Жизнь и творчество Николая Семеновича Лескова

ПЛАН ВВЕДЕНИЕ. С ДУМОЙ О РОССИИ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. 1. ДЕТСТВО, ОТРОЧЕСТВО 2. В НАЧАЛЕ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ 3. СТАНОВЛЕНИЕ ПИСАТЕЛЯ 4. ТЯЖЕЛЫЕ ИСПЫТАНИЯ 5. “ПЕРЕЛОМ” В ЖИЗНИ ПИСАТЕЛЯ 6. “ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК” - КАК ОБРАЗ РОССИИ ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Н. С. ЛЕСКОВ О РОССИИ Использованная литература Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить… Ф. И. Тютчев С ДУМОЙ О РОССИИ Он жил, всем сердцем своим стремясь “служить родине словом правды и истины” , искать лишь “правды в жизни” , давая всякой картине, говоря его словами, “освещение подлежащее и толк по разуму и совести” . Каждое его произведение – это художественно развернутый факт жизни, это художественная мелодия, возникающая на основе реальных событий и как бы незримо соотносящая, связывающая эти события с прошлым и обращающая к размышлениям о грядущем. “Лучшее время не позади нас. Это верно и приятия достойно” – так на склоне лет писал Н. С. Лесков.

В те годы, когда о лесковских произведениях немало спорили его современники, Лев Толстой прозорливо заметил: “Лесков – писатель будущего, и его жизнь в литературе глубоко поучительна” . Судьба писателя драматична, жизнь, небогатая крупными событиями, полна напряженных идейных исканий. Одухотворенный великой любовью к своему народу, он стремился говоря словами Горького, “ободрить, воодушевить Русь” . Богатое, многообразное творчество Лескова, хотя и не лишено противоречий, вместе с тем отличается удивительной художественной и эстетической цельностью.

Произведения писателя объединяют пафос высокой нравственности и яркая самобытность поэтических форм. Его видение действительности, его поэтика органически сочетали реализм и романтическую мечту, насыщенность повествования массой конкретных, иногда документальных подробностей, почти натуралистических зарисовок и глубокую художественную обобщенность воссоздаваемых картин.

В рассказах и повестях Лескова, словно заново рожденные, возникали почти неизведанные области жизни, заставляя читателей вдруг оглянуться на весь русский мир. Здесь представала и “отходящая самодумная Русь” , и современная ему действительность. Тридцать пять лет служил Лесков родной литературе.

И, несмотря на невольные и горькие заблуждения, он был и всю жизнь оставался глубоко демократичным художником и подлинным гуманистом. Всегда выступал он в защиту чести, достоинства человека и постоянно ратовал за “свободу ума и совести” , воспринимая личность как единственную непреходящую ценность, которую нельзя приносить в жертву ни разного рода идеям, ни мнениям разноречивого света. В своем художественном исследовании прошлого и настоящего Лесков настойчиво и страстно искал истину и открыл столь много ранее неизвестного, прекрасного и поучительного, что мы не можем не оценить по достоинству литературный подвиг писателя… ДЕТСТВО, ОТРОЧЕСТВО На Орловщине, в селе Горохове, 4(16) февраля 1831 года в семье небогатого судейского служащего, поповича Семена Дмитриевича Лескова родился сын Николай.

В Орле, недалеко от крутого обрыва над рекой Орликом, некогда стоял высокий деревянный дом с мезонином, в котором прошло его детство.

Семья Лесковых жила в нем до 1839 года, когда чиновник орловской уголовной палаты, отличавшийся “твердостью убеждений” близкий в прошлом к Рылееву и Бестужеву, ушел в отставку, резко разойдясь во взглядах с губернским начальством. Семья переселилась в Кромской уезд на небольшой хутор Панино. Там, как вспоминает писатель, где “была водяная мельница с толчеею, сад, два двора крестьян и около сорока десятин земли” . Обаяние родной стороны овладевало воображением мальчика.

Навсегда запали в его память предания русской старины, легенды о чудесных странниках и благородных разбойниках, крестьянских поверьях, которые слышал он в глуши Кромского уезда от нянюшек и дворовых. На всю жизнь проникся будущий писатель народным миропониманием. Лесков по воспоминаниям современников, “верил в народные приметы, хотя и старался этого не показывать” . Всю жизнь испытывал он глубокий интерес к народному творчеству, без которого невозможно ощутить полноту духовности народа.

Постижение народной жизни рождалось прежде всего в самом непосредственном общении с товарищами детства, подневольными крестьянами. Пять лет провел Лесков в стенах Орловской гимназии. Учение в гимназии не много прибавило к его образованию. Господство схоластики, розог и многое другое “имело вредное влияние даже и на нравственную сторону воспитанников” . Не окончив гимназии, начал Лесков свою службу чиновником Орловской уголовной палаты.

Здесь в большом многообразии раскрывались перед ним всевозможные жизненные драмы и подноготная пестрых людских судеб, в которых он принимал нередко самое близкое участие. Впоследствии в его произведениях воскреснут и услышанные им рассказы, горестные повести о судьбе крепостных (“Житие одной бабы” 1863; “Тупейный художник” , 1883) , и уголовные драмы (“Леди Макбет Мценского уезда” 1865; пьеса “Расточитель” , 1867) , и ужасающие картины голода в деревне (“Юдоль” , 1892) , и о замечательных людях из народа, благородных чудаках и праведниках (“Однодум” , 1879; “Кадетский монастырь” , 1881; “Несмертельный Голован” , 1880, и др.) .

В НАЧАЛЕ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

П. Алферьева, Лесков встречался почти со всеми молодыми профессорами тогд... Он бывал в самых разных городах: Пензе и Риге, в Новгороде, Пскове, Ор... В произведения Лескова как живой источник повествования и средство осм... “Я не изучал народ… я вырос в народе на гостомельском выгоне с казанко...

СТАНОВЛЕНИЕ ПИСАТЕЛЯ

Неправда ли как все это созвучно современному этапу развития России, к... Яркие приметы того времени: мощное революционно-демократическое движен... Он начал с публицистики. Совсем не случайно в записке канцелярии санкт-петербургского полицмейс... Однако Н.