Любовь в художественной концепции Чехова

Любовь в художественной концепции Чехова. Любая теория любви начинается с теории человека. Эрих Фромм Любовь в жизни Чехова - тема, которая вряд ли когда-нибудь будет до конца исследована, описана, прокомментирована. Чехов останется для нас вечной загадкой. И в этом, видимо, воля судьбы, в мудрости которой сомневаться вряд ли стоит. Как говориться в Писании, Тайна сия велика есть. И хочется опровергнуть жизненный постулат о том, что тайное всегда становится явным.

К счастью, не всегда это происходит так. Можно пытаться ответить на вопрос, кого же на самом деле любил Чехов Мизинову, Авилову, Книппер? Какое место в его сердце занимали Эфрос, Яворская? Любил ли он вообще кого-нибудь или был, по мнению Лики Мизиновой, кислятиной, а не живым человеком - мужчиной! Невзглядова Е. С женщин у него иной спрос Аврора - 1985 - 1. С. 126 38 , человеком с холодной кровью, как написал о нем критик Н.К. Михайловский в статье о сборнике рассказов Чехова Хмурые люди ? Но вряд ли эти размышления приведут нас к пониманию творчества писателя. Вновь сошлемся на мнение Льва Шестова, который считал, что нет вернее способа узнать, чем положиться на чеховские произведения и на свою догадку.

Единственный факт, который хочется привести, говоря об образе Чехова-человека, это мнения Мережковского и Шестова, которые представляют собой некий обобщенный образ-впечатление или образ-символ русского писателя, полученный через призму их восприятия.

Мережковский замечает такую странную особенность Чехова, как то, что он был всегда одного и того же возраста, неопределенного, среднего. Мережковский Д. Брат человеческий Дон 1988 9. 39 . Он никогда не казался ему молодым и не мог, соответственно, стареть. Там же 40 . Шестов обращает внимание на то, что Чехов всегда ходит сгорбившись, понурив голову и никогда не обращает взоров к небесам, ибо там для него не начертаны знамения 41 . Шестов Л. Апофеоз беспочвенности Опыт адогматического мышления.

Л. Изд-во Ленингр. универ 1991. -216 с. С. 66 Безусловно, что эти небольшие штрихи к портрету Чехова несут в себе определенную символическую нагрузку, отличаются долей условности, но ведь и то, из чего состоит произведение литературы, тоже по сути своей условно. Добавим следующий факт из жизни писателя скорее из внутренней жизни, т.к. это замечание найдено в его записной книжке Как я буду лежать в могиле один, так, в сущности, я и живу одиноким 42 . Замятин Е. Лица Замятин Е.И. Избранные произведения В 2-х т. Т.2. М. 1990 А отец А.П. Чехова, Павел Егорович, заказал себе однажды печатку с надписью Одинокому везде пустыня Зайцев Б.К. Чехов. Литературная биография.

Нью-Йорк. 1954 43 , за что и поплатился реакция отца на такое приобретение сына - женить. А у А.П. Чехова снова в записной книжке найдем слова о том, что если не хочешь быть одиноким, не женись.

Что же перед нами? Переданное по наследству предчувствие и опасение одиночества, которое пустило свои корни глубоко, срослось с личностью Антона Павловича и определило его судьбу, его отношение к жизни, к женщине, к любви? Определило стиль его жизни стиль - это человек, говорили древние, который он сам пытался объяснить О.Л. Книппер, когда она репетировала роль Маши в Трех сестрах Не делай печального лица ни в одном акте Люди, которые давно носят в себе горе и привыкли к нему, только посвистывают и задумываются часто Карпова В. Если мы теперь не вместе Гудок 1993. 27 Окт. 44 ? Определим поставленный вопрос как риторический.

Тема взаимоотношений между мужчиной и женщиной в творчестве писателя занимает одно из значительных если не главных мест. Более сорока произведений рассказов, повестей, драм описывают мозаику судеб, характеров, ситуаций, связанных с чувством любви, которая может принимать столь различные, иногда самые противоречивые и даже взаимоисключающие друг друга обличия что в принципе не противоречит природе человека, что вспоминается легенда о Леонардо да Винчи, который с одного и того же человека писал Христа и Иуду. Любовь тонкая, поэтичная, пронизывающая все художественное пространство произведения чистотой, искренностью, особой музыкальностью атмосферы, ощущается в рассказах Дом с мезонином , Верочка , Дама с собачкой , О любви. Любовь, переродившаяся в скуку, поддавшаяся разлагающему действию обыденности, пошлости - в Скуке жизни , Супруге , Дуэли. Любовь как способ манипулирования одного человека другим, когда сильная сторона, сама не испытывающая глубокого чувства, использует другую, зависимую от нее, именно потому, что та любит глубоко и серьезно с точки зрения самоощущения героя, мы наблюдаем в рассказах Володя большой и Володя маленький , Ариадна , Шуточка , Рассказ неизвестного человека. Любовь как нереализовавшаяся возможность счастья для героев, возможность проникнуть в иное жизненное пространство, в котором возможна смена ролей на более удачные, привлекательные, находит свое воплощение в рассказах На пути , У знакомых , О любви, в пьесе Вишневый сад отношения Лопахина и Вари. Предощущение новой, счастливой жизни, в которой угадывается далеко не последняя роль любви, и своеобразная ситуация ухода из жизни обыкновенной в мир, пока еще зыбко наметившийся в мечтах, реализовались в рассказах Невеста , В родном углу. За внешним многообразием трактовок любви стоит вполне определенный, довольно грустный и пессимистичный взгляд автора на этот вопрос на этом свете счастья нет, и счастливых людей нет, и счастливой любви нет. Люди пока недостойны счастья и не способны быть счастливыми.

Возможно, что когда-нибудь настанут новые времена, жизнь найдет более совершенные формы в это верят многие чеховские герои, и вопрос о счастье и любви будет лишен определения больной . 2.1.