Эстетика цвета

Эстетика цвета. Феномен цвета - предмет изучения многих фундаментальных наук и составляющая многих искусств.

Однако до сих пор цвет не имеет общей концепции как в пределах какой-либо одной науки или целого направления, будь то гуманитарное или естественнонаучное, так и в художественном творчестве.

Несомненным является одно - значимость цвета. С точки зрения физики - цвет - особое качество поверхностей тел или всей массы, оцениваемое глазом после действия на сетчатку световых лучей, распространяющихся от этих поверхностей или сквозь тела к глазу.

Цвета могут быть естественные - от природы тел красное дерево, золото, медь, слоновая кость, малахит и искусственные - с помощью наложенных на поверхность тела красок или особых тонких прозрачных и прочных плёнок 1. Исторический опыт Ньютона над разложением пучка солнечных лучей посредством стеклянной призмы в радужной световой веер спектр, доказал, что лучи, образующие солнечный свет, имеют цвета, следующие в известном порядке красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

Некоторые исследователи добавляют к ним ещё два - розовый и лиловый, и три ахроматических - черный, белый, серый. Философия, анализируя истоки метафизики света и свето-цветовой символики, обращает внимание на необходимость учитывать особые свойства света, определяющие его роль в современной физической картине 2. Д.С. Лихачёв говорил по этому поводу Есть в природе признаки, указывающие на существование внеприродного и внечеловеческого сознания. Сочетания цветов нетронутой человеком природе - всегда эстетически приемлемо Пейзажист открывает вольно или невольно красоту, создаваемую надприродным сознанием, которое в этом случае мы должны признавать 3. С точки зрения психологии цветовые ощущения - одна из специфических реакций глаза и мозга на световые частотные колебания.

Мир бесцветен, цвета в природе нет, есть впечатления о некой реальности, представимые в цветовых ощущениях. Вследствие этого реальность цветового ряда является кажущейся 4. Цветовые модели, создаваемые правым и левым полушарием мозга, не совпадаю - полушария предпочитают различные части спектра и выдают принципиально разные результаты 1 правое полушарие от природы ориентировано на длинноволновую часть спектра красный и выдает цветовую картину, связанную с чувственным восприятием 2 левое полушарие ориентировано на средневолновую часть спектра синий и выдает цветовую картину, связанную с понятийным комплексом.

В этом состоит парадокс цвета цвет заключает в себе возможности логического и чувственно-образного способов познания мира. Эта характеристика цвета важна для философии, потому что цвет в этом случае можно рассматривать как перевод невербального чувственно-образного мышления на уровень вербального.

Кроме того, психологи связывают цвет с эмоциями человека у каждой эмоции свое определённое место в цветовом пространстве, т.е. каждая эмоция соответствует определённому цвету, а каждый цвет вызывает строго определённые эмоции. Однако при наличии общих принципов цветовосприятия в разных этнокультурах наблюдаются различия в семантике и ценности отдельных тонов, а также в лексическом воспроизведении цвета.

К примеру, в каждой культуре присутствует цветовая жизненная триада черный-белый-красный, сводимая во всех культурах к одному семантическому узлу рождение-жизнь-смерть, но значение каждого из этих цветов варьируется в зависимости от этнонациональной принадлежности культур. В лингвистике как отличает С. Упорова системный подход к цветонесущей лексике пока не выработан.

Важным представляется следующее 1 слово-цветообозначение изначально эмоционально окрашено, оно упорно рвётся из рамок просто обозначения цвета и стремится выразить наше к нему отношение 2 цвет может быть выражен эксплицитно путём прямого называния цвета или признака по цвету, и имплицитно путём называния предмета, цветовой признак которого закреплён в быту или культуре на уровне традиции. При анализе цветообозначающей лексики в художественном тексте необходимо учитывать все способы выражения цвета.

С точки зрения литературоведения, текст должен восприниматься как художественное целое, где цвет один из элементов этого целого. Исследование цвета в этом случае предполагает анализ всех художественных средств, в которых представлен цвет, расположение тонов в тексте. Необходимо рассмотреть семантику представленных в тексте тонов и цветосочетаний, соответствие этой семантики традиционным значениям цвета или её трансформацию в творчестве автора.

Цветовой анализ проливает свет на стиль писателя, на поэтику его произведений, на общие и частные вопросы психологии творчества. Изучая тщательным образом цветность мы можем поставить вопрос о колористических тенденциях той или иной эпохи. Каждая эпоха имеет свои краски иногда они яркие и сверкающие, иногда бледные и мрачные. Писатели тонко чувствуют эпоху и выражают колорит времени в своих произведениях. Исследователь С. Соловьев, сравнивая и сопоставляя цветовые палитры писателей, говорит о колористических тенденциях эпохи века XVIII и XIX. Он характеризует цветовую насыщенность произведений некоторых русских писателей XVIII и XIX вв. Вводит понятие цветового числа цв. число С число упоминаний того или иного цвета5 число печатных листов произведения Наиболее высоки цветовые числа у поэтов XVIII в Державин С 96,8 , Капнист С 45,3 . В XIX цветность произведений резко снижается у Толстого С 17,7 , у Достоевского С 10 , у Чернышевского С 5 . С. Соловьев объясняет падение цветности тем обстоятельством, что для писателей сер. XIX в. задачи чисто изобразительные отступали на второй план по сравнению с задачами социально-политическими, просветительскими, публицистическими.

Для эпохи начала XX века чрезвычайно важно понятие умозрение в красках философа Трубецкого, обосновавшего его в трех философских текстах о русских иконах.

Он констатирует двойственный характер красок в русских иконах - простой и символический. Е.Н. Трубецкой писал, что смысловая гамма иконописных красок необозрима, как и передаваемая ею природная гамма небесных цветов.

Иконописец знает великое многообразие оттенков голубого - и тёмно-синий цвет звёздной ночи и дневное голубое сияние голубой тверди и множество тонов - светло-голубых, бирюзовых и даже зеленоватых. Но голубым представляется лишь тот общий фон неба, на котором развертывается бесконечное разнообразие небесных красок и ночное звёздное блистание, и пурпур зари, и пурпур ночной грозы, и пурпуровое зарево пожара, и многоцветная радуга, и яркое золото полуденного солнца 6. Среди всех цветов Е.Н. Трубецкой выделяет цвет золота полуденного солнца - Из цветов цвет и из чудес чудо. Все прочие краски находятся по отношению к нему в некотором подчинении.

Перед ним блекнет мерцание звезд, исчезает синева ночная и зарево ночного пожара. Самый пурпур зари только предвестник солнечного восхода, и, наконец, цвета радуги ибо всякому цвету и свету на небе и в поднебесье источник - солнце. Из всех цветов один золотой, солнечный обозначает центр божественной жизни, а все прочие - её окружение 7. Знаменательна мысль философа о том, что через цвет иконописцами передавался смысл жизни, непосредственно созерцалось сверхчувственное, выделялась благодать Божия. Понятие умозрение в красках так или иначе преломлялось в произведениях 1910-х годов и является ключом к пониманию многих произведений тех лет. Радужное, многоцветное восприятие жизни можно наблюдать в произведениях Сергеева-Ценского 1910-х годов Печаль полей , Движения. Это был человек, в котором уживались одновременно и поэт, и прозаик, и живописец.

И в своих воспоминаниях он назвал себя не иначе, как краснописец и обосновывал это так Если в изобразительном искусстве мы привыкли именовать художника живописцем, то и писателя следовало бы почаще рассматривать как краснописца, то есть как художника, умеющего красиво писать 8. В области литературы С.Н. Сергеев-Ценский главным своим учителем считал Н.В. Гоголя и посвятил ему работу Гоголь как художник слова, а в области живописи восхищался работами И.Е. Репина и считал себя учеником Репина в искусстве.

Он говорил, что последний сформировал его наряду с Гоголем, Пушкиным, Лермонтовым.

Сергеев-Ценский горячо отстаивал свои художественные приёмы. Объясняя своё новаторство в литературе, С.Н. Сергеев-Ценский писал критику А. Горнфельду о том, что его непривычные краски найдут признание, так как они живут в самой природе, и приводил известный эпизод с К. Чуковским и С. Юшкевичем.

Семен Юшкевич - известный писатель-одессит начала XX века - рассказывал С.Н. Сергееву-Ценскому произошедший с ним случай, и связан он был непосредственно с поэмой в прозе Печаль полей. С. Юшкевич со своим другом-художником читал вслух Печаль полей, и вдруг художник бросил читать и возмущённо сказал Что он такое пишет этот Ценский! Я же художник, я же должен заявить, что ничего такого никогда нигда не бывало и быть не может! И поедем с тобой обращается он к Юшкевичу проветриваться на Большой фонтан! Возмущение художника вызвали следующие строчки Опускалось солнце, и зеленая трава вдоль дороги стала ярко-оранжевой, а белые гуси в ней синими, точно, окунуло их в жидкую синьку. И что же продолжал Сергеев-Ценский приехали они на Большой фонтан, вышли из трамвая глядят опускается солнце, зеленая трава не зеленая, а действительно очень ярко-оранжевая и - ну, буквально, как по заказу, стадо тут белых гусей, и они увидели, что они не белые, а синие! Тут художник посмотрел на Юшкевича и сказал Слушай Семен, пока не ушел трамвай, сядем-ка да поедем дочитывать Печаль полей 9. Не менее занимательный случай произошел уже с самим С.Н. Сергеевым-Ценским, о котором он рассказал в своем воспоминании.

Приведу этот забавный случай полностью, так как он характеризует Сергеева-Ценского не иначе, как художника, улавливающего все реальные природные цвета и оттенки. Случай произошёл во время отдыха в Куоккала, недалеко от Пенат, где жил И.В. Репин. Чуковский соблазнил меня, писал Сергеев-Ценский идти кататься на лыжах.

У него нашлись палки и лыжи, и мы увлеклись этим делом до усталости.

Когда мы отдыхали, сидя под соснами на пеньках, Чуковский сказал мне совершенно угасающим голосом - Я очень, очень устал Я, должно быть, сейчас умру А у вас в Печали полей сказано Снега лежали палевые, розовые, голубые - Да, именно так и сказано подтвердил я Сергей Николаевич обратился он ко мне очень нежно и ласково хотя бы вот теперь перед смертью, скажите мне, что вы тут наврали, а снег - он обыкновенный, белый - Так этот вот снег - указал кругом Чуковский - какой же, по-вашему палевый, голубой, розовый Снег этот явно зеленый ответил я и это вы должны видеть ведь на нем отражается зелень сосен А-а вскричал Чуковский та-ак! В таком случае пойдемте сейчас же к Илье Ефимовичу, и пусть он сам при мне скажет, что снег - белый Послушайте сказал я неужели вы в самом деле вздумали беспокоить Репина из-за каких-то пустяков Пустяки? Нет-с, это не пустяки, когда вы в своих книгах все перекрашиваете по-своему, а меня, читателя, хотите заставить в эту выдумку поверить! И Илья Ефимович тоже скажет, что это не пустяки! Идем! Мы пошли по направлению к Пенатам, и я все-таки полагал, что Чуковский шутит, но оказалось, он действительно затеял нагрянуть к Репину днем. Я тогда не имел представления о том, где именно Пенаты, но Чуковский пришел на лыжах, как оказалось, прямехонько к даче Ильи Ефимовича, и, пока я ещё только разглядывал этот двухэтажный деревянный дом среди сосен и елей, Чуковский стучал уже на крыльце в двери.

Он стучал энергично, по-видимому, для него вопрос о том, бывает ли снег какого-либо другого цвета, кроме белого, является в действительности острым вопросом, и требовал немедленного ответа.

Дверь открылась, и на крыльцо вышел Репин в домашнем сером пиджаке, с палитрой, с кистью и муштабелем в руках, и, что меня особенно поразило, он был вооружен еще одною парою очков, кажется четырёхугольной формы! Разумеется, он был недоволен, что его оторвали от работы, но Чуковский горячо извинялся, и вот я слышу - Илья Ефимович! Скажите, пожалуйста, хотя бы вы ему, вот этому, что снег - белый Корней Иванович, а вы учили физику вместо ответа спросил Репин Учил, Илья Ефимович, я был в гимназии сказал Чуковский Так почему же вы не знаете, что белого цвета в природе не существует? 10. В своё время критики упрекали Сергеева-Ценского в чрезмерной расточительности образов, в слишком большой полноте личных ощущений и наблюдений, которые вкладывались им в каждое новое произведение.

Писателю предсказывали, что при таком мотовстве, он испишется и довольно скоро умолкнет. Но эти пророчества не сбылись.

Долгие годы он оставался едва ли не самым плодовитым среди своих литературных сверстников и все более поражал и критиков, и читателей богатством наблюдений, яркостью красок, превосходным языком.

По воспоминаниям одного из современников Сергеев-Ценский готов был часами говорить об особенностях художественного творчества, об индивидуальном видении мира каждым художником, о том, как важно писателю видеть творческим воображением, хорошо знать жизнь и людей 11. Каждый, кто приходит в литературу, должен не только уметь выразить передовые идеи, но и принести свое свежее, оригинальное художественное слово, свои образы.

Художник видит одни краски в жизни лучше, другие хуже. И это всегда можно почувствовать в его произведении. Так же творит и писатель 12. Все эти свидетельства характеризуют Сергеева-Ценского, как неординарного, оригинального художника, писателя и человека, показавшего себя во всех отношениях определявшимся большим краснописцем, с тонким чувством жизни и поэзии красок.

Впервые твердо со своими смелыми и своеобразными приемами творческого мастерства художника слова он выступил в поэме в прозе Печаль полей 1909 и утвердил их в написанной позже поэме Движения. Примечания1 Энциклопедический словарь В 86 т СПб. Издат. общ Ф.А. Брокгауз и И.А. Эфрон, 1903 Т. XXXVI С. 874. 2 Упорова С. О методологии анализа цвета в художественном тексте Гуманитарные науки в Сибири 1995 4 С. 52. 3 Лихачев Д.С. Искусство и наука Русская литература 1992 3 С. 5-6. 4 Мостепаненко Е.М. Свет в природе как источник художественного творчества Художественное творчество М 1986 С. 76. 5 Соловьев С. Цвет, числа и русская словесность Знание - сила 1971 1 С. 54. 6 Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе М 1981 С. 94. 7 Указ. собр. соч. С. 112. 8 Сергеев-Ценский С.Н. Талант и гений М 1981 С. 291. 9 Указ. соч. С. 294. 10 Сергеев-Ценский С.Н. Собр. соч. В 10 т М 1955 Т. 3 С. 635. 11 Поповкин Е. С.Н. Сергеев-Ценский Сергеев-Ценский в жизни и творчестве Тамбов, 1963 С. 32. 12 Указ. соч. С. 34. 2. Поэтика цвета в поэме Печаль полей В возрасте 72 лет, когда за плечами мастера была уже героическая Севастопольская страда и многотомная эпопея Преображение России, писатель не случайно подчеркивал и считал себя прежде всего автором Печали полей. Поэма была его любимым детищем, и любовь к ней не ослабела с годами.

Печаль полей впервые появилась в 1909 г ею открывалась 9-я книга альманаха Шиповник. Однако критика того времени не вскрыла всей глубины идейно-художественного своеобразия поэмы. Сам Сергеев-Ценский считал, что Печаль полей - произведение непонятое, о чем он писал А. Горнфельду в 1914 г. и с горечью вспоминал, что после Печали полей критик А. Измайлов печатно советовал ему учиться писать у Вл. Гордина.

Тем не менее и читатели, и критика почувствовали незаурядность таланта автора, заметили оригинальность ходожественной формы, черты новаторства поэмы. Об этом писал М. Горький в Предисловии к французскому и английскому изданиям I части романа Сергеева-Ценского Преображение в 1924 г. Пораженные необычайностью формы, критики и читатели не заметили глубокого содержания произведений Сергеева-Ценского.

Лишь когда появилась его Печаль полей, они поняли как велико его дарование и как значительны темы, о которых он пишет 1. Многие из критиков дореволюционного периода указывали на пессимизм поэмы.

Е. Колтоновская отмечала кошмарную атмосферу вокруг произведения, создаваемую печалью засохших в бесплодии полей, мукой, агонией женщины, тщетно пытавшейся стать матерью и мужской тоской от неосуществившегося отцовства 2. Даже талантливый и уже пользовавшийся большой популярностью в те годы молодой критик К. Чуковский в статье Поэт бесплодия называл Печаль полей печалью по бесплодию Сергеев-Ценский чует что люди рождены и предназначены для титанства, и романтически тоскует об этом ненаступившем нашем титанстве, он ощущает что воля наша бессильна, что мы околдованы кем-то, что над нами вечное проклятие 3. Несмотря на трагизм развязки - смерть Анны - поэма, на мой взгляд, не оставляет гнетущего впечатления.

Помогает поддерживать от начала до конца поэмы мажорное настроение, море красок, звуков, запахов, пятен, оттенков, переливов.

Причем краски у Сергеева-Ценского звучат, запахи имеют цвет, звук ассоциируется с цветом, и все это по причине родственности этих ощущений в душе художника.

В поэме Печаль полей есть примеры того, как иногда явления приобретают не свойственные им качества дали были сотканы из одних только запахов, ставших красками, и красок, которые пели 4. Красочное живописное начало является доминирующим в поэме. И это неслучайно. Ведь именно живопись определила многое в моих писательских средствах, в моем новаторстве 5 писал С.Н. Сергеев-Ценский. По-видимому, влиянием живописи объясняется тот факт, что в поэме в прозе Печаль полей порой цвет передает впечатление о тех явлениях, которые в силу своей природы его не могут иметь Голос у Прокофия был лучезарный, или это казалось от того, что глаза у него лучились I, 507 , У Лобизны голос был корявый, землистый I, 512 . Мир писатель воспринимает через призму художника, для которого он окрашен в самые разнообразные тона и краски.

Игра красок природы словно бросает отсвет и на самого человека, ложится цветным бликом на него. Словно желая подчеркнуть, что человек - тоже дитя природы, писатель и его наделяет яркими красками у Фомы Ивановича красная борода, лицо Иголкина - рябое и красное, как спелая садовая клубника, краснощекий кучеренок Федька, красная от холода Катерина.

Красный цвет вносит живительное начало в повествование. Красный цвет является преобладающим в поэме. По количеству употреблений приближается к 15,7 от общего числа 345 всех колоронимов6. Красный - это не только цвет лица героев, цвет их одежды, это еще и цвет самой жизни.

Дед представил себе отца, каким он помнил его давным-давно, с детства жилистым, красным, с громовым смехом и с вечной такой живою, точно часть его самого глупой скороговоркой Ну-с, и вот сам Мартын с балалайкой I, 566 . Все отмечают, что это уже и не человек вовсе, а живой труп. Душа-то души-то ведь уж нет, а восклицает дед Ознобишина I, 570 . И только жалко-грустная полоска красного света над окном столетнего свидетельствует о еще теплящейся жизни внутри него. Кроме того красный цвет - это цвет крови.

Особенно зловеще выглядят капли крови на белесой лебеде. После падения Игната с лесов в Анну вошло вплотную слепое, бесщекое, скуластое лицо с живою, притаившейся полоской крови у губ На кустиках белесой лебеды тяжело горели разбрызганные капли I, 528 . Анне показалось это нехорошим знаком, и она попросила мужа не продолжать строительство на крови. Хотя Ознобишин и знал, что кровь Игната была не на лебеде около завода, а здесь в душе Анны, что это в ней светилось какое-то случайно вспыхнувшее белое пятно, и вот теперь его заволокло кровью.

От этого в нем самом болезненно сжалось сердце, почудилась ржавая соль крови во рту I, 531 . Он все же не отказался от затеи строительства винокуренного завода. Это было не последнее красное предзнаменование. В последней главе выползает вдруг красноватый столб. Долго выползал, увязнув в дымчатой сини. Вот закруглился и воткнулся концом в небо, концом в поля. Потом, дуга красного круга, вышел крест Долго смотрел на него Ознобишин.

Улыбнулся, поднялся, отряхнул снег Взял ружьё Эй, погоди ещё ставить крест над полями! I, 574 . Но красный крест, сотворенный морозом и солнцем, стал уже предвестником чего-то нехорошего и сплошь встал и стоял над сухотинскими или дехтянскими, или надо всеми полями. После этого знамения Ознобишин решил взять судьбу в свои руки. А судьба оказалась - вороная с голубым отливом, понесшая через поля Машу и Аню. Не сумел остановить разгоряченных коней Ознобишин, и Анна выпала из саней, как впоследствии и из его жизни. Вечером он признался, что хотел гибели ещё не родившегося ребенка.

Признание привело Анну в ужас. Несколько дней спустя после этого случая Анна вошла в комнату прадеда Ознобишина с букетом оранжерейной герани, точно вымоченные в теплой крови такие красные, вещие были цветы. Запах от них шел густой, кадильный. I, 583 . Как будто свою жизненную энергию принесла Анна вместе с цветами, и через этот кадильный красный запах набрался столетний жизненных сил и спросил не по могильному глухо, а молодо, отчетливо весело даже Праправнук? Это была их последняя встреча.

На следующее утро началось то, во что не хотели верить, но чего ждали тайно I, 583 . Красный цвет в поэме имеет двоякое значение. С одной стороны, это показатель присутствия в человеке жизненных сил, жизненной энергии, с другой - это вещий, а вернее зловещий цвет, предупреждающий о грядущем несчастье, в конечном счете о смерти.

Цветовой контраст с красным составляет белый цвет. По количеству употреблений он стоит на втором месте и равняется 14,8 от общего числа колоронимов. Этот прием используется Сергеевым-Ценским при противопоставлении двух сестер Маши и Анны Тонкая, гибкая Анна была как девочка рядом с крепкой Машей. В маково-красном была Маша, в белом Анна I, 536 . В словесной ткани образа Анны белый цвет оказывается лейтмотивом, и нарисована она так, что в ней больше от призрака, чем от живого человека Анна сидела в спальне на своей кровати белая, безжизненно бросив вдоль колен руки I, 528 , труп Анны одели в белое, тело Анны в белом, осыпанное свежими цветами, лежало нарядное и тихое, как сонное I, 591 . И даже не родившийся ребенок Анны представляется Ознобишину белым призраком.

Призрак этот круглился все больше, и придвигался ближе, и делался, наконец томительно страшным, как всякий смысл I, 516 . Признаком безжизненности и болезни становится в тексте белая одежда понева. Все трое стали у крыльца в ряд праздник был стояли в белых поневах и говорили просто Сглазила барыня. И здесь же Ребенка держала Устя неотрывно-крепко, так, как будто и не было его был просто нарост спереди на ее теле, одетом сплошь в белую поневу I, 535 . Контрастирует белый цвет не только с красным, но и с черным цветом.

Белый и черный противопоставляются в поэме как Ознобишины и народ. Куски белого хлеба внизу бросал Ознобишин Красногону Целую I, 515 и дед Ознобишин ест жирно намазанный медом длинный кусок белого хлеба I, 530 , в то время как уголки флигеля, где расположились рабочие насквозь пропитались ими их сапогами, онучами, чайниками, ложками, инструментом, ковригами черного хлеба и едким рабочим потом I, 511 . Белый и черный часто употребляются в пределах одного предложения Никита представлял себе сытую черную корову с двухведерным выменем парного молока I, 498 кончики ушей у Дяди были черные, бабки - белые, звуки были лица слепые и зрячие, звуки были - ладони, белые и черные, тонкие, не знавшие труда, и широкие, в мозолях I, 528 . Для Анны, например, многое видится в черно-белом свете Оба в ней долго росли, выросли, ушли каждый в свою череду в черную ушел Иголкин, в белую - Игнат В доброй - белой - роились надежды.

А черного была сплошная туча, и глядеть в глаза этой туче боялась Анна I, 522 . Иногда эти два цвета меняются значениями черный приобретает положительное значение, а белый отрицательное.

Например, ждали черных и теплых, как земля густых и курчавых, как овчина, а пришли синевато-белые, холодные, насмешливые тучи. Во время злополучной поездки на жеребцах Анна сидела онемев Белое волочилось мимо, вырывалось из-под ног чудовища впереди, летело клочьями с обеих сторон, а чудовище было многоногое, черное, как в детской сказке, звонкое, с горячими ноздрями I, 577 . Черное и белое, добро и зло - две стороны одной медали.

Две категории взаимосуществующие, и причем одна никогда не исключает другую. На третьем и четвертом месте по количеству колоронимов стоят соответственно желтый и синий цвета.

Желтый цвет представлен прилагательным желтый и глаголом желтеть. Прилагательное желтый характеризует свет, блеск, блики, производимые различными источниками света, которые ложатся очень часто на лица на лицо Анны Анна была вся прямая и белая с легкими излучинами на лице, окрашенными от свечей в желтый цвет I, 589 или на лицо столетнего Лампадный свет расплывался на его обтянутой голой голове маслянистым желтым кругом I, 563 . Желтый цвет - цвет нездорового лица - сопровождает на протяжении жизни Анну. С помощью нагнетения желтого создаются впечатление предобморочного состояния героини. Солнце стояло прямо над головой от этого, что ли, пожелтело в глазах Анны желтые стены, желтая земля, желтый Игнат, желтые руки у Фомы Ивановича, желтые тяжелые сапоги кругом, то в желтой извести, то в опилках.

Потом двинулось все щербатыми кругами I, 528 . Желтый цвет - это цвет осени, соломы. Жнивья. Осень - праздник смерти, и желтый цвет осени становится символом смерти природы. Солнце золотит, преображает все живое на земле, но в то же время доводит и до смертельно-желтого состояния.

Иногда его становится ненужно много, и на поля приносило и стелило желтый дым, и на хлебах вспыхивали ржавые пятна и полосы как проказа I, 541 . Но летом, когда еще далеко до осени, солнце делает чудеса. От солнца, как всегда летом загорала Анна, и вошла в не упругость, похожая на силу I, 532 . Под действием солнечных лучей преображается природа. Вечерами трава вдоль дороги между хлебами становилась горячей, красно-оранжевой, а белые гуси в ней синими, точно окунуло их в жидкую синьку.

Из-за скомканной около горизонта кучи лиловых облаков, уже утопивших солнце и солнечные лучи прорывались в одиночку то здесь, то там и звонко раскланивались с полями. Какие нежилые становились поля, все махровые, мягкие, изжелта-розово-голубые I, 532 . Итак, желтый цвет в поэме носит многозначный характер. Желтый цвет - это цвет болезненного состояния человека и цвет увядания природы осенью.

С другой стороны - это цвет, питающий посредством солнца все живое на земле. Ассоциативно к желтому цвету близок золотой. Золотой цвет встречается в поэме не часто, но все, что связано с этим цветом, приобретает положительное значение - день золотел и зеленел за окнами - признак радости и грядущего счастья золотистая Дядина шерсть - свидетельство его несокрушимого здоровья золотой крестик, подаренный Анной Еракомону должен уберечь его от болезни золотистый смех Маши - здоровый смех золотистый верховой кабардинец - сильный и здоровый конь. В сочетании с синим цветом желтый и золотой цвета часто приобретают отрицательное значение.

В комнате столетнего это сочетание навевает жуткую атмосферу - смерти и пустоты. Три раза на одной странице употребляется это сочетание 1 Пробиваясь сквозь сумерки, уже горела золотою точкою лампадка. От этого в комнате было все слоисто-синее, как дым от кадила.

И проступил старик сначала череп - голый и огромный, потом изгиб поднятых колен 2 Синели сумерки, и золотела лампадка. Ознобишин передернул ноздрями об обступившего его запаха тела столетнего и вышел 3 Но также золотела лампадка и выплывал из синевы гладкий череп I, 530 . После смерти Анны Ознобишин, находившийся около ее гроба, прошел крадучись на носках, возле самой стены, сырой, с синими от белых ставней окнами и сел в углу Языки свечей и желтые круги от них мутно плавали перед глазами Ознобишина, и оттого портреты колыхались I, 590 . Находящаяся здесь Маша вдруг увидела будто Анна шевелится, и было ли это от желтых свечей, зыбких стен и синих окон, или от звеневшей в голове усталости I, 592 . В одном месте - встреча Анны со старичком Демой - сочетание желтого цвета с синим воспринимается иначе, чем во всех остальных сочетаниях.

Одной рукой охватил он каравай хлеба, завернутый в старый вывернутый зипун, другой держал синенькую чашку со святой водицей, обвязанную желтой тряпицей.

На руках его, шершавых от работы, на всех пальцах и на ладонях были четкие черные трещины, как на земле в засуху I, 533 . Желтый в этом примере ассоциируется с солнцем, а синий - с водой. Иными словами, создается образ двух взаимодействующих стихий. Отдельно - вне сочетаний с другими цветами - синий характеризует холодные снега Снег забился в рукава и холодно таял там синий, сплошной лежал кругом I, 579 поля зимою - сумерки густели упруго и стойко. Поля под ними укрывались холодным, синим, потом серели, тухли I, 593 . Летом - это цвет неба. Игнат посмотрел смаху на красные тяжелые кладки кирпича и на легкое чуть-чуть синее небо над ними I, 528 . Итак, синий цвет - это цвет неба, цвет воды. В зависимости от контекста синий может выступать, как теплый цвет, а иногда как холодный, леденящий.

Серый цвет близок по значению к синему. Очень часто он используется в пейзажных зарисовках и при описании внешности человека и цвета его глаз. Этот цвет имеет двоякое значение.

Жуть у Сергеева-Ценского может быть серой, а старичок сизый - Божьим. Могут быть смутные, невнятные серые глаза у Усти и ясные серые глаза у Иганата. Может быть лицо серое у Анны - признак духовного истощения, и седые волосы у деда Ознобишина, делающие его мудро красивым. С серым цветом, а чаще всего в тексте это сизый цвет, ассоциируется у Сергеева-Ценского зима - сизые как от мороза, хлеба кланялись Анне I, 537 . С каждым времени года у художника связаны определенные цвета, определенные краски, присущие только ему этому времени года. Село было пушисто-зеленое весною, тощее, пыльное летом, ослепительно желтое осенью от новой соломы и нахлобученное, сизое зимой I, 509 . Как в жизни, так и в поэме, каждое время года несет с собой не один и не два цвета, а множество цветов и их переливов.

В поэме Печаль полей именно это цветовое множество и взаимодействие внутри его задает пастельный тон всему произведению. Особую функцию выполняют у писателя изобразительно-выразительные средства.

Часто для достижения нужного эффекта автор ставит подряд 4-5 эпитетов Так стали жить коричнево-зипунные сухотинцы, волосатые, медленные и тугие на земле, из земли, земля, и тысяча случаев, то злых, то добрых, чередуясь, правили ими как они комьями чернозема I, 510 Голубая, золотая, красивая, милая, хорошая Что ты шепчешь, говорю, Митя? А он мне Не мешай мне, мамочка я молюсь I, 548 Сидел дед в широкой белой рубахе и сам весь белый, свежий и веселый I, 550 В усадьбе липы стояли такие же спокойные и важные, лиловые и тяжелые, и галки возились перед сном на их верхушках I, 580 . У С.Н. Сергеева-Ценского нет повторяющихся определений одного и того же предмета, снег у него то густой, холодный, то мягкий и липкий, то живой, то теплый, то он палевый, розовый, голубой, то синий сплошной, то яркий тучи - серые, синевто-белые, холодные, насмешливые.

В одном предмете он находит такое количество оттенков цвета, что остается только поражаться. С.Н. Сергеев-Ценский широко использует индивидуальные метафоры и сравнения Чуть зеленоватая луна вверху глядела сквозь облака I, 497 У облаков, ближе к луне, чуть пожелтели щеки, а дальше они растянулись мягкие, темносерые, чуть зеленые, точно июньское сено с поемных лугов I, 499 И ещё в тот вечер облака горели тремя цветами пурпурным, оранжевым и палевым, а потом так нежно и тихо лиловели, синели, серели, все уходя от земли а земля жадно настигала их где-то внизу, перебрасывая к ним мягкие мосты I, 536 На хлебах вспыхнули ржавые полосы и пятна, как проказа I, 541 В открытые окна весь день входил густой и зеленый, настоянный на зелени сада I, 544 . Отсюда можно сделать вывод, что каждая метафора, сравнение, эпитет, способствуя усилению выразительности, создают своего рода миниатюру.

Подводя итог, следует сказать, что произведение С.Н. Сергеева-Ценского Печаль полей - полносочное и многоцветное. Основными цветами в нем являются - красный, белый, желтый и синий, составляющие более 50 от всех колоронимов.

В поэме раскрывается многозначный характер этих цветов.

Им присущ как реальный, так и символический смысл. Красный цвет, как показатель присутствия в человеке жизненных сил, жизненной энергии это реальное значение цвета. А символическое значение цвета зловещее, предупреждающее о наступающей смерти. Реальное значение белого цвета - цвет безжизненности, призрачности. Для главной героини Анны - этот цвет становится лейтмотивом. Символический смысл белого цвета проясняется в контрасте с черным цветом.

Причем белым цветом обозначаются люди, далекие, отрешенные от природы, от земли, а черным - народ, связанный непосредственно с землей. Реальное значение желтого цвета у Сергеева-Ценского совпадает с традиционным его пониманием. Желтый - это цвет болезненного состояния человека или состояния увядания природы. Символический смысл желтого цвета - это цвет солнца, не только сжигающего посевы, но и питающего солнечной энергией все живое вокруг. Реальный смысл синего цвета совпадает также с традиционным пониманием.

Это цвет воды, неба, снега зимой. А в сочетании с желтым цветом проясняется его символическое значение - значение леденящего мрака, пустоты и смерти. Все цвета в произведении С.Н. Сергеева-Ценского Печаль полей взаимодействуют друг с другом. Одни контрастируют, другие сочетаются, третьи преображаются один в другой. Многие эпитеты, сравнения, метафоры построены на цвете. И в целом, все произведение основывается на ключевом для него понятии - понятии о цвете7. Примечания 1 Моё знакомство и переписка с М. Горьким Сергеев-Ценский С.Н. Собр. соч. В 10 т М 1958 Т. 3 С. 574. 2 Колтоновская Е. Из новейшей литературы Русская мысль 1913 12 С. 104. 3 Чуковский К. Поэт бесплодия Книга о современных писателях СПб 1914 С. 80. 4 Сергеев-Ценский С.Н. Собр. соч. В 12 т М 1967 Т. 1 С. 150. Далее цитируется по этому изданию с указанием тома римскими цифрами, страницы - арабскими. 5 Сергеев-Ценский С.Н. Моё знакомство с И.Е. Репиным О художественном мастерстве Крымиздат, 1956 С. 73. 6 Общее кол-во колоронимов в тексте Печаль полей - 345 Е.Ш 7 В конце основной части в табл. 1 приводится спектр всех цветов в поэме Печаль полей в процентном соотношении в табл. 3 приводятся все оттенки, объединенные в группы. 3.