Русский символизм как литературное течение

План. I. Введение. II. Основное содержание. 1. История русского символизма. 2. Символизм и декадентство. 3. Специфика взглядов особенности символизма. 4. Течения. 5. Знаменитые символисты а Брюсов б Бальмонт в Белый г Мережковский д Гиппиус е Блок. III. Заключение Значение символизма. Введение.Конец XIX начало XX в. в России это время перемен, неизвестности и мрачных предзнаменований, это время разочарования и ощущения приближения гибели существующего общественно-политического строя.

Все это не могло не коснуться и русской поэзии. Именно с этим связано возникновение символизма. СИМВОЛИЗМ - направление в европейском и русском искусстве, возникшее на рубеже XX столетия, сосредоточенное преимущественно на художественном выражении посредством СИМВОЛА вещей в себе и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия. Стремясь прорваться сквозь видимую реальность к скрытым реальностям, сверхвременной идеальной сущности мира, его нетленной Красоте, символисты выразили тоску по духовной свободе.

Символизм в России развивался по двум линиям, которые часто пересекались и переплетались между собой у многих крупнейших символистов 1. символизм как художественное направление и 2. символизм как миропонимание, мировоззрение, своеобразная философия жизни. Особенно сложным переплетение этих линий было у Вячеслава Иванова и Андрея Белого с явным преобладанием второй линии.

У символизма была широкая периферийная зона немало крупных поэтов примыкало к символистской школе, не числясь ее ортодоксальными адептами и не исповедуя ее программу. Назовем хотя бы Максимилиана Волошина и Михаила Кузмина. Воздействие символистов было заметно и на молодых стихотворцах, входивших в другие кружки и школы. С символизмом, прежде всего, связано понятие серебряный век русской поэзии. При этом наименовании как бы вспоминается ушедший в прошлое золотой век литературы, время Пушкина.

Называют время рубежа девятнадцатого-двадцатого столетий и русским ренессансом. В России в начале века был настоящий культурный ренессанс, писал философ Бердяев. Только жившие в это время знают, какой творческий подъем был у нас пережит, какое веяние духа охватило русские души. Россия пережила расцвет поэзии и философии, пережила напряженные религиозные искания, мистические и оккультные настроения. В самом деле в России той поры творили Лев Толстой и Чехов, Горький и Бунин, Куприн и Леонид Андреев в изобразительном искусстве работали Суриков и Врубель, Репин и Серов, Нестеров и Кустодиев, Васнецов и Бенуа, Коненков и Рерих в музыке и театре Римский-Корсаков и Скрябин, Рахманинов и Стравинский, Станиславский и Коммисаржевская, Шаляпин и Нежданова, Собинов и Качалов, Москвин и Михаил Чехов, Анна Павлова и Карсавина.

В свом реферате я хотела бы рассмотреть основные взгляды символистов, более подробно ознакомиться с течениями символизма.

Я хотела бы узнать, почему произошло падение школы символизма, несмотря на популярность этого литературного направления.

История русского символизма

Волынского Русские критики. А тот факт, что символистское течение, возникнув, не умерло, не исчезл... Черты того и другого можно легко обнаружить у молодого Бальмонта мотив... К 1910 году между символистами обозначился явный раскол. В марте этого года сначала в Москве, зятем в Петербурге, в Обществе ре...

Символизм и декадентство

Маяковский, А. Блок, В. Брюсов, А. Рождественский. Для других Д. Преобладающий вкус толпы - до сих пор реалистический пишет он и всячес...

Специфика взглядов особенности символизма

За изящество шлифовального и ювелирного мастерства Вяч. Эта причудливая действительность становилась повседневной атмосферой, ... Чуешь себя в африканской пустыне на роздыхе. Брюсов сравнивает Москву со страусом. Так пел ее голос, летящий в купол,И луч сиял на белом плече,И каждый и...

Заключение.

Историческое значение русского символизма велико. Символисты чутко уловили и выразили тревожные, трагические предощущения социальных катастроф и потрясений начала нашего столетия.

В их стихах запечатлен романтический порыв к миропорядку, где царили бы духовная свобода и единение людей. Лучшие произведения корифеев русского символизма ныне представляют собой огромную эстетическую ценность.

Символизм выдвинул творцов-художников все европейского, мирового масштаба. Это были поэты и прозаики, и одновременно философы, мыслители, высокие эрудиты, люди обширных знаний. Бальмонт, Брюсов, Анненский, Сологуб, Белый и Блок освежили и обновили поэтический язык, обогатив формы стиха, его ритмику, словарь, краски. Они как бы привили нам новое поэтическое зрение, приучили объемнее, глубже, чувствительнее воспринимать и расценивать поэзию. Еще в трактате 1893 года Мережковский отмечал три главных элемента нового искусства мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности. Лелеять слово, оживлять слова забытые, но выразительные, создавать новые для новых понятий, заботиться о гармоничном сочетании слов, вообще работать над развитием словаря и синтаксиса, писал Брюсов, было одной из главнейших задач школы.

Сама образность символистов была новой для русской поэзии и открывала для поэтов позднейшей поры возможность творческих поисков и проб. В наши дни, поучал уже после Октября, в двадцатых годах, М. Горький молодых литераторов, нельзя писать стихи, не опираясь на тот язык, который выработан Брюсовым, Блоком и др. поэтами 90 900 гг. К 1917 году произошло окончательное падение школы символизма.

В основном, это случилось по двум причинам. Во-первых, поэзия символистов утратила свою подлинность. Во-вторых, поэзия начала терять свой логический смысл. Это произошло из-за того, что символизм течение слишком сложное и неоднородное. У каждого поэта существовали свои особые символы, сво видение мира. Символисты разошлись между собой во взглядах.

Акмеисты и футуристы, выступавшие против символизма, обострили усугублению положения. Не смотря на вс выше изложенное, поэзия символизма до сих пор популярна и любима в нашей стране, а имена Белого, Блока, Брюсова известны всем. В конце хочется добавить, мне бы не хотелось, чтобы у того, кто прослушал прочитал, этот реферат сложилось мнение, что символизм течение исключительно художественное, сравнительно далкое от общественной и политической борьбы.