Крестьянский либерaлизм

ПЛАН: 1. Кризис феодальной системы хозяйства. 2. Развитие идей социализма. 3. Критика крепостного хозяйства. 4. «Крестьянский социализм» А.И. Герцена. 5. Н.П. Огарев и идеи Герцена Кризис феодальной системы хозяйства. Кризис крепостнической системы хозяйства ярко обнаружился к середине XIX века и в сельском хозяйстве, и в промышленности.Он выразился как в дальнейшем значительном росте капиталистического уклада, так и в важных изменениях, происходивших внутри самих феодальных отношений.

Капитализм развивался рядом с крепостничеством, ослабляя его позиции, создавая предпосылки его уничтожения, но оставаясь бессильным уничтожить феодальные монополии дворянства, охраняемые самодержавием. Помещичье хозяйство до отмены крепостного права переживало серьезные изменения, но оно не превращалось в капиталистическое. Крепостное хозяйство все более тормозило развитие производительных сил, требовавших новых производственных отношений. Предреформенная экономика России представляла собой сложный комплекс разнородных хозяйственных укладов, явившийся результатом разложения крепостнического способа производства.

В промышленности сочетались крепостная (вотчинная и посессионная) мануфактура с принудительным трудом, капиталистическая мануфактура на вольнонаемном труде, капиталистическая фабрика, городское и деревенское ремесла. В этом пестром сочетании наметилась победа капиталистической фабрики не только над крепостной, но и над капиталистической мануфактурой.

Но феодальные преграды развитию промышленности не были уничтожены. Это сказывалось в необеспеченности рабочей силой предприятий, в платеже дани феодалам в виде относительно высокой заработной платы, в которую входил оброк, в узости рынка вследствие господства крепостнических отношений в стране. Крепостничество стало барьером, задерживавшим рост капиталистической промышленности. В сфере сельского хозяйства трудности развития капитализма были несравненно большими.

К середине XIX века в сельском хозяйстве стали распространяться отношения капиталистического типа, но возникшие такого рода отношения существовали наряду с крепостническими, не заменяя их. Чем дальше шло развитие экономики, тем больше обнаруживалось несоответствие между производственными отношениями и характером производительных сил. Это несоответствие, выражавшее гнилость экономического базиса, обнаруживалось в политической военной и идеологической областях.

Развитие идей социализма

Этот подъем выразился прежде всего в появлении и сравнительно широком ... Борьба против нее принимает новый характер. С крепостничеством борются не во имя того, чтобы дворянина сменил бурж... Если раньше освобождение крестьянина от крепостной зависимости было на... Развитие этого социализма определяется тем, что он явился революционны...

Критика крепостного хозяйства

Это общее управление бытом обусловлено тем - и это второй момент, хара... 18, стр. «Задача новой эпохи, в которую мы входим писал Герцен состоит в том, ч... Таким образом, путь России к социализму через общину Герцен не рассмат... В произведениях Огарева учение Герцена о крестьянской общине как основ...

Заключение. Идеи А.И. Герцена и Н.П. Огарева отражали борьбу крестьянства против помещичьего землевладения в условиях падения крепостного права, развивавшихся в России капиталистических отношений. Проповедуя идеи «крестьянского социализма», они нападали на феодальное помещичье землевладение, доводя борьбу против него до требования ликвидации частной земельной собственности и передаче всей земли крестьянским общинам.

Анализ теории «крестьянского социализма» показывает, что она представляла собой разновидность утопического социализма, хотя и превосходила утопический социализм Западной Европы своей революционной действенностью и тесной связью с практикой, с движением народных масс. Жизнь показала несостоятельность данной теории, ее утопизм. Развитие капитализма в России опровергло надежды, возлагавшиеся Герценом и Огаревым на общину и некапиталистический путь развития.

Сельская община оказалась не в состоянии противодействовать развитию капитализма и предотвратить дифференциацию крестьянства. Но, несмотря на свой утопизм теория эта была формой, выражавшей прогрессивное требование об уничтожении крепостничества.