«Семейная идея» Л. Н. Толстого

средняя общеобразо- вательная школа 10 ст. Новопокровская Краснодарский край Реферат На тему Семенная идея в творчестве Льва Николаевича Толстого Курилов Сергей Евгеньевич класс 11 Руководитель Пинюшева Алла Александровна 2002 год План 1. Семейная идея Л. Н. Толстого 2. Война и мир 3. Первоначальный текст. Внешность Пьера 4. Образ Наташи 5. Эпизод из деревенской жизни Наташи 6. Первая встреча князя Андрея и Наташи 7. Смерть князя Андрея 8. Сюжетная линия 9. Отношения между Николаем Ростовым и княжной Марьей 10. Заключение вывод 11. Почему я выбрала эту тему Введение Несколько секунд они молча смотрели в глаза друг другу, и далекое, невозможное вдруг стало близким, возможным и неизбежным.

Л. Н. Толстой. 1. Семейная идея в творчестве Л. Н. Толстого является одной из ведущих.

В течение всей жизни Лев Николаевич проявлял неустанный интерес к проблемам семьи, воспитанию детей, отношениям между мужчиной и женщиной. Взгляды его на эти вопросы не оставались неизменными. Семейная идея находит сво наивысшее воплощение в укладе жизни, общей атмосфере, в отношениях между близкими людьми в семействах Ростовых и Болконских, в эпилоге Николая Ростова и княжны Марьи, Пьера и Наташи. Поэтому нас особенно интересуют предыстория образов любимых героев Толстого и их прототипы. 2. Война и мир это не только величайшее произведения искусства слова, это сама эпоха первой четверти XIX века, ожидающая всякий раз на страницах романа в зримых, осязаемых, завершнных формах.

К концу 60-х годов Л. Толстой достигает небывалой творческой высоты, на которой художник становится творцом. В Войне и мире жизнь предстат в е глубочайшей сущности и закономерностях, более того, в е перспективе. Особым, художническим чутьм писатель улавливает в реальной действительности нечто такое, что существует или существовало лишь как скрытая возможность.

В эпических образах он творит новое бытие, в котором, однако, присутствует вся правда частной и общей, исторической жизни, освещенная более ярким, сильным светом. Произведение необычайно гармонично, объмно. 3. Итак, обращаемся к первоначальному тексту. Описание внешности Пьера. Пьер чувствует себя частью этой огромной невидимой цепи, которой начало скрывается в небесах. Я чувствую, что надо мной живут духи и что в этом мире есть правда говорит он, а в плену прозревает свою бессмертную душу. Pierre был неуклюж. Когда он встал, ещ заметнее стала его неловкость.

Толстый, сутуловатый, с жирными руками, висевшими как плети и которые он не знал куда девать Он дожидался времени отклонятся, переминался с толстой ноги на ногу А каким он предстат в окончательном варианте массивный, толстый молодой человек со стриженою головою, в очках с умным, робким, наблюдательным и естественным взглядом. Какой можно сделать вывод - В романе дается более сдержанное и краткое описание.

Да, исчезает первоначальная резкость, менее заметным делается контраст между плотским и духовным началом. Внимание после освобождения из плена, в котором Пьер духовно очистился, плотское начало в нм как бы отступает. Пьер чувствовал себя особенно дружелюбно расположенным ко всем людям, которых он встречал говорил быстро, оживлно Он покраснел радостно и страдальчески болезненно. Он хотел скрыть сво волнение часто удивлял людей, встречавшихся с ним, своими замечательными, выражавшими тайное согласие, счастливыми взглядами.

Здесь видна только его душа, светившаяся во взгляде, в улыбке, в волнении. 4. Особенно тщательно Толстой работал над образом Наташи. Наталья, 15 лет. Щедра безумна. Верит в себя. Капризна, и вс удатся, и всех тормошит, и всеми любима. Музыкой обладает, понимает и до безумия чувствует. Вдруг грустна, вдруг безумно радостна. Глупа. Но мила, необразованна, ничего не знает и всегда умеет скрыть.

Влюблена в учителя, в Бориса, кукла Биби, дружба с Соней. Первый бал, влюблена в царя. Деревня, Михаил, влюблена, падение. Ужас и веслость. Концерт. Отношения полудружбы с Аркадием. С Петром. Она хочет погубить себя. Он ранен. Она бегает от него. Объяснение. Свадьба платья. Да, описание приобретает эстетически законченную форму. И, вероятно, случайно автор уменьшил возраст Наташи до 13 лет. В ней ещ чувствуется непосредственность детского обаяния.

И мы имеем возможность проследить более сложный путь развития и становления характера. Прототипом Наташи в какой-то степени послужили Танечка Берс, младшая сестра Софьи Андреевны. Толстой указывал на близость этого типа к типу его героини. Во время работы над романом Лев Николаевич был особенно дружен с Таней. Он любил слушать е пение, часто сам аккомпанировал ей на фортепиано. Танечка сопровождала его в верховой езде и на охоте. Прелесть наивности эгоизма и чутья, милая, беснующая, энергическая натура, прелестная натура и сердце так отзывался он о ней в дневнике и в письмах.

Писатель использовал некоторые эпизоды из е жизни. Например, сцена венчания Бориса с куклой Мими имела место в действительности, но в окончательный текст не была включена. Зато писатель оставил две фразы, художественно более оправданные, чем целый эпизод. Она смеялась чему-то, толкуя отрывисто про куклу, которую вынула из под юбочки Видите Кукла Мими. Видите. Борис, улыбаясь, шл за нею Какая же это одна вещь спросил он. Она смутилась, оглянулась вокруг себя и, увидев брошенную на кадке свою куклу, взяла е в руки Поцелуйте куклу сказала она. Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперд дядюшки и, подперши руками в боки, сделала движение плечами и стала.

Где, как, когда всосала в себя из этого русского воздуха, которым она дышала эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой этот дух, откуда взяла она эти приемы Но дух и приемы были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские, которых и ждал от не дядюшка. 5. В окончательный текст не были внесены эпизоды из деревенской жизни Наташи, раскрывающие е близость и любовь к природе.

Летом, действительно, Наташа устроила себе такую жизнь, что она, не притворяясь, говорила, что она чрезвычайно счастлива. Она вставала рано утром и с дворовыми девушками, и гувернанткой, и Соней отправлялась за грибами, ягодами или орехами. Когда становилось жарко, она подходила к реке и там купалась в устроенной купальне.

Наташа с радостною гордостью выучилась плавать. Потом она пела, обедала и отправлялась одна, в сопровождении Митьки охотника, верхом в любимые места, поля и луга. С каждым днм она чувствовала, как она крепнет, полнеет, хорошеет и лучше и лучше плавает, ездит верхом и лучше поет. Она постоянно была счастлива в поле и вне дома. И когда за обедом или вечерним чаем она опять слышала те же толки о скуке в деревне и о бедности, она ещ более чувствовала себя счастливой в поле, в лесу, верхом, в воде или в лунную ночь на своем окне. Она не была влюблена ни в кого и не чувствовала в этом никакой надобности. Почему писатель исключил это прекрасное описание, так много объясняющее в становлении внутреннего мира героини.

Возможно, потому, что оно слишком разъясняет образ девушки. В романе показаны близость и любовь Наташи к природе и простым людям, но более тонко и более художественно, в самой сюжетной линии. Иногда это незначительные детали и штрихи во время охоты, иногда скульптурно отделанная сцена пляска у дядюшки, пейзажные зарисовки лунная ночь в Отрадном, святки.

Мы знаем, что пейзаж у Толстого выполняет дополнительную психологическую функцию как правило, он дан через восприятие героев и раскрывает их душевные тончайшие движения Нет, я поеду, непременно поеду сказала решительно Наташа. Илагин приятно улыбнувшись, сказал, что графиня Наташа представляет Диану и по страсти к охоте и по красоте своей. 6. Экзотичная

Первая встреча князя Андрея и Наташи

Увидев его, мальчик, и прелестный мальчик, встряхнув чрными кудрями, п... Толстой-художник неизменно следует высокой правде искусства.. Хорошо. Первая встреча князя Андрея и Наташи. Какой-то шум, похожий на звук вл... В окончательном же варианте вс проще, естественнее и больнее. Уже в эт...

Смерть князя Андрея

Любви между ними нет Ты удивляешься, я думаю, мой друг, нашим отношени... В другом варианте князь Андрей и Наташа обручились. По-иному описана встреча в Воронеже. Он радовался известиям, полученным из дому, и ещ тому, что между ним и... На фоне масштабных исторических событий Толстого интригует частная жиз...

Список литературы газета Литература, приложение к Первому Сентябрю.