Основные тропы и их экспрессивно-стилистические возможности

План реферата Введение 2 Глава 1. Лексические образные средства 1. Образность речи 2. Определение тропа3. Границы использования тропов в речи6 Глава 2. Основные тропы 1. Метафора 2. Олицетворение 3. Аллегория 4. Метонимия 5. Антономазия 6. Синекдоха 7. Эпитет 8. Сравнение 17 2.9. Гипербола и литота 10. Перифраза 11. Ирония 20 Глава 3. Стилистический анализ стихотворений 1. Анализ стихотворения А. А. Блока Россия 2. Анализ стихотворения А. А. Ахматовой Памяти 19 июля 3. Анализ стихотворения в прозе И.С. Тургенева Собака 4. Анализ стихотворения С. Есенина Отговорила роща золотая 29 Заключение32 Литература 34 Введение Для нашего реферата мы выбрали следующую тему Основные тропы и их экспрессивно-стилистические возможности.

Тема достаточно актуальна, так как ПР-специалисту необходимо знать экспрессивно-стилистические возможности тропов, чтобы правильно использовать их в своей речи. Выбор темы продиктован личным интересом, актуальностью, а также важностью данного аспекта в курсе стилистики и литературного редактирования.

Цель данного реферата - рассмотреть основные тропы и их экспрессивно-стилистические возможности в теории, и подтвердить теоретический материал на практике.

Задачи исследования 1. Определить роль и значение тропов в художественной речи 2. Проанализировать стихотворения различных авторов, акцентируя внимание на важности использования тропов в художественном произведении. При написании работы использовался традиционно-описательный метод, основанный на примах анализа, систематизации и обобщения исследуемого материала.

Главная трудность для нас заключалась в огромном количестве литературы, несмотря на это, мы старались включить в реферат только самую важную информацию. Из всех источников, хотелось бы отметить Книгу о хорошей речи, авторами которой являются Ирина Борисовна Голуб, Дитмар Эльяшевич Розенталь. Она довольно подробно рассказывает об образной речи, помогает избежать распространнных речевых ошибок. Основные тропы показаны на интересных примерах высокого художественного мастерства русских писателей, поэтов, публицистов.

Реализация поставленных задач проходила в несколько этапов. Во-первых, мы определили тему нашего исследования, а затем занялись сбором необходимой информации. После того, как необходимый материал был отобран и проанализирован, мы приступили к непосредственному написанию теоретической части. Во-вторых, мы подтвердили теоретический материал на практике, проанализировав произведения А.А. Блока, А.А. Ахматовой. После этого указали, какие именно тропы были использованы авторами, какую экспрессивно- стилистическую окраску они придают произведению.

В заключении, сделали необходимые, на наш взгляд, выводы. Глава 1. Лексические образные средства 1.Образность речи Тропы это слова, употребленные в переносном значении с целью создания образа. С данным определением тропа тесно связано понятие образности речи. Слова образность, образный используются в стилистике в разных значениях.

Образность в широком смысле этого слова - как живость, наглядность, красочность изображения - неотъемлемый признак всякого вида искусства, форма осознания действительности с позиций какого-то эстетического идеала, образность речи - частное ее проявление. Стилистика рассматривает образность речи как особую стилевую черту, которая получает наиболее полное выражение в языке художественной литературы. Попадая в художественный контекст, слово включается в сложную образную систему произведения и неизменно выполняет эстетическую функцию.

Слово в художественном произведении писал акад. В.В. Виноградов совпадая по своей внешней форме со словом соответствующей национально-языковой системы и опираясь на его значение, обращено не только к общенародному языку и отражающемуся в нем опыту познавательной деятельности народа, но и к тому миру действительности, который творчески создается или воссоздается в художественном произведении. Поэтому оно слово двупланово по своей смысловой направленности и, следовательно, в этом смысле образно.

Более узкое понимание образности речи основано на использовании слов в переносном значении, с измененной семантикой. При этом слова, получающие образное значение, в художественном контексте в какой-то степени теряют свою номинативную функцию и приобретают яркую экспрессивную окраску. Изучение образного значения слова в этом смысле направлено на исследование лексических приемов, придающих речи эстетико-художественное значение. 2.

Определение тропа

tropos - поворот, оборот, образ. Тропы придают наглядность изображению... Но каждая вспышка молнии открывала в ней желтоватые зловещие смерчи, с... autos - я, сам и logos - слово, в которой тропы отсутствуют. Иногда не... Это суждение в корне ошибочно. Высокохудожественной может быть и автологическая речь.

Границы использования тропов в речи

Имя автора заменяет название его произведений Траурный Шопен громыхал ... Бунин. 2.5. Маяковский. Однако чаще гипербола и литота принимают форму различных т... Именно поэтому для анализа мы брали произведения различных авторов.

Анализ стихотворения А. А. Ахматовой Памяти

Ей - опустевшей - приказал всевышний Стать страшной книгой грозовых ве... Встречается в данном стихотворении и сравнение Из памяти, как груз отн... Нас двое в комнате собака моя и я. Она предстает перед нами в образе огромной хищной птицы, которая налет... По словарю Ожегова животное это такое живое существо, в противопоставл...

Анализ стихотворения С. Есенина Отговорила роща золотая

Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально... Секрет обаяния этого стихотворения Есенина в умении автора передать то... Время все безжалостно сгребает в один ненужный ком. Однако не обгорят рябиновые кисти, от желтизны не пропадет трава. Очень необычна форма этого стихотворения.

Заключение

Заключение В данной части реферата мы остановимся на тех выводах, к которым пришли, работая над темой нашего исследования. Образность речи создается благодаря употреблению слов в переносном значении. Такая речь всегда эмоциональна. Тропы в ней обычно применяются с другими средствами речевой экспрессии. Стилистика образной речи сложна и многопланова, е изучение требует детальной характеристики всех тропов, которыми так богат наш язык, и творческого освоения их мастерами художественного слова.

Одни и те же предметы и явления писатели изображают по-разному, у них художественные образы всегда самобытны, неповторимы. Традиционно тропы относят к поэтике, и к стилистике. Основная их функция выразительно изобразительная, в этом смысле тропы служат средством культуры речи. К тропам обращаются не только при изображении необычных, исключительных картин.

Иногда, даже самые обыкновенные слова обретают большую выразительную силу. Также, с помощью тропов изображаются явления, лишенные возвышенного, романтического ореола предметы неэстетические, вызывающие у нас отрицательную оценку. В системе тропов наблюдаются сложные отношения так, метафора и метонимия противопоставляются некоторые тропы переходят в другой разряд эпитет в метафору и пр. Не только у разных авторов при описании близких явлений мы находим самобытные образы, но и в творчестве каждого художника один и тот же предмет может получать воплощение в совершенно различных тропах.

А бывают и такие тропы, употребление которых нежелательно, потому что они не только не создают образа, но и обесцвечивают слог, делают язык невыразительным. И тогда уже говорят не о тропах, а о речевых штампах. Их следует избегать в речи, так как подобные находки воспринимаются как проявление дурного вкуса. Таким образом, можно сделать вывод, что у каждого автора существует свой собственный стиль изложения, который определяет какие средства языковой выразительности будут использованы в конкретном произведении.

И анализы стихотворений различных авторов являются этому подтверждением. Тропы могут придавать речи разнообразные эмоциональные оттенки, с их помощью речь становится образной, богатой. Литература 1. Ахматова А. А. Лирика. М. Художественная литература, 1989. 415 с. 2. Блок А. А. Стихотворения и поэмы. М. Художественная литература, 1969. 256 с. 3. Голуб И.Б. Стилистика русского языка.

М. АЙРИС-ПРЕСС, 2003. 448 с. 4. Голуб И.Б Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. М. Культура и спорт. ЮНИТИ, 1997. 268 с. 5. Есенин С. Стихотворения. М. Художественная литература, 1969. -175 с. 6. Львов М.Р. Риторика. Культура речи Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. М. Издательский центр Академия, 2003. 272 с. 7. Тертычный А. Ирония извилистый путь к истине. Журналист, 2004 3. 89 с. 8. Тургенев И.С. Собрание сочинений.

М. Государственное издательство художественной литературы, 1956. 610 с. 9. Большой толковый словарь русского языка. СПб 2000 с. 398.