Активизация интереса к Библии и библейским выражениям

Активизация интереса к Библии и библейским выражениям. Актуальность, современность любого слова или выражения всегда проверяется на практике, то есть реальным бытованием в речи людей.

Это в полной мере справедливо и по отношению к фразеологическим оборотам, восходящим к библейским текстам. Поскольку жизнь языка регулируется многими факторами, в том числе и экстралингвистическими, то не приходится удивляться, что политические перемены в нашей стране с конца 80-х годов оказали влияние на речь её граждан. Отход от атеистической идеологии, возврат к забытым христианским ценностям закономерно повлиял на активизацию употребления библеизмов в живой речи. Сферой наиболее широкого использования этих фразеологизмов в настоящее время стала публицистика.

Ветхозаветные и новозаветные выражения ежедневно можно встретить на страницах газет и журналов, в передачах радио и телевидения. Они предают публичной речи живость и меткость, образность, вызывают сложные эмоциональные ассоциации. Кроме того, если раньше библейские изречения использовались преимущественно как обветшалые украшения речи, то в настоящее время они приобретают гражданское звучание, на них опираются в общественной и политической борьбе.

Показательны в этом отношении дискуссии уже на первом съезде народных депутатов бывшего Верховного Совета. Интересно, что разные ораторы прибегли к одному и тому же библеизму - Распни его! Ю.Черниченко Послушное негодование - оно ведь, будем памятливы, совсем недавно плевало в Пастернака, клеймило Твардовского, кричало вслед Сахарову - Распни его! Академик В.Гольданский Монополии на истину не обладает ни большинство, ни меньшинство.

По Евангелию, именно большинство кричало Распни его! Дискуссия перешла на страницы газет, и в статье Правды Глас народа 1989. 26 июня автор в краце изложил евангельские события В самом деле, можно ли чем-нибудь, кроме массового психоза объяснить, почему иерусалимская толпа освобождает от казни убийцу, а в отношении праведника, учителя и исцелителя, которого еще вчера приветствовала теперь, возмущённая первосвященниками они. заметьте, преследовали свои личные интересы , -теперь эта толпа кровожадна и беспощадна? Распни его снова и снова кричит площадь в ответ на предложения Пилата помиловать невинного Иисуса.

Разве этакий глас народа можно считать общественным мнением ? Ещё один пример использования этого библеизма народ, переживающий бремя социальных потрясений, поверил в утопическую идею земного рая. Ему легко внушить, что воплощению идеи мешают конкретные лица. Возникают мифические они. Толпа требует Распни его! Несёт плакаты Смерть Бухарину! Торжествует, читая в речах сталинского законника Вышинского слова иностранные шпионы, бешенные псы Лит. Газета. 1989.29 ноября 2.