Глава IV. Второй этап творчества Вирджинии Вульф cередина

Глава IV. Второй этап творчества Вирджинии Вульф cередина. х гг Второй период творчества Вирджинии Вульф относится к середине 20-х годов и включает романы Миссис Деллоуэй Mrs. Dalloway, 1925 и К маяку То the Lighthouse, 1927, являющиеся вершиной творчества Вулф. Роман Миссис Деллоуэй Вулф создавала с ориентацией на Джойса, увлеченная замыслим воспроизведения жизни в духе Улисса.

Скозь призму одного дня передана жизнь героини н тех, чьи судьбы связаны с ней. В тексте романа фиксируются монеты бытия, ограниченные временем июньский день 1923 г. и пространством район Уэст-Энда. В романе нет экспозиции, он начинается словами Миссис Дел-лоуэй сказала, что сама купит цветы. С этого момента читателя увлекает поток времени, движение которого фиксируют удары часов Биг Бена, магазинных часов на Оксфорд-стрит, а затем вновь колокол на башне Биг Бена. Всплывают картины прошлого, возникая в воспоминаниях Клариссы.

Они проносятся в потоке ее сознания, их контуры обозначаются в разговорах, репликах. Временные пласты пересекаются, наплывают один на другой, в едином мгновении прошлое смыкается с настоящим. А помнишь озеро спрашивает Кларисса у друга своей юности Питера Уолша, и голос у нее пресекся от чувства, из-за которого вдруг невпопад стукнуло сердце, перехватило горло и свело губы, когда она сказала озеро.

Ибо сразу она, девчонкой, бросала уткам хлебные крошки, стоя рядом с родителями, и взрослой женщиной шла к ним по берегу, шла и шла и несла на руках свою жизнь, и чем ближе к ним, эта жизнь разрасталась в руках, разбухала, пока не стала всей жизнью, и тогда она ее сложила к их ногам и сказала Вот что я из нее сделала, вот А что она сделала В самом деле, что Сидит и шьет сегодня рядом с Питером. Параллельно с линией Клариссы развертывается трагическая судьба травмированного войной Септимуса Смита, которого миссис Дэллоуэй не знает, как и он ее, но жизни их протекают в одних пространственно-временных пределах и в какое-то мгновение пути их пересекаются.

В то самое время, когда Кларисса совершает свою утреннюю прогулку по Лондону, она проходит мимо сидящего на скамье в парке Смита. Одно мгновение. Его роль и место в множестве других мгновений бытия постепенно выявляются. Септимус Смит воплощает в себе скрытую, никому неведомую сторону натуры Клариссы. Самоубийство Смита освобождает Клариссу от навязчивой мысли о смерти.

Разрывается круг одиночества. В финале романа звучит надежда, рожденная встречей Клариссы и Питера после долгих лет разлуки. Ни в одном из предшествующих произведений Вулф сила эмоционального восприятия переливов реальности и мастерство их передачи ни достигали таких высот, как в Миссис Дэллоуэй, и нигде осуждение существующего не звучало столь определенно. В связи с этим романом Вулф писала в дневнике Я хочу показать жизнь и смерть, разум и безумие, я хочу подвергнуть критике социальную систему н показать ее в действии Я думаю, что это наиболее удовлетворительный из моих романов. Подобная самооценка большая редкость для Вирджинии Вулф. К своим созданиям она всегда была настроена критически, мучилась от неуверенности в своих силах, страдала от постоянно преследовавших ее мыслей о том, что желанные цели оказались недостигнутыми.

Это не раз приводило к нервным срывам, а подчас и к глубокой депрессии. Эстетизм блумсберийцев сказался на организации повествовательной структуры произведений Вирджинии Вулф, которая в отличие от традиционного викторианского романа распадается на ряд эпизодов, часто воспроизводящих отдельные периоды в жизни персонажа, как бы выплывающие в его памяти и абсолютно не ограниченные временным пространством.

Иногда такая организация подчиняется музыкальной форме. Таков, например, роман К маяку, выдержанный в форме сонаты, состоящей из трех частей программного характера Окно, Время проходит и Маяк. Первая часть самая длинная, в ней как бы в миниатюре заключены все технические новации.

События происходят между восходом и закатом солнца на Гебридских островах в загородном доме семьи Рэмзей. Несколько друзей собираются в этом доме для отдыха и общения, среди них студент мистера Рэмзея, мистер Тэнсли, интеллектуально превосходящий всех остальных, художница с китайскими глазами Лили Бриско, рисующая портрет хозяйки дома, старый холостяк и тайный обожатель миссис Рэмзей, ботаник мистер Бэнкес.

Хозяйка дома обаятельна, добра, тактична и деликатна, ее муж, напротив, сухой и холодный педант, страдающий от разочарований в жизни. Вторая часть происходит в том же доме десять лет спустя, когда миссис Рэмзей уже нет в живых. Третья часть завершает произведение в ней рассказывается об осуществившейся наконец мечте Джеймса Рэмзея, сына миссис Рэмзей, мечтавшего в детстве попасть на маяк вместе с матерью. Таким образом, в романе описаны два дня, разделенные, десятилетним промежутком времени.

Каждый день имеет свою музыкальную тему. Первая вводит нас в мечты семилетнего Джеймса, готовящегося к поездке на маяк Если погода позволит, то он отправится туда вместе с матерью. Вторая представлена через восприятие Лили Бриско, желающей закончить портрет своей приятельницы, но при ее жизни так и не сумевшей воплотить свой творческий замысел. Одним взмахом, кисти Лили заканчивает портрет. Миссис Рэмзей все еще доминирует в доме, все еще сохранилась атмосфера, созданная ею, правда, уже в памяти ее друзей.

Цепь ассоциативных мыслей, возникающая у миссис Рэмзей в первой части романа, ограничена пространством комнаты и углом видения из окна, перед которым прохаживаются гости. Хотя внешние события не играют для Вулф никакой роли, они тем не менее выполняют определенную функцию в романе освобождают внутренние процессы из-под власти бессознательного и интерпретируют их. Например, когда Джеймс меряет носки, которые его мать вяжет для сына смотрителя маяка, она все время повторяет фразу Мой дорогой, стой спокойно, в промежутках между которой ее мысли останавливаются на отдельных предметах в комнате дети постоянно приносят с моря ракушки, камешки, внося беспорядок, на открытых окнах.

Именно последние рождают у миссис Рэмзей другую цепь ассоциаций, расширяющую ее опыт, выводящий ее из замкнутого круга жизни. В ее доме служит девушка-швейцарка, постоянно думающая о своем больном отце, для которого всегда в доме открывают окна. Во второй части внешнее объективное время дает о себе знать в отдельных эпизодах, касающихся жизни родственников и друзей миссис Рэмзей, которые умерли во время войны. Так, через ее мысли, ассоциации, с помощью памяти в роман постепенно и незаметно входит большая жизнь, вводящая тему времени.

Тема маяка тоже своеобразна, она, получает окончательное разрешение в финале романа-сонаты. Маяк символ, объединяющий разрозненные мысли и эпизоды в целое.