Сатира в творчестве М.А.Булгакова

Экзаменационный реферат По литературе «Сатира в творчестве М.А.Булгакова (по повестям: «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце»)». Работу выполнила: ученица 11Б класса Бокарева Ирина Николаевна Руководитель: учитель литературы Шнытко Людмила Анатольевна. г.Смоленск 2005 План. Стр. I. Введение II. Сатира в творчестве М.А.Булгакова 4 1. М.А.Булгаков – прозаик, драматург. 2. Повесть «Дьяволиада». 1. Краткое содержание повести. 2. Анализ главных эпизодов. 3. Вывод об идейном содержании. 3. Повесть «Роковые яйца». 1. Сюжет повести. 2. Смысловые пласты повести. 4. Повесть «Собачье сердце». 1. Краткое содержание повести и анализ эпизодов. 12 4.2. На что направлена сатира писателя в повести.

III. Заключение. 17 Список использованной литературы. I. Введение. Сатира – это способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными.

Я выбрала тему, связанную с сатирой, потому что мне очень нравятся сатирические произведения, которые осмеивают различные явления и события. Сила сатиры зависит от эффективности сатирических методов – сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др. Сатирическим может быть и целое произведение, и отдельные образы, ситуации, эпизоды.

Целью изучения курса литературы в 10-11 классах является систематическое изучение сатиры многих писателей, раскрытие направлений сатиры, то есть на что направлена сатира и с какой целью. Выбрав данную тему реферата, я поставила следующие задачи: - систематизировать свои знания о сатире М.А.Булгакова и о его жизни; - рассмотреть особенности сатиры М.А.Булгакова на примере трех повестей: «Собачье сердце», «Дьяволиада», «Роковые яйца»; - сделать выводы по трем повестям и в общем по реферату.

Я пишу реферат используя критическую литературу. С помощью «Русской литературы XX века. Христоматия» А.В.Бараникова, я выбрала информацию о Булгакове. Информацию о Булгакове, о его жизни и творчестве я возьму еще в «Справочнике школьника». Читать повести и их анализировать я буду по книге М.А.Булгакова «Собрание сочинений в 5 томах». II. Сатира в творчестве М.А.Булгакова 1. М.А.Булгаков – прозаик, драматург Булгаков М.А. (1891-1940) закончил Первую Александровскую гимназию, где учились дети русской интеллигенции Киева. Уровень преподавания был высокий, занятия порой вели даже университетские профессора.

В 1909 году Булгаков поступил на медицинский факультет Киевского университета. В 1914 году разразилась Первая мировая война, которая разрушила надежды его и миллионов его сверстников на мирное и благополучное будущее. После окончания университета Булгаков работал в полевом госпитале. В сентябре 1916 года Булгакова отозвали с фронта и направили заведовать земской никольской сельской больницей в Смоленской губернии, а в 1917 году перевели в Вязьму.

Февральская революция нарушила привычную жизнь. После Октябрьской революции его освободили от военной службы, и он вернулся в Киев, вскоре занятый германскими войсками. Так будущий писатель окунулся в водоворот гражданской войны. Булгаков был хорошим врачом, и в его услугах нуждались воюющие стороны. Во Владикавказе в конце 1919 года и в начале 1920 года Булгаков покинул ряды деникинской армии и стал сотрудничать в местных газетах, навсегда бросив занятия медициной.

Вышел его первый художественный текст «Дань восхищения». Занятия литературным творчеством было спровоцировано нежеланием участвовать в войне. Незадолго до отступления белых из Владикавказа Булгаков заболел возвратным тифом. Когда он выздоровел весной 1920 года, город уже заняли части Красной армии. Булгаков стал сотрудничать в подотделе искусств ревкома. Владикавказские впечатления послужили материалом для повести «Записки на манжетах». В сатирических фельетонах и очерках объектом булгаковской сатиры становится не только «накипь НЭПа» - нувориш-нэпманы, но и та часть населения, чей низкий культурный уровень наблюдал писатель: обитатели московских коммуналок, базарные торги и др. Но Булгаков видит и ростки нового, приметы возвращения жизни в нормальное русло.

Булгаков совершил открытие в своих сатирических произведениях, вошедшее в систему русских национальных ценностей и по праву заслужил звание русского национального писателя. Рассмотрим сатирические направления в некоторых повестях М.А.Булгакова. 2. Повесть «Дьяволиада». В 1923-1925 годах Булгаков пишет одну за другой три сатирические повести: «Дьяволиада», «Роковые яйца» и «Собачье сердце». Булгаков создает вещи, практически не отделенные от современности в самом прямом, узком смысле слова. «Дьяволиада» повествует о времени только что миновавшего, но прекрасно памятного военного коммунизма; с описанием тех же скудных, голодных и холодных лет начаты «Роковые яйца»; фон «Собачьего сердца» - остроактуальные приметы НЭПа. Первой повестью, вышедшей к читателю в марте 1924 года, стала «Дьяволиада», само название которой, по свидетельствам современников Булгакова, быстро вошло в устную речь, превратившись в нарицательное.

В этом произведении Булгаков рисует бюрократизм советских учреждений. И.М.Нусинов в докладе о творчестве Булгакова констатировал: «Мелкий чиновник, который затерялся в советской государственной машине - символе «Диаволиады»». Новый государственный организм – «Диаволиада», новый быт – такая «гадость, <…>» 1. Краткое содержание повести. В этой повести говорится о «маленьком человеке» Короткове.

Незаметный служащий Спимата путает подпись нового начальника, носящего необычайную фамилию Кальсонер, в срочной деловой бумаге.

Встреча же его с Кальсонером, поразительная внешность заведующего (голова, сверкающая огнями, электрические лампочки, вспыхивающие на темени, голос как «у медного таза»), а также его способность к мгновенным перемещениям в пространстве и разительным трансформациям – окончательно выбивает Короткова из колеи и лишает способности разумно мыслить. «Двойник» бритого Кальсонера, его брат с «ассирийской бородой и тонким голосом», и Кальсонер - первый, которые поочередно попадаются на глаза Короткову вот, кажется, виновники сумасшествия героя.

Но на деле к безумию и гибели Короткова толкает не столько Кальсонеры – двойники, то есть случайные несуразицы происходящего, которые он не способен объяснить, сколько общее ощущение шаткости, неуверенности и ирреальности жизни.

Жалованье, выданное спичками и церковным вином; небывало-театральный облик грозного начальника – все эти частности, не страшные каждая в отдельности, сливаясь в одно жуткое целое, обнажают беззащитность Короткова, его несмелое одиночество в мире. Боязнь безумия – мысль здорового рассудка, она-то и страхует героя. В «Дьяволиаде» же действительность бредит, а человеку легче «уступить ей, признав виновным в разламывании, деформации реальности себя самого». В «Дьяволиаде» заявлен один из постоянных лейтмотивов произведений писателя: мистическая роль бумаги, канцелярского выморочного быта. Если сначала Булгаков шутил, то развитие сюжета отнюдь не шуточно, потому что если нет документа, который подтверждает твою личность, то ты никто.

Нарушена причинно-следственная связь – какое отношение может иметь наличие (или отсутствие) бумаги к назревающему любовному эпизоду, когда Короткову на шею бросается брюнетка и просит его жениться на ней. Коротков не может этого сделать, потому что у него нет документов с его настоящей фамилией.

Оказывается, что клочок бумаги не только способен определить человеческие взаимоотношения, документ санкционирует поступки и, наконец, конституирует личность. Гротескна интонация обезумевшего Короткова: «Застрели ты меня на месте, но выправь ты мне какой ни на есть документик … ». Уже и саму жизнь герой готов обменять на «правильность» и оформленность ее протекания.

Лишить «места» и украсть бумаги – оказывается достаточным чтобы вытолкнуть героя из жизни в безумный прыжок, гибель. 2.2.

Анализ главных эпизодов

Анализ главных эпизодов. . Движение, быстрота, скорость («понесся», «кинулся», «грянул», «обрушил... В «Дьяволиаде», описывающей учреждение, казалось бы, вовсе не связанно... Эпизод, по-видимому, отсылается к тому самому Лито, в котором служил с...

Вывод об идейном содержании

. Вслед за «Дьяволиадой» появились «Роковые яйца». В повести явственно прослеживаются, по меньшей мере, три смысловых сло... Повесть «Роковые яйца». Первая булгаковская повесть проявила не только устойчивость поэтики, н...

Сюжет повести

Сюжет повести. Перед нами – эволюция, проходящая молниеносными темпами. Одновременно ... «Очень смелый экспериментатор», но не зоолог, это говорит о незнании Р... И еще страусы – страшные гигантские голенистые птицы. Люди потеряли голову и, не разобравшись в происходящем, убили профессо...

Смысловые пласты повести

. Повесть «Собачье сердце». Булгаков сказал о том, что незаменимые люди – есть, задолго до того, к... Змеи наступают в «Роковых яйцах» по дорогам, по которым некогда шли на... 4.

Краткое содержание повести и анализ эпизодов

… сорвал одну перчатку, выбросив из нее облако потной пудры, другую ра... Он начинает не с задачника и грамматики, а с переписки Энгельса с Каут... «- Позвольте узнать, что вы можете сказать по поводу прочитанного? Шар... Собственно, словарь, интонации и темы рассуждений Шарика – это лексика... То есть, другими словами, речь все о той же неистребимой «уравниловке»...

Заключение. Булгакову в лучших традициях русской и мировой литературы была свойственна боль за человека, будь то незаурядный мастер или никем не замеченный делопроизводитель.

Писатель не принимал ту литературу, которая живописала страдания абстрактных, нереальных героев, проходя в то же время мимо жизни. Для Булгакова гуманизм был идейным стержнем литературы. И подлинный гуманизм произведений мастера оказывается особенно близок нам сегодня. Завершая разговор о сатирических и фантастических произведениях Булгакова, выскажем одно предположение: все три повести, прочитанные как единый связанный текст, обращенный к одной и той же реальности – Москве 1920-х годов по сути, «заместили» собой второй роман писателя.

Булгаков, рассказывая о полярных силах, действующих в современности, будто развертывает в этих повестях целостную человеческую антропологию, задается вопросом – что есть человек. Из повести в повесть переходит словно один и тот же образ, человеческий тип, враждебный автору, грозящий социальной опасностью: «низкий человек на кривых ногах» убивает Персикова; сводит с ума Короткова самодур Кальсонер с «искривленными ногами» и «маленькими, как булавочные головки, глазами», виновник огромного горя страны Рокк смотрит на мир «маленькими глазками», изумленно и в то же время уверенно, у него «что-то развязное» есть «в коротких ногах с плоскими ступнями», схожим образом дан и портрет Шарикова.

Описанному почти дегенеративному типу противостоит все более обретающий почву под ногами, отыскивающий в себе самом созидательные силы, чтобы выстоять (а в повести «Собачье сердце» даже и победить), герой.

Добавлю еще появляющиеся «меты» нескрываемого единства художественного мира Булгакова, о чем речь уже шла. Все это, вместе взятое, превращает три повести в некий «конспект» романа, который вырастает из современности, оцениваемой творческой личностью. Сатира М.А.Булгакова очень тесно связана с современностью. Сейчас, в нашем мире можно встретить таких же жестоких и черствых людей как Шариков, такого же глупого Рокка, такого же Кальсонера, который вскружит человеку голову и введет его в заблуждение.

И на данный момент таких людей очень много. Как ни пытайся из животного сделать человека, все равно он останется таким же маленьким и гнусным человеком. Написав реферат по сатире М.А.Булгакова, я выполнила поставленные передо мной задачи, сделала выводы по каждой повести и в целом по теме реферата. Я расширила и систематизировала свои знания по творчеству М.А.Булгакова.

Список использованной литературы. 1. Баранников,А.В. Русская литература XX века: Хрестоматия М.: Просвещение, 1998. 2. Булгаков, М.А. Собрание сочинений в 5 томах Т. 2 М.: Худож. литер 1989. 3. Литература: Справочник школьника М.: Слово, 1995 С.69-73. 4. Нусинов, И.М. Путь М.А.Булгакова. Печати революции: Кн. 4 М 1929 С. 45-47.