рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ГЛАВА II. Звуковой колорит лирики А. Блока

ГЛАВА II. Звуковой колорит лирики А. Блока - раздел Литература, Цвет и звук в лирике А. Блока Глава Ii. Звуковой Колорит Лирики А. Блока. В Сложной Художественной Структур...

ГЛАВА II. Звуковой колорит лирики А. Блока. В сложной художественной структуре блоковских стихотворений звук выполняет функцию тончайшего инструмента искусства. Рядом живут в стихотворениях Блока звуки реалистические, земные, и звуки-символы, звуки — вестники добра или зла, звуки, создающие необходимое настроение, сообщающие стихотворению композиционную стройность, организующие сюжет.

Создается впечатление, что поэт воспринимает все — все вещи и явления — через звуки, закрепленные за ними творческим воображением или действительно слышимые. Погружаясь в звуки, чутко улавливая все оттенки могучей симфонии жизни, Блок создал гармоническую картину звучащего мира, где все значимо и символично, конкретно и в то же время обобщено.

Обостренность звукового восприятия и отражение его в поэзии — одна из граней таланта поэта, свойство поэтического «видения» звуков. Идейная и эстетическая позиция Блока-поэта отразилась и в своеобразном подходе к «звуковому» раскрытию темы, и в фабульных построениях, где звуки часто играют роль поворотного мига, определяющего развитие сюжета и композицию произведения, и в характере образа, поэтической лексики, тропики. Звуковая основа создает композиционный рисунок многих стихотворений Блока. Например, цикл стихов «На поле Куликовом» развертывается в звуковом движении прежде всего.

Это и скачущая кобылица, и летящая стрела, и потрескивание горящего костра, и струящаяся из ран кровь — в первом стихотворении цикла, а затем все более слышимый, нарастающий крик лебедей: «За Непрядвой лебеди кричали, и опять, опять они кричат » Это и звук человеческого голоса, призыв биться с татарвою: «За святое дело мертвым лечь!»; это и причитания матери, и звон мечей. Звуки приобретают символический смысл: «Слышал я твой голос сердцем вещим в криках лебедей»; «Орлий клекот над татарским станом угрожал бедой». Крики гордых птиц сопутствуют исторической схватке двух враждующих сторон, в них, несомненно, заложен широкий ассоциативный смысл, как и в выражении «лебединая песня» — последний, из глубины души исторгнутый вопль, предчувствие рокового исхода: «Над вражьим станом, как бывало и плеск и трубы лебедей». Звуковое восприятие боя переплетается со зрительными образами, создавая целостную картину ратного подвига: Я слушаю рокоты сечи И трубные крики татар, Я вижу над Русью далече Широкий и тихий пожар.

III, 252 Можно говорить и о «звуковой композиции» стихотворения «Эхо» с его необычной, нервной строфикой, как бы передающей рождение звука, его полет, нарастание, угасание и новый мощный взлет.

Звук дает толчок развитию сюжета, действия (« И вдруг влетели звуки», II, 139); иногда это слабый, едва различимый звук, как родничок, постепенно перерастающий в могучую реку: «Ты из шопота слов родилась » I, 366; «Иду по шуршащей листве», II, 23; «Приближается звук » III, 265; «Смычок запел » III, 217. Некоторые стихотворения так и воспринимаются: прежде всего — через звуки, организующие сюжет.

Так, например, строится стихотворение «Обман»: В пустом переулке весенние воды Бегут, бормочут, а девушка хохочет Будто издали невнятно доносятся звуки Где-то каплет с крыши где-то кашель старика Шлепают солдатики: раз! два! раз! два! Хохот. Всплески. Брызги II, 146 То же — и в стихотворениях «Натянулись гитарные струны », «Потеха! Рокочет труба ». Тут особенно выразительна звуковая основа сюжета: Потеха! Рокочет труба Гадалка, смуглее июльского дня, Бормочет, монетой звеня, Слова, слаще звуков Моцарта.

Кругом — возрастающий крик, Свистки и нечистые речи, И ярмарки гулу — далече В полях отвечает зеленый двойник. В палатке все шепчет и шепчет, И скоро сливаются звуки И вновь завывает труба, И в памяти пыльной взвиваются речи Фабульное развитие может быть подчеркнуто устранением звука, внезапно наступившей тишиной, но это только фон, условие рождения новых звуков, необходимых для понимания всего произведения: Смолкали и говор, и шутки, Входили, главы обнажив.

Был воздух туманный и жуткий, В углу раздавался призыв I, 359 Звук может также обрамлять сюжет, участвовать в композиционных повторах. В таких стихотворениях, как «Жизнь медленная шла, как старая гадалка, таинственно шепча забытые слова», «Я вышел в ночь — узнать, понять далекий шорох, близкий ропот », «Имя Пушкинского дома в Академии Наук », тематические повторы, связанные с символикой звука, раскрывают авторский замысел: звук понятный и знакомый, не пустой для сердца звук; это — звоны ледохода, перекличка парохода с пароходом; звуков сладость, такой знакомый и родной для сердца звук. Естественно, что одну из центральных функций в системе звуковых образов выполняет звук человеческого голоса, его оттенки: шепот, стон, крик, пение, плач, болтовня, лепет, смех, бред, бормотанье. Блок выделяет в человеческом голосе дополнительные приметы, необходимые для создания законченной картины, образа: «Дивный голос твой, низкий и странный » III, 236; «Не пой ты мне и сладостно, и нежно » I, 114; «У Вас был голос серебристо-утомленный.

Ваша речь была таинственно-проста», I, 280. Но звук человеческого голоса может быть и мучительным, и горестным: «Я муки криком не нарушу. Ты слишком хриплым стоном душу бессмертную томишь во мгле Я слышу трудный, хриплый голос » III, 86. Кроме определяющих слов, есть и другие пути углубления звука-образа, например сравнения: «И вот, как посол нарастающей бури, пророческий голос ударил в толпу», II, 53; «И страстный голос был как звуки рога», II, 307. Гораздо реже встречаем значимые фразы, слова, звучащие сами по себе, без указания, кем они произнесены: «Раздался голос: «Ессе homo!», III, 30. Они почти всегда даны как продолжение звукового аккорда, на звуковом фоне: «Только скажет: «Прощай.

Вернись ко мне»,— и опять за травой колокольчик звенит » III, 247; «Я шел и слышал быстрый гон коней по грунту легкому.

И быстрый топот копыт.

Потом — внезапный крик: «Упал! Упал!» — кричали на заборе » II, 295. То же и в финале стихотворения «В ресторане», где крик «Лови! » вписан в звуковое обрамление: грянули струны, запели смычки, монисто бренчало, цыганка визжала. Произнесенной фразе обычно сопутствует уточняющая характеристика голоса — шепота, пения, бормотания, хрипа: « он льстиво шепчет: «Вот твой скит » III, 35; звук голоса может быть поэтически использован как ядро антитезы: Он окрылит и унесет, И озарит, и отуманит, И сладко речь его течет, И каждым звуком сердце ранит I, 146 Антитеза возникает также и от противопоставления разных по характеру голосов: «Весь город полон голосов мужских — крикливых, женских — струнных!» II, 141. Ситуация контраста, столкновения возникает и тогда, когда голос явно не гармонирует с окружающими звуками, чужд им, чужд общей обстановке: И далекий лепет, бормотанье, Конницы тяжелой знамена, И трубы военной завыванье III, 556 Антонимическая схватка разных голосов передает сильные чувства, чаще ненависть: И если отдаленным эхом Ко мне дойдет твой вздох «люблю», Я громовым холодным смехом Тебя, как плетью, опалю! II, 339 Голос звучит по-разному, в зависимости от того, кому он принадлежит: « Врывался крик продавщика», II, 312; «И голос женщины влюбленный » III, 20; «И девочка поет в лесу», III, 199. Просто слово, само по себе, обладает огромной силой, на которую уповает герой, оно несет в себе раскрепощение, освобождение: Я жду — и трепет объемлет новый, Все ярче небо, молчанье глуше Ночную тайну разрушит слово Помилуй, боже, ночные души! I, 108 Слова — это и люди, их произнесшие («Шипят пергаментные речи», II, 180), и огромный мир страстен и порывов («Чую дыхание страстное, прежние слышу слова», I, 38). В создании художественного образа, в построении сюжета, в раскрытии авторского мироощущения и отношения к объекту большую роль у Блока играет использование символики звуков и тишины, иногда контрастное сталкивание их. Блок жил в мире звуков, через них воспринимая жизнь и людей и ими выражая свое отношение к людям, к действительности, свое личное «я». Блока можно было бы назвать коллекционером звуков бытия. Одна из современниц Блока, сотрудница Пушкинского дома в пору его создания, рассказывает о вечере памяти Блока, на котором Вл. Пяст говорил: «Очень интересно замечание Блока об аэроплане, которым он, как и все мы в 1911 г увлекался.

Блок сказал, что аэроплан внес в мир новый звук, не существовавший в нем до XX века,— звук пропеллера». Звук как самодовлеющая величина (в сфере поэтической фонетики) бывает вестником каких-то важных событий, он порождает в лирическом герое предчувствие чего-то рокового, неизбежного: жизни, смерти, любви.

Так, предвестником великих событий звучит колокольный звон во вступлении к циклу «Стихов о Прекрасной Даме»: «Все колокольные звоны гудят», I, 74. Обычно звук колокола предшествует началу действия, является своего рода завязкой в сюжетных стихотворениях: «В церкви ударил колокол.

Распахнулись форточки, и внизу стал слышен торопливый бег». Но, вступив зачином, звук не умирает, он создает тревожный звуковой фон, в который вкрапляются и другие звуки: «Бился колокол.

Гудели крики, лай и ржанье», II, 140. Звон колокола выполняет в стихотворениях Блока очень разнообразные художественные функции.

Так, колокол раздольный — это и глашатай весны, и он же может быть источником мучительных переживаний: Бейся, колокол раздольный, Разглашай весенний звон! II, 145 И на башне колокольной В гулкий пляс и медный зык Кажет колокол раздольный Окровавленный язык. II, 149 Можно встретить и другие оттенки значения этого символа.

Колокол звучит торжествующе: Звонким колокол ударом Будит зимний воздух.

Мы работали недаром, Будет светел отдых. II, 328 Порой его звон пленителен и нежен: «Тонкие поют колокола», III, 118. Неназванный звук, без указания источника, может явиться причиной сомнений, колебаний, раздумий героя, быть вестником томительных и неясных ощущений: Что мне поет? Что мне звенит? Иная жизнь? Глухая смерть? II, 131 Кто кличет? Кто плачет? Куды мы идем? II, 103 Или так: Давно уж не было вестей, Но город приносил мне звуки, И каждый день я ждал гостей,.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Цвет и звук в лирике А. Блока

Хочется привести великолепные слова о восприятии Анной Ахматовой поэтической личности Блока, Ахматова писала в своих заметках: "Блока я считаю не… Образная система в его произведениях очень сложна, через все этапы творчества… Необходимо учитывать блоковскую природу образа. Исследование творчества Александра Александровича Блока представляет…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ГЛАВА II. Звуковой колорит лирики А. Блока

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ГЛАВА I. Цветовая гамма поэтических образов А. Блока
ГЛАВА I. Цветовая гамма поэтических образов А. Блока. Стихотворения А. Блока как бы раскрашены в различные цвета и оттенки. Колоризм в поэзии Блока обусловлен, с одной стороны, реальным миро

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги