Комическое и ирония на синтаксическом уровне

Комическое и ирония на синтаксическом уровне. Вводные элементы Для стиля П.Г. Вудхауза чрезвычайно характерно употребление вводных конструкций. Они дают возможность создавать различные, в том числе юмористические эффекты, выражать эмоциональное отношение автора и героев к происходящему - сожаление, сомнение, уверенность. 15. Слова и словосочетания у Вудхауза почти в равной мере представлены в качестве вводных элементов.

Однако, если слова к какой бы части речи они не принадлежали будь то модальные слова, адвербализированные прилагательные, наречия, глаголы в повелительном наклонении, имена существительные не придают высказываниям ироничное звучание, то вводные словосочетания часто несут в себе ироническую модальность - либо авторскую, либо, как в случае с анализируемыми нами текстами романов, действующих лиц произведений.

К примеру. As it turned out, I was one of his мирового судьи - прим. авт. last customers for a couple of weeks later he inherited a pot of money from a distant relative and retired to the country. That, at list, was the story that had been put about. My own view was that he had got the stuff, by striking like glue to the fines. Five quid here, five quid there - you can see how it would mount up over a period of years.

Этим вклиниванием - at list - герой подчеркивает свое недоверие к честности мирового судьи. Комичность ситуации тем яснее, что говорящий был оштрафован, и, как они считает, несправедливо, этим судьей. Среди вводных конструкций, встречающихся у Вудхауза, большинство составляют вводные предложения. Их семантико-стилистическая функция представляется нам следующей для писателя вводные предложения - прекрасное средство воплощения сатирического замысла, достижения определенного юмористического эффекта, что составляет второй план повествования.

Вот, к примеру, как использование вводных предложений плюс прием структурного и стилистического повтора задает тон всему тексту целиком. На протяжении романа The Code of the Woosters герой, от лица которого идет повествование, постоянно ловит себя на том, что он не уверен в правильности и грамотности своей речи. And there was a brief and - if thats the word I want - pregnant silence. For this ruthless relative has one all-powerful weapon which she holds constantly over my head like the sword of - who was the chap Jeeves would know - and by means of which she can always bend me to her will Well, thats how it is with me. I wabble, and I vacillate - if thats the word? a thing I have found in life is that from time to time there occur moments which you are able to recognize immediately as high spots.

Something tells you that they are going to remain etched, if etched is the word I want, for ever on the memory.

I mean just that. Spode, qua menace, if qua is the word I want, is a thing of the past. и проч. Одна из важнейших стилистических функций использования вставных предложений у Вудхауза - создание двух параллельных речевых планов плана повествования и плана рассказчика. При этом юмористический эффект достигается благодаря противоречию между нейтральным а иногда возвышенным тоном повествования и едким стилем замечаний в скобках. Нe деревенский полицейский - прим. авт. had picked the glove up on the scene of the outrage - while measuring footprints or looking for cigar ash, I soppose.

Здесь недалекому и необразованному полицейскому приписываются методы сыщиков вроде Шерлока Холмса, что создает комический, уничижающий эффект. Вводные конструкциии особенно предложения придают повествованию разговорный оттенок, делают его живым, эмоциональным, непосредственным. 21. У Вудхауза вводные предложения - это своего рода эмоциональные всплески, которые несут в семантическом плане чрезвычайно большую нагрузку, поскольку автор вкладывает в них дополнительную информацию, не раскрытую в контексте основного предложения. 2.2. Синтаксические конвергенции Довольно распространенным средством реализации иронии и создания комического эффекта у Вудхауза выступает синтаксическая конвергенция. Это понятие было введено в работах по стилистике И.В. Арнольд.

Под синтаксической конвергенцией понимается особая синтаксическая конструкция, состоящая из подчиняющегося слова и двух или более однопорядковых элементов, находящихся в отношении подчинения к подчиняемому слову.

Участвовать в создании конвергенции могут средства разных языковых уровней . 2 C. 232 У Вудхауза очень редко встречаются синтаксические конвергенции, состоящие из дополнений, определений, обстоятельств и т.п. Чаще всего автор прибегает к развернутым синтаксическим конвергенциям. Термин С.И. Походня. 19. Например. you know how it is when youre a host - you have all sorts of things to divert your attention keeping an eye on the waiters, trying to make conversation general, heading Catsmeat Potter-Pirbright off from giving his imitation of Beatrice Little a hundred little duties.

Благодаря способности развертываться за счет присоединения все новых и новых блоков, вводится дополнительная информация. 20. Характер этой информации обусловлен интенцией автора, ее нагромождение ведет к подчеркиванию, выделению коммуникативного задания высказывания. One can fill the picture for oneself, I think, aunt Dalia? The trusting girl who learned too late that men betray the little bundel the last mournful walk to the river-bank the splash the bubling cry I fancy so, dont you? Зачастую синтаксическая конвергенция основана на использовании эффекта обманутого ожидания.

Как, например, в нижеследующем описании внешности девушки. I looked round. Those parted lips those saucerlike eyes that slender figure, drooping slightly at hinges Madeline Bassett was in our midst. Еще активнее приращивается субъективно-оценочная информация при неоднородной связи подчиненных элементов с подчиняющимся словом зевгма. Для зевгмы характерно опущение, т.е. сказуемое стоит только в начале периода, а затем оно лишь подразумевается.

Its such a very old friendship I dont know when I met an older We were boys together In Eton jackets and pimples Jeeves in the Offing Или You will recall my telling you of the time I sneaked down by night to the Rev. Aubrey Upjohns lair in quest of biscuits and found myself unexpectedly cheek by jowl with the old bird, I in striped nonshrinkable pyjamas, he in tweeds and a dirty look. При использовании зевгмы форма становится содержательно и коммуникативно значимой, исполняя роль элемента, несущего дополнительную информацию модального характера.

Вот еще два примера. And his love was returned. When he encountered Bertha next day in Putney High Street and, taking her off to a confectioners for an ice-cream, offered her with it his hand and heart, she accepted them simultaneously. and I spilt tea on mr. Upjohns white trousers.

Indeed, it would scarcely be distorting the facts to say that he was now not so much wearing trousers as wearing tea. Как нам кажется, Вудхауз наиболее полно реализует иронию или достигает комического эффекта в пределах синтаксических схем, актуализирующих отношения характеризации, т.е. в тех, которые в комплексе охватывают ситуацию и отношения к ней, а именно к таковым относятся рассмотренные нами модели. 3.