Место и время постмодернизма в мировом искусстве

Место и время постмодернизма в мировом искусстве. Пути и тенденции развития мировой культуры хх в. своими противоречиями и парадоксальными явлениями породили широкий диапазон оценок, от наименования их деструкцией, кризисом культуры О.Шпенглер, Н.А.Бердяев до понимания их как новаторских экспериментов, рождения новой души культуры Х.Ортега-и-Гассет. Все эти мнения, несмотря на противоречия, склоняются к одному XX век знаменуют собой существенный перелом в истории человечества и формах его культурной деятельности. Мы фиксируем не просто границу в смене картин мира, а некий глобальный разрыв с предшествующими тенденциями искусства, причем новые поиски не укладываются в единую формулу, не сводятся к единому стилю.

Основным явлением, приводящим к этому выводу, является явление постмодернизма.

Характеризуя постмодернизм, стало традиционным выводить его из противоречий с модернизмом - в связи с похожестью и неудачностью термина. Модернизм изначала указывал на все новое, стремление к новому, которое отрицало старое, классическое искусство, отталкивалось от него, спорило с ним, являя собой диалектическое противоречие.

Модернизм признавал целостную иерархию, заявляя о приоритете нового над старым, сравнивания себя со старым. Постмодерн возник не после модерна - философии XIX в а рядом с ним. Уже в ХIХ в современник и ученик Гегеля датский ученый Кьеркегор выступил против притязаний разума. В это же время Ш.Бодлер, по сути, сформулировал стратегию культуры постмодерна. Художнику предлагалось завоевывать пространство и время будущего, не ориентируясь при этом на какие бы то ни было указания, нормы, образцы он просто рвался к новому, не зная при этом ни пути, ни ориентиров.

Таким образом, постмодерн отказался от иерархии, от оценок, от какого бы то ни было сравнения с прошлым. Это подчеркивает отсутствие всякой связи его с модерном. Поэтому не совсем верно выстраивать хронологическую цепочку модерн - постмодерн. По мнению У.Эко, принципиальное различие этих явлений в том, что модернизм, открещиваясь от прошлого, разрушает образ, отменяет образ, доходит до абстракции, до безобразности, до чистого холста, до дырки в холсте, до сожженного холста. Но наступает предел, когда авангарду модернизму дальше идти некуда, поскольку им выработан метаязык, описывающий его собственные невероятные тексты то есть концептуальное искусство. Постмодернизм - это ответ модернизму раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить, иронично, без наивности. 60 101-102 В ХХ в. разрушение старой картины мира проявилось во всех областях культуры и науки, которые вышли на новый уровень познания.

Возникает новое чувство жизни, новое чувство времени, приводящее к рождению нового качества интеллекта.

Научные открытия порождают большое количество новых вопросов. Весь узел проблем эпохи, ускоряющийся темп жизни утверждает рациональное недоверие к рациональному. Этот принцип жизни и культурного бытия сметал любые авторитеты. Новая картина мира еще более разоружила человека, поставив его перед множеством нерациональных факторов, управляющих миром.

А новая форма культурного самосознания привела к смене собственно художественного видения мира. Именно в этот период оказалась востребованной философия постмодернистических мыслителей Кьеркегора, Ницше, Паскаля. Их настроения привлекли также внимание З.Фрейда, М.Хайдаггера, Ж.Деррида. Таким образом, в начале ХХ века постмодернизм получил толчок в развитии в контексте мировой культуры.

Постмодернизм - явление, первоначально появившееся и теоретически оформившееся в западном искусстве. Среди литературоведов термин впервые применил Ихаб Хасан в 1971г первый манифест постмодернизма получил Лесли Фидлер, а в 1979г. вышла книга Ж-Ф.Лиотара Постмодернистское состояние, в которой философски осмысливается состояние мира в период развития средств массовой коммуникации, способствующих замене реального мира компьютерной иллюзией. В западном искусстве особенно в кино, широкое распространение получили симулякры - жизнеподобные фикции, копии, у которых отсутствует подлинник. Это были образы отсутствующей действительности, за которыми не стояла никакая реальность.

Но они были настолько правдоподобны, что создавалась иллюзия их реального существования различные чудовища, биороботы, пришельцы, трансформеры и т.д По словам Нефагиной, в условиях, когда реальный мир был потеснен иллюзией, подрывается авторитет разума, интеллекта. Дегуманизация общества ведет к тому, что культура замыкается на самой себе. Постмодернизм возникает в постиндустриальном обществе, где господство видеокоммуникаций создает отчуждение человека от действительности. 46 152-153 Но отчуждение человека перестает в иллюзорном мире отделять свое от чужого.

Чужие языки, культуры, знаки воспринимаются как собственные, из них строится свой мир. Их можно по-своему компоновать, перечислять, комбинировать. Отсюда постмодернистское произведение не готовая вещь, а процесс взаимодействия художника с текстом, текста - с пространством культуры, с материей духа, текста с художником и с самим собой.

При заявлении о себе как транскультурный и мультимедийный феномен, предполагающий диалог на основе взаимной информации, открытость, ориентацию на многообразие духовной жизни человека. По словам Скоропановой, в политике это выражается распространением различных форм постутопической политической мысли, в философии - торжеством метафизики, пострационализма, постэмпиризма, в этике - появлением постгуманистических концепций антиутилитаризма, нравственной амбивалентности, в эстетике - ненормативностью постнеклассических парадигм в художественной жизни - принципом снятия, с удержанием в новой форме характеристик предыдущего периода. 53 9 Основной чертой постмодернистского сознания является неприятие какой бы то ни было иерархии, оценки, отсутствие ограничений.

Поэтому трудно выделить набор определенных черт этого явления - согласно постмодернистской философии, его просто не существует. Однако можно очертить круг явлений постмодернизма хотя бы условно.

В постмодернистском философском тексте отсутствует все объясняющий концепт за описываемыми явлениями нельзя обнаружить никакой глубины, сущности, будь то Бог, Абсолют, Логос, Истина и т.д. Это влечет за собой потерю смыслового центра, создающего пространство диалога автора с читателем, и наоборот. Такой текст допускает бесконечное множество интерпретаций, он становится многосмысленным. Отсутствие центра превращают авторов в субъектов бесконечной коммуникации.

Источник информации, равно как и адресат, становится неопределенным. Гораздо важнее становится то, как выражается информация. Философия теряет свои границы, очертания философского текста размываются и начинают существовать в каком-то рассеянном виде - внутри стихов, фильмов, литературной прозы и т.д. Художник-постмодернист уже изначально философ. Философствование практически уже не требует специальной подготовки, оно становится непрофессиональной деятельностью, и к числу философов постмодернизм причисляет, например, А.Белого, В.Хлебникова, М.Пруста, Е.Шварца, Эйзенштейна, Феллини и др. 25 327 В основу эстетики постмодернизма легли также достижения таких направлений, как семиотика теория знака, постструктурализм борьба с тотальностью во всех видах, деконструктивизм децентрация и деконструкция иерархий и др. Появление этих направлений было обусловлено развитием философии и общественной мысли.

Итак, философия постмодернизма отказалась от классики, открыв новые способы и правила интеллектуальной деятельности, что явилось своеобразным ответом на рефлексивное осмысление происходящих в ХХ веке глобальных сдвигов в мировоззрении.

Основными базовыми понятиями этой деятельности стали Во-первых отказ от истины. Взамен вводится термин след, как единственное, что остается вместо прежней претензии знать точную причину. Во-вторых Неприятие категории Сущность, появляется понятие Поверхность Ризома. Предпочтительными становятся игра, случай. В-третьих Отказ от категории Истина , Сущность , Цель , Замысел есть по сути отказ от категориально-понятийной иерархии.

В-четвертых Постмодернизм противопоставляет метафизике иронию, а трансцендентному - имманентное. В-пятых Постмодернизм тяготеет к неопределенности, делая это понятие одним из центральных в своей интеллектуальной практике. И, наконец, постмодернизм нацелен не на созидание, синтез, творчество, а на деконструкцию и деструкцию, т.е. перестройку и разрушение прежней структуры интеллектуальной практики и культуры вообще.

Отвязавшись от всякой традиции, постмодерн в своем свободолюбии пошел на крайность стер имена и даты, смешал стили и времена, превратил текст в шизофренистическое приключение, в коллаж анонимных цитат, начал играть с языком вне всяких правил грамматики и стилистики, смешивая и уравнивая святое и греховное, высокое и низкое 25 329 Суть постмодернизма сводится к игре с мертвым формами 22 419 , к опровержению самого себя, парадоксальности.

Наиболее ярко постмодернизм проявился в литературных текстах. Причем эти тексты были одновременно и философскими, точнее они растворили в себе философию постмодернизма. До сих пор нет одного мнения насчет того, что же называется постмодернизмом. По мнению В.Курицына, нет ничего такого, к чему можно было бы однозначно приложить существительное постмодернизм. Это не течение, не школа, не эстетика. В лучшем случае это чистая интенция, не очень к тому же связанная с определенным субъектом.

Корректнее говорить не о постмодернизме, а о ситуации постмодернизма, которая на разных уровнях ив разных смыслах отыгрывается - отражается в самых разных областях человеческой жестикуляции . 29 В силу более удачных условий существования постмодернизм со всем размахом появился и развернулся в США и Западной Европе. Первые наиболее устойчивые его проявления отмечены в 60-х гг. ХХ в. Тогда в редких критических работах стали проскальзывать отдельные черты постмодернизма.

Лесли Фидлер в своей статье Пересекайте границы, засыпайте рвы Плейбой, декабрь 1969 г. оценил постмодернизм как сочетание элитарного и массового, что способствует соединению публики и художника и чисто физически расширяет функции литературы. В то же время быстро становится модным многоуровневое письмо, тексты, заключающие в себе несколько историй, как бы предназначенных для разного типа читателей в одном произведении сочетается бульварный детектив и философский трактат - например, Имя розы Умберто Эко, Парк юрского периода Майкла Крайтона и др. Не менее важные характерные черты постмодернизма рассмотрел Жан Франсуа Лиотар в работе Ситуация постмодернизма он подчеркнул, что существует великое множество языков, а мир - место и способ реализации языковых игр, причем в этих играх не может быть ни победы, ни консенсуса, иначе это будет обозначать конец игры. Цель этой игры заключается в паралогичности.

Паралогия - это противоречивое разумение, призванные сдвигать структуры разумности, как таковые 37 286 Постмодернизм ничего не отвергает, он, напротив, утверждает пребывание как-бы-ушедшего в иерархическом контексте современности.

Ж.Делез и Ф.Гуаттари на место древесной картины мира вертикальной связи между небом и землей, линейной однонаправленности развития выдвигают ризоматическую модель. Ризома - особая грибница, являющаяся как бы корнем самой себе в ней нет участка, который был бы для какого-то другого участка корневым или находился бы по отношению к нему в метапозиции все они одинаково принадлежат субстантивному множеству, не связанному с идеей единства.

Они же вводят и раскрывают и понятие симулякра Симулякр не есть деградировавшая копия, он содержит в себе позитивный заряд, который отрицает и оригинал, и копию, и образец, и репродукцию. 29 204 В 1968 г. Р.Барт констатирует смерть автора в постмодернистском произведении. Это происходит потому, что - изжита идея линейности, в русле которой автор предшествует тексту, порождает текст - ныне текст представляет собой многомерное пространство, составленную из цитат, отсылающих ко многим культурным источникам нет такого элемента текста, который мог бы быть порожден лично и непосредственно автором.

М.Фуко подчеркивает изменение отношения к тексту исчезает пространство для нормального секса - современный секс не имеет ни метаисточника идеи предка, ни результата идеи потомка. Происходит стирание субъектности, то есть моделирование подходящих к ситуации гениталий.

Рассматриваются любые сексуальные практики, конкретные характеристики которых зависят от ситуации и контекста. И, наконец, Ж.Деррида формулирует идею деконструкции - разрушения существующей реальности и создания этим же путем новой. Он так же пытается снять оппозицию устной и письменной речи путем создания категории архиписьма как праисточника письма и устной речи, пространства непрерывной циркуляции смыслов, существующих в естественном виде именно в этом процессе перетекания.

Всякий остановившийся смысл требует немедленной деконструкции. Таким образом, западная традиция постмодернизма позволяет нам зафиксировать четыре группы признаков постмодернистской литературы, которые, однако, не являются обязательными, а лишь наблюдаемыми в разных комбинациях и составах в этой литературе. По В.Курицину 29 Первая группа характеристик - Замена вертикальных и иерархических связей горизонтальными и ризоматическими - Отказ от идеи линейности - Отказ от идеи метадискурсивности, от убежденности в возможности метакода, универсальности языка - Отказ от мышления, основанного на бинарных оппозициях Вторая группа характеристик - Виртуальность мира эпохи постмодернизма феномен двойного присутствия.

Двойное присутствие - это значит, что художник в каждой ситуации выступает как минимум в двух функциях, присутствуя одновременно Здесь и Там - в качестве субъекта и объекта, являясь сразу и автором текста и его героем, и сторонним наблюдателем. Третья группа характеристик - Проблематичность категории инаковости - Интерфейсность - интертекстуальность Постмодернизм - опыт непрерывного знакового обмена, взаимопровокаций и перекодировок.

Этим вполне объясняется пресловутая постмодернистская центонность и интерконтекстуальность постоянный обмен смыслами стирают различия между своим и чужим словом, введенный в ситуацию обмена знак становится потенциальной принадлежностью любого участника обмена. Причем участники, субъекты постмодернистской игры обнаруживают удивительную способность к метаморфозам мультфильм Пластилиновая ворона. М.Эпштейн в этих условиях выделяет метаболу - образ, не делимый надвое, на прямое и переносное значение, на описанный предмет и привлеченное подобие, это образование двоящейся и вместе с тем единой реальности.

Четвертая группа признаков - преимущественное внимание к контексту - интерес к маргинальным практикам и жанрам - кризис авторства Периферийные явления приобретают статус центральных. В связи с этим становятся популярными второстепенные жанры дневники, словари, примечания, комментарии, жанр письма E-mail, мэйл-арт, джанк-мейл письма от неизвестных фирм и др Уходит иерархия жанров, иерархия жестов.

Постепенно постмодернизм, начав с утверждения стирания границ между реальностью и чудом на письме, пришел к тому, что уничтожает границы в жизни круглосуточное прямое вещание CNN и др Такими вот чертами, в основном, и характеризуется Западная постмодернистская традиция. В нашей стране эта линия искусства во многом сходна, сохраняет формальные и прочие черты постмодернизма.

Но все же здесь имеются и значительные расхождения. 2.