сценариев фреймов. Предполагаемый базис знания и практики - сложный фрейм - являет собой общее основание образа, который может быть представлен любым из отдельных слов и образует особую организацию знания, составляющую необходимое предварительное условие нашей способности к пониманию тесно связанных между собой слов Филмор 1988 61 . М.Минский принадлежит к числу тех, кто считает, что понятие фрейм соотносится с такими структурами данных, которые служат для представления как знаний неязыкового, так и языкового характера Минский 1979 . Развитие идей фреймового описания привело к тому, что в настоящее время это понятие применяется не только для стандартных ситуаций.

Фреймы рассматриваются в отношении к концептуальной системе человека, где они представляют собой более или менее обобщенные концепты.

Фреймы не являются произвольно выделяемыми кусками знания.

Во - первых, они являются единицами, организованными вокруг некоторого концепта.

Но и в противоположность простому набору ассоциаций, эти единицы содержат основную, типическую и потенциально возможную информацию, которая ассоциирована с тем или иным концептом Ван Дейк 1989 16-17 . Другими словами, фреймы есть концептуальные структуры с декларативно и процедурно ориентированными знаниями Баранов, Добровольский 1991 . Подход к фреймам как к концептуальным структурам с декларативно и процедурно ориентированными знаниями лег в основу теории концептуального моделирования актуального значения идиом А.Н. Баранова и Д.О. Добровольского Baranov, Dobrovolskij, 1996 . Согласно этой теории, за любым ФИ стоит своя абстрактная концептуальная структура - фрейм, в которой аккумулируются знания человека о мире и образование значения ФИ связано не с переносом характеристик от одного денотата к другому и не с производностью одних значений от других, а с целым комплексом преобразований в концептуальных структурах. Составляющие фрейма представлены в виде слотов, которые могут быть заполнены различными в каждом конкретном случае данными.

Структура акционального фрейма, например, образуется следующими слотами ячейками 1 имя фрейма 2 время действия 3 этапы действия 4 место действия 5 результат действия 6 последствия непредусмотренные, неочевидные результаты 7 инструмент действия 8 материал действия 9 содержание действия процедуры 10 объекты действия 11 субъект действия 12 характеристика действия Baranov,Dobrovolskij 1996 417 . В результате концептуальных преобразований во фреймах и слотах происходит формирование нового значения идиомы.

Рассмотрим, в результате каких концептуальных преобразований формируется значение интенсивности ФИ. Проведенные исследования показали, что значение интенсивности формируется в результате сокращения исходного фрейма до единичного слота.

Например, значение ФИ to beat the band lit. to drown the noise made by the band - with great force, vigor может быть описано как результат сокращения исходного акционального фрейма заглушить музыку, исполняемую оркестром до его слота характеристика действия with great force.

Как известно, в качестве категориального признака интенсивности выступает количественная характеристика признака, процесса, состояния.

В нашем случае можно говорить о количественной характеристике действия, выраженного предикатом to beat - vigorously, with great force. Подобным образом формируется и значение ФИ like a house on fire lit. as fast as a house would burn - very fast or vigorously.

Внутренняя форма этого ФИ может быть представлена в виде исходного фрейма подобие, который, в свою очередь, представлен концептом like, concept of similarity Wierzbicka 1994 и включает сценарий a house on fire. Один из компонентов концепта огонь согласно теории прототипов А.Вежбицкой, указывает на то, что огонь - это событие или процесс Wierzbicka 1994 224 , другой компонент включает наши знания о том, что все, что находится в этом процессе, превращается в пепел, т.е. сгорает и притом очень быстро указ.соч. 224 . Таким образом, значение этой идиомы формируется в результате сокращения исходного фрейма подобие со сценарием дом в огне, т.е. дом горит до его слота характеристика действия very fast или vigorously. Значение интенсивности в ФИ формируется также в результате совмещения частичных семантических противоречий в исходном фрейме и введенном слоте, которое приводит к повышенным концентрациям определенной информации, последняя и является основой интенсивности Каплуненко 1992 . Например интенсивное значение в ФИ Ill eat my hat a strong asseveration - как пить дать, голову даю на отсечение, т.е. сильно ручаюсь, возникает в результате выведения в фокус исходного фрейма прием пищи слота объект действия - hat, изначально не принадлежащего к данному фрейму.

Несовместимость введенного слота с исходным фреймом ведет к появлению семантического противоречия, которое и является основой интенсивности.

Следовательно, значение этого ФИ частично является продуктом межслотовых отношений внутри фрейма.

Следует отметить, что образование значения данного ФИ базируется не на визуальном образе, а на комплексной операции над обыденным знанием, отправной точкой которого является буквальное прочтение ФИ. С семантической точки зрения совершенно несущественно, какую шляпу представляют себе при этом те или иные носители английского языка.

Важно общее для всех знание о том, что шляпа является предметом, непригодным для приема в пищу. Активируясь фразеологическим интенсификатором, это знание обеспечивает когнитивную базу для естественноязыкового вывода и входит в план содержания данного языкового знака. Речь, следовательно, идет не о представлении, а об операции над знанием. В конечном счете такой знак оказывается оптимальным для чистого выражения, или для усиления иллокутивной функции высказывания.

Таким образом, специфика знаковой особенности ФИ состоит в том, что в отличие от значения лексических интенсификаторов, представленных, прежде всего, признаковой лексикой, которые в силу узкой референтной закрепленности, как правило, соотносятся не с целостным фреймом, а лишь с его слотом, значение ФИ соотносится с целостной ситуацией, т.е. с фреймом. Образованию непредсказуемых межфреймовых или межслотовых связей способствуют аналогии, основанные на ключевой метафоре.

Такие аналогии порою дают нам возможность увидеть какой-либо предмет или идею как бы в свете другого предмета или идеи, что позволяет применить знание и опыт, приобретенные в одной области, для решения проблем в другой области. Именно таким образом осуществляется распространение знаний от одной научной парадигмы к другой Минский 1988 291 . Ключевые метафоры прилагают образ одного фрагмента действительности к другому ее фрагменту.

Они обеспечивают его концептуализацию по аналогии с уже сложившейся системой понятий. Представляется, что в основе образования значения ФИ лежит акт метафорического творчества, изучение которого позволяет увидеть то сырье, из которого делается значение слова. Метафора есть стадия в переработке сырья, этап на пути от представления знаний, оценок и эмоций к языковому значению Арутюнова 1999 370 , в нашем случае к значению ФИ. 1.3.4.