«Эпопея «Мертвые души» – поэма о Н.В.Гоголе»

Экзаменационный реферат по литературе на тему: «Эпопея «Мертвые души» – поэма о Н.В.Гоголе» Выполнил: ученик 9А класса ) Учитель: ) План Вступление… 4 Автобиография Н. В. Гоголя… 5 Гоголь в “Мертвых душах”…. 13 Воспоминания Н.В. Гоголя о его юности… 14 Личные черты Н.В. Гоголя в поэме «Мертвые души»… 16 Отношение Гоголя к смерти…18 “Лирическое отступление”… 19 Заключение…23 Библиография…24 Вступление Первый том поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” был начат в 1842 году. «Мертвые души» - величайшее произведение Гоголя.

Он приступил к его написанию молодым человеком, почти юношей; вошел с ним в пору зрелости, приблизился к жизненной черте. «Мертвым душам» Гоголь отдал все – и свой художнический гений, и искупленность мысли, и страстность надежд Поэма мыслилась автором как огромное эпическое произведение, имеющее своею целью “объять всю Русь”. До нас дошел только первый том этого произведения и отдельные главы второго.

О значении поэмы Гоголь писал А. О. Смирновой в 1845 году: “Вовсе не губерния, и не несколько уродливых помещиков, и не то, что им приписывают, есть предмет “Мертвых душ”. Это пока еще тайна, которая должна быть вдруг, к изумлению всех раскрыться в последующих томах”. В поэме Гоголь сумел выставить наружу всю пошлость пошлого человека, а в последующих томах он хотел изобразить духовное возрождение своих героев. В “Четырех письмах по поводу “Мертвых душ” он писал, что “русского человека испугала его ничтожность более чем все его пороки и недостатки.

Автор хотел, чтобы его поэма была полезна и для читателей, и для него самого. Изображая пошлость и убожество своих героев, он хотел, чтобы читатели обратились бы на самих себя и увидели бы собственные недостатки. О себе он писал: “Никто из читателей моих не знал того, что, смеясь над моими героями, он смеялся надо мной”. И далее: “Я уже от многих своих гадостей избавился тем, что передал их своим героям”. Однако Гоголь передал своим героям “Мертвых душ не только свои пороки и недостатки.

Несмотря на эпичность и широту этого произведения, в нем отразилось множество личных черт автора.

Автобиография Н. В. Гоголя

Скворцов в своей брошюре “Личные источники “Мертвых душ”, написанной н... Россет от 15 апреля 1847 года Гоголь писал о том, что если у него не н... Некоторым из них он давал названия: аллея “Долина спокойствия”, беседк... А. П.

Воспоминания Н.В. Гоголя о его юности

Эту мысль запала в его душу после рассказа матери, о чем он и писал ей... Далее автор описал то, что происходило в душах его героев при этом соб... Елены. Такое же прощанье с юностью мы видим в шестой главе “Евгения Онегина”:... Шестая глава поэмы начинается воспоминанием Гоголя о его юности, о том...

Отношение Гоголя к смерти

Основанием слов Чичикова (“Это, однако ж, хорошо, что встретились похо... В этом лирическом отступлении он писал: “Но какая же непостижимая, тай... Далее, автор писал о том, что было сказано им в поэме: “От души было п... Высшими начертаньями они ведутся, и есть в них что-то вечно зовущее, н... Исаак Сирин в книге своих Творений писал об этом в Третьем слове: “Сле...

Заключение

Заключение “Мертвые души” стали произведением Гоголя, в котором творчество гения, его вершинное творение обернулось поражением художника, принесшим ему гибель.

Произошло это потому, что замысел Гоголя был всеобъемлющ и грандиозен, но неисполним с самого начала. “Мертвые души” были задуманы писателем в трех томах.

Гоголь опирался в своем замысле на эпические поэмы Гомера и на средневековую поэму итальянского поэта Данте «Божественная комедия». В духе эпических поэм Гомера, воспевающих греческих богов и героев, Гоголь намеревался создать эпопею новейшую, так называемую «малую эпопею». Цель ее заключалась в конечном итоге в православии, в пафосном лирическом воспевании эпической картины превращения некоторых порочных персонажей в героев исключительно положительных, обладающих лучшими качествами русского человека.

Россия должна была от тома к тому очищаться от скверны и в третьем томе книги Гоголя предстать всем человечеством во всем блеске нравственного совершенства, духовного богатства и душевной красоты.

Тем самым Россия указывала бы другим народам и государствам путь к нравственно-религиозному спасению от козней исконного врага Христа и человечества – дьявола, сеющего на земле зло. Пламенная хвала такой России и такого очистившегося от пороков русского человека, став предметом восхищенного воспевания, превращала “мертвые души” в поэму.

Следовательно, жанровое определение, данное Гоголем своему произведению, относится к трехтомному замыслу.

Библиография

Библиография Н.В. Гоголь «Мертвые души» Москва – 1876 г. – издательство «Правда» Н.В. Гоголь «Четыре письма по поводу «Мертвых душ» Н.В. Гоголь «Авторская исповедь» - Псковское отделение, 1990 г. Л. Арнольди «Воспоминания о Гоголе» - 1891. В.И. Шенрок «Творчество Н.В. Гоголя». Материалы для биографии Гоголя - 1892—1897 П.А. Кулиш «Опыт биографии Гоголя».