Роль гротеска в романе Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Реферат по дисциплине Шедевры мировой литературы на тему Роль гротеска в романе Франсуа Рабле Гаргантюа и Пантагрюэль Работу выполнила студентка очно-заочного отделения 1 курса второе высшее образование Новикова О. Преподаватель Москва 2005 Содержание Введение 2 Глава 1. Ф.Рабле великий французский писатель.2 Глава 2. Роман Гаргантюа и Пантагрюэль - крупнейший памятник французского Ренессанса 3 Глава 3. Определение гротеска 7 Глава 4. Роль гротеска в романе Гаргантюа и Пантагрюэль 8 Заключение.23 Библиография.26 Введение. Роман Ф.Рабле Гаргантюа и Пантагрюэль написан в переломную эпоху.

Писатель выражает опыт времени через гротескно-гиперболическую фантастику, которая выполняет важную эстетическую функцию она помогает воспроизвести универсальную картину мира, создавая для этого высокую степень образного обобщения.

Целью моего исследования в данном реферате является выявление роли гротеска в романе Ф.Рабле Гаргантюа и Пантагрюэль. Реферат состоит из 4 глав, введения, заключения и списка используемой литературы. В первой главе представлен краткий очерк этапов жизни писателя. Во второй главе представлен краткий анализ исследуемого произведения. Третья глава состоит из определения исследуемого мною понятия гротеска, и его отражения в литературе и искусстве. Четвертая глава состоит из определения роли гротеска в исследуемом произведении.

В заключении представлены выводы проведенного исследования. Глава 1. Ф.Рабле величайший французский писатель. Крупнейшим представителем французского гуманизма и одним из величайших французских писателей является Франсуа Рабле 1494 1553. Он родился в Шиноне, в семье зажиточного землевладельца и адвоката. В молодые годы поступил во Францисканский монастырь и до 1525г. пробыл монахом в Фонте-Леконт, но вместо богословских трудов изучал древних писателей и юридические трактаты.

Рабле получил сан священника, но служебных обязанностей не исполнял. С самого начала Франсуа Рабле больше привлекали науки, нежели духовные подвиги. Он изучал латынь, греческий, читал Платона, вступил в переписку с главою французских гуманистов Гильемом Бюде. После конфликта с монахами, которые были недовольны его нефранцисканским образом жизни пусть не стараются люди необразованные приобрести образование учил святой Франциск, он покинул монастырь и стал уделять больше времени изучению медицины, а в 1532г. получил должность врача лионского госпиталя.

Кроме того, Ф.Рабле изучал в Риме римские древности и лекарственные травы. После этого он состоял на службе у Франциска I, практиковал как врач, путешествуя по Франции, и получил степень доктора медицины, затем снова вернулся в монастырь. Глава 2. Роман Гаргантюа и Пантагрюэль - крупнейший памятник французского Ренессанса. Роман Гаргантюа и Пантагрюэль - крупнейший памятник французского Ренессанса.

Он создан в эпоху Возрождения время, когда мир закончил свое политическое объединение и создавал новую, отличную от старой, культуру. Роман писался на стыке эпох, во время перемен и потрясений, и отражает все противоречия и недочеты, существовавшие в жизни. Как основу для сюжета Гаргантюа и Пантагрюэль Франсуа Рабле взял старинную французскую народную сказку о великане Гаргантюа Великие и неоценимые хроники о великом и огромном великане Гаргантюа. Главный интерес этой книги составляли ее широкая фольклорная основа и содержащаяся в ней явная сатира на фантастику и авантюрную героику старых рыцарских романов.

Это привлекало Рабле, который решил использовать канву лубочного Гаргантюа. Гаргантюа и Пантагрюэль был задуман как продолжение народной книги, сохраняющее в некоторой степени стиль и имитирующее наивную эпичность оригинала тот же сюжет, те же великаны, но совершенно иной смысл. Сам Рабле в предисловии к первой книге Гаргантюа и Пантагрюэль сравнивает свое творение с ларцом, на котором сверху нарисованы смешные и забавные фигурки, а внутри хранятся редкие снадобья, приносящие человеку немалую пользу. Положим даже, вы там найдете вещи довольно забавные, если понимать их буквально, вещи, вполне соответствующие заглавию, и все же не заслушивайтесь вы пенья сирен, а лучше истолкуйте в более высоком смысле все то, что, как вам могло случайно показаться, автор сказал спроста.

В своей книге Рабле рассматривает ряд проблем современной жизни общества и выражаеает свои взгяды на различные стороны жизни.

Педагогика в культуре Ренессанса играла очень большую роль, так как этот период время научного подхода и открытий, пришедших на место слепой вере, это время воспитание нового человека с новым образом мыслей. В трудах Леонардо Бруни, Верджерио, Дечембрино, Гварини была разработана целая система новой педагогики, была основана школа в Мантуе, которую называли домом радости. Один из персонажей - король Грангузье поручил решение вопроса воспитания Гаргантюа схоластикам и богословам сорбоннского типа, людям старой культуры и старой науки, для которых главный метод обучения зубрежка, в результате которой Гаргантюа выучил азбуку наизусть в обратном порядке всего лишь за 5 лет и 3 месяца.

Бедный Гаргантюа стал заметно глупеть и на смену учителям-схоластикам пришли гуманисты. И здесь Рабле в очень яркой форме раскрывает свои идеалы. Воспитание по Рабле это не только умственное, но и физическое образование, чередование различных дисциплин и отдыха, а так же не насильственное вдалбливание дисциплин, а свободное обучение, воспринимаемое учеником с радостью.

Схоластки, будучи представителями старого мира, душили на корню новые идеалы, вот поэтому-то так жестоко осмеивает их Рабле, выставляя на посмешище их умственную немощь, издеваясь над их человеческими слабостями. Не менее важная проблема, рассматриваемая Ф.Рабле, это неудовлетворяющая политика феодализма. Рассмотрена она в сюжете войны Гранузье и Пирохла.

Поводом для нападения войска Пирохла на утопийцев стали неподеленные плюшки. Война в романе это возможность показать не только отрицательные черты существующего строя, но, главным образом, изобразить тип правителя. Что представляет собой Пирохл Это король-феодал, король в старом стиле, далекий от гуманизма и других передовых идей, это варвар, который принимает только идею грубой силы. Ему противопоставлен Грангузье полная противоположность добрый король, который заботится о славе и о благе своих подданных.

Оба портрета сатира, крайность, но отдельные черты обоих королей можно найти в любом из правителей европейских государств. Из чего ясно, что Рабле, не отвергающий принципа монархии, не видит достойного короля и достойной системы правления ни в одном из реально существующих государств. На примере Телемского аббатства телема в переводе с греческого - желание Ф.Рабле показывает свои идеалы устройства общества. Отставляя в сторону нравы Средневековья, Рабле рисует свою картину устройства общества Телемское аббатство, на дверях которого написан единственный принцип жизни телемитов Делай, что хочешь.

Эта картина утопична. Но Рабле говорит о том, что в любом человеке есть свой внутренний ценз, порядочность. И когда человек попадает туда, где все разрешено, где свобода, то его порядочность не даст ему совершить плохих поступков. В Пантагрюэле Ф.Рабле выразил свой идеал монарха и человека. Пантагрюэль не похож ни на одного из реально существующих монархов.

В начале книги он великан, в середине превращается в обычного человека. Он универсальный человек, образ большой французской нации. Плут и транжира Панург, перед которым встает вопрос жениться ему или не жениться, ибо он очень боится остаться рогатым, задает этот вопрос многим представителям учености, и каждый дает ему мудрые советы, которые на самом деле нелепы и глупы до невозможности. Рабле разворачивает целую галерею комических личностей, среди которых богослов, врач, философ и юрист.

Но после консультаций Панург вместе с Пантегрюэлем решили ехать в Китай к Оракулу Божественной Бутылки. Это путешествие Панурга и Пантагрюэля похоже на Плавание Святого Брендана и на поиски Святого Грааля. По дороге герои останавливаются в разных удивительных странах, населенных невероятными существами и претерпевают ряд приключений. В первой части описываются два ярких эпизода. Первый это панургово стадо, мотив его заимствован у итальянца Фоленго. Такую же шутку проделал герой его поэмы Бальдус.

Этот эпизод полон иронии и тонко характеризует психологию Панурга. Второй описание бури и поведения пассажиров корабля во время нее Пантегрюэля, Панурга, Брата Жана, Эпистемона. Корабль тонет, и всплывают черты, раскрывающие образы этих героев. С каждой главой усиливаются сатирические аллегории, направленные на уклад католической церкви. Остров, где царствует враждебный всему естественному Постник, который приводит на память притчу о Физисе и Антифизисе. Антифизис Противоестество плодит детей, ходящих вверх ногами, а так же монахов, христопродавцев, святош, неуемных кальвинистов, женевских обманщиков, бесноватых путербеев и прочих чудищ, уродливых, безобразных и противоестественных.

А с самого Постника Рабле нарисовал портрет типичного фанатика. Далее следовали острова Папефигов показывающих фигу папе, т.е. кальвинистов и папоманов. Некогда папефиги были веселы и богаты, но однажды их угораздило показать папе фигу, и тогда папоманы вторглись на их остров и разорили его. Зато папоманы чувствуют себя отлично.

Они покланяются папским Декреталиям. Как известно, сборник папских постановлений, носящий это название, односторонним решением пап был объявлен источником канонического права, и именно Декреталии санкционировали всякого рода вымогательства курии благодаря их златекучей энергии Франция ежегодно отдавала Риму в виде дани четыреста тысяч дукатов. Последняя книга романа писалась по черновикам Рабле после его смерти его учениками. В ней много аллегорий и резких нападок на церковь. Герои приплывают к Оракулу Божественной Бутылки.

Вердикт Оракула Пить, означающий наслаждаясь поглощать знания, символизирует у Рабле дух Возрождения, который сравнивается с возгласом Гаргантюа Лакать в начале книги, символизирующим утоление жажды как физиологической потребности организма, символизирующей Средневековье. Глава 3.

Определение гротеска

Рабле. . средневековья, гротеск выразил стихийно материалистическое и стихийно ... Рабле, Дж. Шекспира, итальянская комедия дель арте, живопись Х.

Роль гротеска в романе Гаргантюа и Пантагрюэль

Повсюду подчеркнут родовой и космический момент тела М.Бахтин. Рабле н... Рабле задумал и написал Пантагрюэля во время жары и засухи 1532 года. Образ погребения, как последних объятий матери-земли, очевидно, навеян... Рабле дает длинное перечисление гигантов, предков Пантагрюэля. Внутрь через рот он принял еще пилюли из гончих и борзых собак.

Заключение

Заключение. Проанализировав исследуемое произведение, изучив критические статьи и монографии, обозначенные в разделе Библиография, и в особенности труды М.Бахтина, можно сделать следующие выводы о роли гротеска в романе Гаргантюа и Пантагрюэль 1. Гротеск в романе Рабле выполняет важную эстетическую функцию он помогает воспроизведению универсальной картины мира, создавая для этого высокую степень образного обобщения. 2. Стихия гротеска имеет народно-средневековый характер.

Но эти моменты получают у Рабле новый смысл и новое назначение. Хаотическая форма его повествования отражает как бы выход человека Ренессанса на исследование действительности, предстающей перед ним во множестве аспектов, раскрывающейся с самых различных сторон, в зависимости от случайных, не подлежащих учету обстоятельств. 3. Благодаря гротеску автор создает более насыщенную систему образов произведения, повествование приобретает интересные и неожиданные повороты, в язык героев вносит сатирический оттенок, описание местности приобретает неповторимые черты, что, с литературной точки, зрения больше привлекает читателей. 4. Гротеск помогает автору замаскировать свои взгляды на политическую ситуацию в стране, на проблемы воспитания, на политику церкви, изложенные им в произведении в завуалированном виде, защитить себя и свое произведение от цензуры. 5. Гротескное описание внутренностей человеческого организма, физиологических процессов, происходящих в организме, точные анатомические описания наносимых человеческому телу повреждений и ран, отражают начало скачка развития медицины во время написания книги и профессиональные знания автора. 6. У Рабле гротескные образы тела связываются с космическими, с социально-утопическими и историческими мотивами, с мотивом смены эпох и исторического обновления культуры.

Библиография 1. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль.

М Правда, 1981. 2. М.Бахтин.

Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М Художественная литература, 1990. 3. М. М. Бахтин. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М Худож. лит 1975. 4. Давыдова Т.Т Пронин В.А.Теория литературы учебное пособие. М Логос, 2003. 5. Большая Советская энциклопедия в 30тт. М Советская энциклопедия 1969 1978. 6. Зарубежная литература. Эпоха Возрождения. Сост. Б.И.Пуришев. М, Просвещение 1976. 7. Б.И.Пуришев.

Литература эпохи Возрождения. Курс лекций. М, Высшая школа 1996. 8. История зарубежной литературы Раннее средневековье и Возрождение под общей ред. В.М.Жирмунского. М Учпедгиз, 1959. 9. Энциклопедический словарь юного литературоведа. М Педагогика, 1987. 10. Артамонов С.Д. Франсуа Рабле. М 1964. 11. Пинский Л.Е. Смех Рабле Пинский Л.Е. Реализм эпохи Возрождения. М 1961.