Средства усиления экспрессивности сравнений на фонетическом уровне языка. На фонетическом уровне это прежде всего звукопись, что для М.И.Цветаевой принципиально важно.
Она писала Словотворчество есть хождение по следу слуха, народного и природного 70 т.5 350 . Поэтому у М.И.Цветаевой огромную роль играют приемы звуковой организации стиха, его инструментовка. Вот пример ассонанса Черное око, полное грусти, Пусто как полдень, кругло, как рай ! 70, т.1 364 Здесь подчеркиваются звуки о, у, в сознании автора, а вследствие, и читателя, ассоциирующиеся именно с пустотой, кругом. Причем ощущение круглой формы создается за счет окольцовки звуком о слова, употреблением его в начале и в конце черное, око, полное. А ощущение пустоты создается как бы возникающим в строке своеобразным эхом уо пусто, кругло. Звуки у и о по своей артикуляции открытые и единственные из всех других звуков лабиализованные.
Эти качества позволяют им как можно дальше и дольше раздаваться в пространстве. Аллитерация также работает на достижение поставленных автором задач А на мосту, как черт, черный взметнулся плащ - Женщина или черт? 70, Т.1 378 Выделение шипящих звуков ч, щ позволяет создать атмосферу ночи и ночной героини ее черноту, темноту, непроницаемость и тишину - ведь в ночном воздухе четко слышен малейший шорох, а тем более - шелест плаща.
Также этими неясными смутными звуками подчеркивается загадочность, романтичность героини. А еще аллитерация указывает здесь на быстроту и стремительность действия неожиданное и резкое ч. В прозе М.И.Цветаевой также нередко присутствует особый звукосмысловой фон речи. Например За хроматическую гамму - слово, звучащее водопадом горного хрусталя. 70, т.5 16 Здесь особый подбор звуков о, взрывной д и вибрант р имеет художественно-выразительное значение в соотнесении с образом сравнения создается впечатление звука журчащей и падающей воды. Но есть в прозе и сравнения, в которых звукописью озвучивается не образ сравнения, а его предмет, например Во дворе будущего музея веселые черноокие люди перекатывают огромные квадраты мрамора под раскатистую речь, сплошь на р, крупную и громкую, как тот же мрамор. 70, т.5 157 Частое употребление звука р в данном сравнении актуализирует внимание на предмете сравнения раскатистая речь, сплошь на р. Звуки в прозаических сравнениях могут отождествляться с определенными предметами, их свойствами, например, звук ш ассоциируется у автора с мягкостью и ворсистостью бархата Одушевленное туше звучало как бархат. 70, т.5 11 В некоторых примерах скопление определенных звуков характеризует некое состояние героя, интонацию речи. Частое повторение звука ж, например, передает ту надоевшую и раздражающую назойливость, о которой не говориться в тексте прямо, но подразумевается и варенье есть убеждавшая так, точно в вазочке не крыжовник, а живой жемчуг 70, т.5 181 Есть в прозе М.И.Цветаевой и сравнения, в которых само сопоставление предметов происходит не только по смыслу, но и по звучанию слов, например За клавиатуру - слово такое мощное, что ныне могу его сравнить только с вполне раскрытым крылом орла, а тогда не сравнивала ни с чем. 70, т.5 16 Если внимательно вслушаться в эти слово и словосочетание клавиатура - крыло орла, то можно выделить сходную звуковую структуру к, л , р в первом случае и к, р , л во втором.
Таким образом, звукопись и в поэзии и в прозе М.И.Цветаевой очень тесно связана с подтекстом и помогает передать самые глубокие мысли и оттенки чувств.
Еще одно из распространенных у М.И.Цветаевой фонетических средств усиления экспрессивности сравнений - прием усиленного произношения гласных звуков, оформленных в тексте графическими средствами.
Этот прием употребляется в тексте для передачи эмоционального состояния лирической героини.
И в то же время слово, благодаря подобному графическому оформлению, реализует свою основную номинативную функцию называние предметов, действий, процессов и др в данном случае - процесс зевания Дьявол моего младенчества мне, среди многого другого, оставил в наследство неизбывное, как догов зевок, от всего, что игра Ску-учно! 70, т.5 36 Намеренное растяжение слова графическими средствами может свидетельствовать и о включении в авторское повествование живых интонаций речи лирической героини Почему я приветствую тебя на страницах журнала Своими путями Пленяют меня в этом названии равно-сильно оба слова, возникающая из них формула.
Что поэт назовет здесь своим, кроме пути И пленяет меня еще, что не своим, а - своими, что их мно-ого путей как людей как страстей. 70, т.4 6 Прием послоговой разбивки слова встречается и в лирических сравнениях Страсти хвала убитым, Сущим - срам. Так же смотрел на битву Царь - Приам. Рухнули у-стои Зарево? Кровь? Нимб? Так же смотрел на Трою Весь О-лимп. 70, т.2 222 Все описанные выше предметы используются автором для выделения в тексте отдельного слова, звука, позволяющего вслушаться в слова и смыслы и тем самым усилить их экспрессивность и выразительность. 2.