рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Путешествие в Лапуту

Работа сделанна в 2003 году

Путешествие в Лапуту - Курсовая Работа, раздел Литература, - 2003 год - "Путешествия Лемюэля Гулливера" Джонатана Свифта - обобщающая сатирическая картина современной европейской действительности Путешествие В Лапуту. Несмотря На Иронию, Проглядывается Направленность Сатир...

Путешествие в Лапуту. Несмотря на иронию, проглядывается направленность сатиры. Свифт с презрением говорит о писателях, которые хотят только развлечь читателя и не заботятся об истине. Мысли у Свифта всегда искренние, а посему он относится к числу глубоких мыслителей и лучших друзей человечества.

Интересно следить за мыслью Свифта. До какой степени она неутомима! В третьей части своей книги Свифт опять издевается над учеными. Он не знает удержу! Баранье плечо на обед было вырезано в форме разностороннего треугольника, кусок говядины - в форме ромба. Слуги резали хлеб на куски в форме конуса, цилиндров, параллелограммов и других геометрических фигур. Это пародия на ученый педантизм. Дома лапутян построены скверно.

Стены поставлены криво. Во всем здании нет ни одного прямого угла. Здесь Свифт сводит счеты с учеными за их презрительное отношение к прикладной геометрии, которую они считают наукой вульгарной и ремесленной. Свифт нападает на ученых за их отвлеченность, за оторванность от жизни. Он дает ученым открытый бой. Дома лапутян безобразны, почему? Указания, которые даются рабочим, слишком недоступны, слишком утонченны, что приводит к бесконечным ошибкам. То, что рисуется на бумаге карандашом, циркулем, линейкой совершенно нельзя воплотить в жизни.

Его смешит копательство ученых в вопросах, весьма далеких от жизни. Свифт смеется над людьми, которые серьезно опасаются, что земля, постоянно приближаясь к солнцу, со временем будет поглощена и уничтожена им и не сможет больше давать света и тепла, что земля едва ускользнула от хвоста кометы, которая через тридцать один год, вероятно, уничтожит планету. Встречаясь утром со знакомыми, лапутянин, прежде всего, задает вопрос как поживает Солнце, какой вид имело оно при заходе и восходе, есть ли надежда избежать столкновения с приближающейся кометой? 2 169 . Астрономические теории о приближающемся конце мира в ту эпоху имели большое распространение. Тип ученого ни от мира сего раздражает Свифта.

Он усматривает здесь разновидность лицемерия, против которого он так враждебно настроен. Как только Свифт не издевается над ними. Все у них плохо. Даже жены изменяют им. Они изменяют им с безобразными лакеями, бегут, захватив с собой драгоценности.

Есть страницы, где представлены чудовищные формы будущих войн. Например, борьба летающего острова с мятежными городами. Королевский остров опускается прямо на головы непокорных подданных и сокрушает их вместе с их домами. С летающего острова кидают большие камни, от которых население может укрыться в подвалах или погребах! 2 173 Это нам дает представление о могучей фантазии Свифта. Королевский остров иногда просто стоит над непокорным городом и лишает его благодетельного действия солнца и дождя.

В непокорной стране начинаются голод и болезни. Свифт не останавливается на угнетении и наказании. Он вдохновляет сопротивление. У острова алмазные основания и у угнетенных есть возможность бороться стоит только построить острую башню, как остров уже не сможет давить город - из-за боязни разбить алмазные основания 2 176 . Когда король посещает город Линдолино, Свифт с удовольствием описывает, как через три дня горожане, часто жаловавшиеся на большие притеснения, заперли городские ворота, арестовали губернатора и с невероятной быстротой воздвигли четыре массивные башни по четырем углам города, и на случай крушения замысла запаслись большим количеством топлива, надеясь сильным пламенем расколоть алмазы - основание острова.

Королю донесли, что в Линдолино поднят мятеж. Остров приблизился к городу и парил над мятежниками несколько дней, он велел опустить с острова множество бечевок, но никто и не подумал обратиться к нему с челобитной, зато во множестве полетели весьма дерзкие требования возместить все причиненные городу несправедливости, вернуть привилегии, предоставить населению право выбора губернатора и тому подобные несуразности 2 175 . В ответ на это бросали камни.

Остров опустился, но он боялся наткнуться на башни. Затем в осажденном городе были приведены в действие особые машины. Храбрость и упорное сопротивление привело к победе. Результат этого - король оставил мятежный город в покое. Один из министров уверял меня, что если бы остров опустился над городом так низко, что не мог бы больше подняться, то горожане навсегда лишили бы его возможности передвигаться, убили бы короля и всех его прислужников и совершенно изменили бы образ правления 2 176 - заключает Гулливер-Свифт. Свифт не разделяет этой темы, но характер социальной борьбы схвачен с гениальной прозорливостью. Иногда Свифт отходит от сатирических страниц, и касается в положительном аспекте земледелия, архитектуры.

И тут опять обрушивается на тех, кто занимается пустыми уморазмышлениями, вместо того, чтобы обращать внимание на то, что делается на земле.

Свифт набрасывается на прожектеров, которые стараются все переделать, ради переделки. Кто старается переосознать науки, искусство, законы, язык и технику - только ради самого процесса переосознания. Ни один из проектов не доведен до конца, а между тем дома - в развалинах, население - голодает и ходит в лохмотьях 2 181 . Прожектеры объединены в академиях. Свифт не может писать о них без издевки.

Один восемь лет разрабатывал проект извлечения солнечных лучей из огурцов. Другой занимается превращением человеческих экскрементов в питательные вещества. Следует издевательское описание лаборатории этого ученого город ежедневно отпускает ученому посудину, наполненную нечистотами. Третий ученый занимается пережиганием льда в порох. Четвертый, архитектор - изобретатель, разрабатывает постройку домов начиная с крыши, заканчивая фундаментом. Пятый, слепорожденный, смешивает краски для художников.

Количество человеческой глупости кажется неисчерпаемым. В академии были еще специалисты, чрезвычайно ценные, например, изыскивали способ размягчить мрамор и делать из него подушечки для булавок, или, другой специалист занимался приостановкой роста шерсти на ягнятах - он надеялся развести голых овец После научных прожектеров, Гулливер посещает прожектеров политических. Это были - иронизирует Свифт совершенно рехнувшиеся люди. Они предлагали способы убедить монархов выбирать себе фаворитов из людей умных, способных и добродетельных научить министров принимать в расчет общественное благо награждать людей достойных, талантливых, оказавших обществу выдающиеся услуги учить монархов познанию интересов народа поручать должности лицам, обладающим необходимыми качествами, чтобы занимать их 2 190 . Свифт неутомим в своей сатирической выдумке.

От одной темы он переходит в другой, каждую из которой он описывает разрабатывает до конца. Свифт банален подчас в сатире на женщин.

Женское непостоянство - обычная мишень для острот. Однако не всегда Свифт нападает на женщин за их непостоянство и прочее. Великанша Глюмдальклиг, девочка в семье великанов в Бробдингнеге - олицетворение женственности, доброты, сердечности и заботливости. Интересно, что этот образ, если не считать Гулливера, чуть ли не единственный положительный образ, встречающийся в Свифта. По отношению к девочке-великанше ни одной насмешки, ни одного издевательства.

С нежностью прописано каждое описание доброй девочки. К этой девочке нежно относится и Гулливер, который обязан ей жизнью. Быть может, банальность нападок на женщин свидетельствует об отсутствии у автора мотивов для его сатиры на женщин. Свифту мало показать, как возникает и укрепляется королевская власть, он стремится показать какими средствами правительство удерживает эту власть. Есть целая наука по охране тронов. Есть профессора по борьбе со всеми видами противоправительственных заговоров.

И Свифту нужно высмеять их! Он издевательски предлагает им подробные инструкции для улучшения плодотворной работы. Он рекомендует, устами одного профессора, государственным мужам исследовать пищу всех подозрительных лиц разузнать в какое время они садятся за стол на каком боку спят на основании их экскрементов вкуса, запаха, цвета и т.д. судить об их мыслях и намерениях. Он предлагает далее установить расшифровку всех замаскированных выражений. Специальные знатоки будут открывать значения слов, например сиденье на стульчике - тайное совещание стая гусей - имеется в виду сенат если упоминается хромая собака - речь идет о претенденте чума - постоянная армия сыч - первый министр подагра - архиепископ если речь идет о виселице - имеется в виду государственный секретарь ночной горшок - комитет вельмож решето - фрейлина метла - революция мышеловка - государственная служба яма - двор пустая бочка - генерал.

А если речь идет о гноящейся ране, то это имеется в виду система управления 2 193 . И этого мало Свифту! Он наделяет лапутян умением вызывать умерших людей и духов великих правителей, вплоть до Александра Великого, Цезаря и др. И вот появляются и Цезарь 2 197 Гай Юлий Цезарь I век до нашей эры - полководец и политический деятель Древнего Рима, установивший единоличную, диктаторскую власть, и Брут Кай Юний Брут - римский сенатор, убийца Цезаря и делятся с Гулливером своими мыслями и соображениями.

Больше всего я наслаждаюсь лицезрением людей, истреблявших тиранов и узурпаторов, и восстанавливавших свободу и попранные права угнетенных народов говорит Гулливер.

Тема вызывания теней наталкивает его на мысль о наследственности. Он может проследить, откуда в роду длинный подбородок или, почему в двух поколениях мошенники, а в двух следующих - дураки почему один род из помешанных, а другой - из негодяев каким образом жестокость, лживость, трусость стали характерными чертами некоторых фамилий. И все это для Свифта лишь предлог для осмеяния чванства, так называемых благородных, аристократических родов.

И, тем не менее сколько подлецов возводилось на высокие должности, облекалось доверием, почетом, осыпалось материальными благами, какое огромное участие принимали в дворцовых движениях, сенатах сводники, проститутки, паразиты и шуты! Фантазии Свифта неистощимы! Новая выдумка! Опять король. Опять трон и надо пресмыкаться у подножья этого трона. Человек в подобострастии должен ползать как собака, как змея, как мокрица. Он должен лизать пыль 2 203 . И Свифт описывает, как набивались рты этой пылью.

Но и этого ему мало. Чтоб выразить свою ненависть Свифту кажутся маловыразительны человеческие слова. Он с издевкой обращается к словам-гримасам и тщательно выписывает их - Икплинг глоффэсроб сквутсеромм блиоп мляшнальт эвин тнодбокиф слиофед терлебашт 2 203 - это приветствие установлено в Лапуте законами страны для всех лиц, допущенных к королю. Издевается ли еще кто-нибудь над воздаваемыми почестями королю? Эта часть Путешествий в Лапуту неисчерпаема по злым выдумкам. Покончив с обыкновенными смертными, Свифт придумывает бессмертников. Он рассуждает о том, что было бы, если б люди были бессмертны.

А вот в Лапуте рождаются такие люди с пятнышками на лбу, которые называются струльдбругами или бессмертниками. Конечно же, новые издевки получают социальную окраску. Свифт издевается При некоторой бережливости и умеренности он с полным основанием мог бы рассчитывать лет через двести стать первым богачом в стране 2 207 . Затем затмил бы всех своей ученостью.

Потом вел бы летопись, где и государственные деятели сменяли друг друга. Здесь он видит перспективу грядущих социальных переворотов. Он пророчит, что во всех слоях общества от низших до высших произойдут перемены. Города превратятся в развалины деревушки станут резиденциями королей реки высохнут в ручейки океан обнажит один берег - затопит другой. Могут быть открыты неизвестные страны, культурнейшие народы погрузятся в варварство, а народы варварские приобщатся к культуре.

Бессмертников Свифт описывает унизительно-уничижительно. Эти уроды ничего не видят, не понимают, их ненавидят и презирают, они нищенствуют, просят дать им подарок на память, ибо официально им нищенство запрещено. Путешествие в страну Гуингнгмов. В четвертой части Гулливера Свифту надоедает, наконец, копаться в людях. Сатира Свифта не самодовлеющая. Это не сатира для сатиры. Свифт крайне скуп на громкие заявления. Он гениальный мятежник-одиночка.

Свифт видит скверны мира, он искренне хочет их изменить. Но не знает как. Он бранит людей. Он указывает с беспощадной ясностью, правдивостью и остроумием на гнусную путаницу лжи и мерзости. Но он не может найти выхода из этого болота. Но Свифт энергичен, он в действии. Он обрушивается на науку за то, что она отвлечена и равнодушна к действительной жизни! А гуигнгмы - это изумительные лошади. Они являются разумной частью населения, йэху - подчиненные им человекообразные - являются апогеем всей свифтовской сатиры.

У Свифта в данной части не басенное очеловечивание животных, а попытка пересмотреть человеческие данные, перенося их лучшие качества на совершенно другие объекты, в данном случае на лошадей. Он отмечает в лошадях качества, каких нет у людей. В этой части даже не сатира, а назидание. Свифт рискует. Он уверяет, что на языке гуигнгмов совсем нет слов, обозначающих ложь и обман и т.д. Сатира здесь глубоко выстрадана Свифтом, она очень серьезна. Он пишет о свойствах лошади и хочет убедить людей брать во многом пример от благородных животных.

Лошадь гуигнгм спрашивает Гулливера, как это случилось, что гуингнгмы его страны предоставили управление йэху, то есть людям, то есть диким животным Сравнивая людей с лошадьми, Свифт возвращается к источнику возмущения - человеческой лжи и фальши. Лошади не могут понять печальных рассказов Гулливера о своей родине. Лошади не понимают, почему люди бегут со своей родины. Гулливер-Свифт объясняет, что нищета и преступления гонят людей в поисках лучшей жизни.

Одни бегут потому, что разорены бесконечными тяжбами, другие потому, что промотали свое имущество, третьи - благодаря пьянству, разврату, азартной игре 2 242 . Многие обвиняются в измене, в убийствах, в воровстве, отравлении, грабеже, подлоге, чеканке фальшивой монеты, изнасиловании, дезертирстве и переходе на сторону неприятеля. Они не отваживаются вернуться на родину из страха быть повешенными или сгнить в заточении. Потому и ищут средства существования в чужих краях.

Гулливеру понадобилось много времени, чтобы лошади смогли понять его. Они не могли понять, что побуждает людей к совершению преступлений. Гулливер приложил много усилий, чтобы дать представления о свойственной людям ненасытной жажде власти, о сластолюбии, о злобе и зависти. Это было особенно трудно, потому что власть, правительство, война, закон, наказание и тысяча подобных понятий не имела соответствующих терминов на языке лошадей-гуигнгмов. После его Гулливера объяснений лошади поднимали глаза к небу Вы являетесь особенной породой животных, наделенных крохотной частицей разума 2 254 . Свифт объяснял причину войн, совершенно непонятную лошадям.

Все явления Свифт видит в неприкрашенном виде, отмечает ложь и маскировку. Гулливер объяснял лошади, что иногда один государь нападает на другого из страха, как бы тот не напал на него первым, иногда война начинается потому, что неприятель силен, а иногда, наоборот, слишком слаб 2 244 . Тогда дерутся до тех пор, пока не разорят совсем противника. Если какой-нибудь монарх посылает свои войска в страну, население которой бедное, то половину он может самым законным образом истребить, а другую обратить в рабство.

Свифт не минует и государства не способные вести борьбу самостоятельно, отдающихся в наем богатым государствам за определенную плату. Свифт обрушивается на всякую войну и всякий ненавистный ему закон, на тех, кто больше всего поддерживает социальную неправду на адвокатов, на судей. С глубочайшим знанием всех уловок, он бьет по их профессиональной лживости, подлости, продажности слова.

Он разоблачает суд, всю его систему обмана. Он рассказывает лошадям, чем его соотечественники вынуждены добывать себе пропитание нищенством, грабежом, воровством, мошенничеством, сводничеством, клятвопреступлением, подкупами, подделкой, ложью, игрой, холопством, бахвальством, торговлей избирательскими голосами, звездочетством, отравлением, развратом, ханжеством, клеветой 2 250 . И добавляет Читатель может себе представить, сколько труда мне понадобилось, чтобы растолковать лошади каждое из этих слов 2 250 . А как объяснить лошади, что такое министр Характеристика европейского капиталистического дипломата, деятеля, государственного чиновника исключительна по своей остроте, простоте и правде.

Вот небольшая часть Он никогда не говорит правды, иначе как с намерением, чтобы ее приняли за ложь, а лжет только в тех случаях, когда хочет выдать свою ложь за правду люди, о которых он дурно отзывается за глаза, могут быть уверены, что они находятся на пути к почестям если же он начинает хвалить вас перед другими или в глаза, с того же самого дня вы человек погибший.

Наихудшим предзнаменованием для вас бывает обещание министра, особенно, когда оно подтверждается клятвой после этого каждый благоразумный человек удаляется и оставляет всякую надежду 2 252 . Свифт глубоко чувствует и глубоко возмущается. Ему кажется, что как бы смешно и ядовито не изображать в произведении позорное явление - в жизни оно ярче. Оно будет кричать и убеждать своей резкостью, своей жизненной правдой.

Восприятие непосредственной обнаженной жизни было у Свифта остро, и резко. Он придавал жизненному факту большое значение и большую выразительность. Его натуре подошло бы больше прямое разоблачение, нежели аллегории, скрытые намеки, всякие предисловия. Свифта поразил факт чудовищной бессмысленностью, например, в целовании ноги лопене оставляет его в покое. По своему остро старается запечатлеть это убожество.

Прощаясь с гуингнгмами, с лошадьми, Свифт опять не может удержаться и заставляет Гулливера целовать копыто лошади, причем сопровождает это едким замечанием Я собирался пасть на землю, чтобы поцеловать копыто, но гуингнгм оказал мне честь, осторожно подняв его к моим губам. Я предвижу нападки, которым подвергнусь за упоминание этой подробности. Моим клеветникам покажется невероятным, чтоб столь знатная особа снизошла до оказания подобного благоволения такому ничтожному существу, как я 2 272 . Попытки наметок каких-то положительных программ часто прорываются у Свифта.

Он ополчается против того, чтобы девушкам воспитание, отличное от воспитания юношей и т.д. Он приближается к крупным проблемам, например, о классовой структуре общества. Потому что именно оно, классовое разделение общества, является первопричиной пороков и недостатков людей. Путешествия Гулливера заканчиваются сильно и скорбно. Гулливер не хочет возвращаться к людям, к йэху, к европейскому йэху. Он пытается отдаться лучше в руки варварам, дикарям, чем жить среди европейских йэху. Находясь на корабле, Гулливер намеревается броситься в море и спастись вплавь, лишь бы не жить среди европейских йэху. Он не знает лучше существ, чем лошади, которые могут научить граждан цивилизованной Европы первоосновам чести, справедливости, правдивости, воздержанности, солидности, мужества, целомудрия, дружбы, доброжелательства и верности.

Он не хочет рассказывать государю об открытых им странах.

Он прекрасно представляет себе, что делается в таких случаях, т.е. получив сведения о новых странах, государь новую страну превращает в колонию по божественному праву. При первой возможности туда посылают корабли туземцы либо изгоняются, либо истребляются, вожди их подвергаются пыткам, чтоб принудить их выдать свое золото открыта полная свобода для совершения любого распутства, земли обагряются кровью своих сынов. И эта гнусная шайка мясников, занимающаяся столь благочестивыми делами, образует современную колонию, предназначенную для обращения в христианство и насаждения цивилизации среди дикарей-идолопоклонников 2 284 . Он делает осторожную оговорку, что не имеет касательства к британской нации, и рассказывает, что весь род йэху, этих гнусных скотов произошел от двух англичан, причем ядовито замечает, что, насколько этот факт может быть правдивым, предоставляет судить знатокам колониальных законов. В этой заключительной части Гулливер Свифт высказал свои заветные мысли о природе человека существа способного к разумному мышлению.

Гуингнгмы и йеху представляют собой, в сущности, две стороны свифтовского представления о человеческой природе. Первые - возможности, заложенные в человеческой природе, но подавленные искусственными потребностями, созданными буржуазной цивилизацией.

Вторые - олицетворяют собой конечный результат, что несет с собой эта цивилизация. Собственнический инстинкт - основное, что отличает этих похотливых, жадных, человеко-зверей от остальных животных.

Утопический идеал, рисуемый Свифтом в описании гуингнгмов, безрадостен. Благородные лошади не знают ни войн, ни народного недовольства овсянка составляет для них предел роскоши, но они не знают ни человеческих чувств, ни любви, ни родительской нежности самый разум их узок и ригористичен, т.е. не замечают проблем. Аскетический характер этой утопии был навязан Свифту его недоверием к общественным отношениям, оскверняющим все связи между людьми.

В этом скрытый смысл гиперболического отвращения Гулливера ко всему, что отдает мерзким запахом йеху, даже к собственной жене и детям. Йеху были живым обвинением буржуазной цивилизации. Надо сказать, что в Путешествиях Гулливера уклад жизни гуигнгмов - совсем не простая пародия. Эта шутка всерьез, как все шутки Свифта. Как сам Свифт замечал, его дело не веселить читателей, а издеваться над ними но издевался он по-особому. С точки зрения разума и естества правильнее всего живут лошади но смешно лишь тому, кто сам на этой точке зрения не стоит.

Под именем гуингнгмов и йеху Свифт не более чем представил людей в двух разных видах, в их высшем совершенстве и низшем падении. Итак, четвероногие гуингнгмы признаны и переселены в лучезарное будущее. Скорбь и сатира проникнуты серьезной озабоченностью. Сатира Свифта потому и значительна, что глубоко серьезна и преследует высокие идейные цели. От великого и смешного один шаг. От глубокой серьезной сатиры до зубоскальства, мелочного смеха, самодовольного улюлюканья - если ни один шаг, то у неглубоких людей.

Не один сатирик, начав с серьезной сатиры, перешел к юмору, ради юмора, к развлекательству Свифт много раз повторяет, что не развлечение является целью его писаний, и это верно, к шутовству, к дурацкому колпаку - безвредному, с его смешными бубенчиками. Сатира - глубоко обобщена, Совершенно неважно предположение, что Лилипутия и Блефеску, представляют собой Ирландию и Шотландию или Блефеску Франция, или после первоначального эскиза Лилипутия - Англия.

Неважно, что лилипутский император должен быть по отдельным чертам напоминать английского короля Георга, что все вещи Свифта имеют черты и действия современников Свифта и т.д. Это важно как показатель творческого замысла писателя. Он был борцом и опирался на жизнь. Он не мог бить врага открыто и наступал на него под маской, из-за угла намеков и аналогий. Сатира Свифта направлена против английского правительства и церкви XVII - XVIII в. Сатира до такой степени глубока, что она во многом сохраняет свежесть и действенность в наши дни. Увековеченная им грубость и уродливость бробдингнежцев или мелочность человека, данная в образах лилипутов - живучи и по сегодняшний день. Путешествия Гулливера имели огромный успех.

Это была первая большая удача Свифта. Слава о нем распространилась далеко за пределами Англии. Но слишком поздно пришла слава к этому израненному человеку. Его манили теперь не литературные успехи, а борьба за дело Ирландии.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

"Путешествия Лемюэля Гулливера" Джонатана Свифта - обобщающая сатирическая картина современной европейской действительности

Уже на раннем этапе Просвещения Джонатан Свифт выступает с критикой складывающихся буржуазных отношений. Современный Свифту читатель должен был в неведомых странах и народах узнать и… Велико произведение Путешествия Лемюэля Гулливера тем, что оно глубоко обобщено.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Путешествие в Лапуту

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Автор и его время
Автор и его время. ХVII век - переломный, исполненный драматизма период английской истории. Долго зревшие противоречия между набиравшей силу буржуазией и феодальным строем привели Англию к б

Путешествие в Бробдингнег
Путешествие в Бробдингнег. Но Свифт не долго позволяет читателю упиваться своим ростом, превосходством перед лилипутами. Без всякой передышки следует второе путешествие Гулливера. Человек-гора попа

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги