Былины и эпические предания западных славян

Былины и эпические предания западных славян. Польский эпос, как таковой, не дошел до нас. Остались пересказы отдельных эпических преданий, вошедшие в хроники Анонима Галла, Богухвала, Кадлубка и пр. В Великой хронике поляков сохранилось предание о двух братьях, сыновьях легендарного героя и правителя Крака, основателя Кракова.

Они сразились в поединке, победил старший, которого тоже звали Краком Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с.231 Это предание напоминает былину Королевичи из Крякова. Там также идет речь о поединке братьев, сыновей правителя, в котором одерживает верх старший брат, тезка отца Былины М. Современник, 1986. с.304 Имена братьев в былине христианские, то есть поздние.

Более того, Лука и Петр Петровичи - это общеэпические имена братьев, упоминаемых в паре, они могут появляться на богатырской заставе, на поле Камского побоища и т.д то есть имена эти вполне условны. Королевичи Краковы вполне могли превратиться в королевичей из Крякова.

Имена сыновей Крака плохо сохранились даже в польском предании, за исключением того, что один из братьев был тезкой отца. Кроме того, автор Великой хроники поведал, что некий ткач из рода Попелюшей, одолел Александра Македонского не силой, а хитростью и подвохом Азбелев С.Н. Алёша Попович. Русская речь, 1998, 2, с.103 - 110 В честь этого подвига герой получил имя-прозвище Лешко, то есть обманщик, плут. В былинном эпосе отлично известен герой, побеждающий врагов хитростью и подвохом. Его зовут Алеша чаще Алешка Попович.

Еще Квашнин-Самарин предположил, что первоначальной формой этого имени было именно Лешко. Алешка Попович и Лешко Попелюш кажутся как минимум созвучны. В русских диалектах алёха, алёшка обозначает лгуна, хвастуна, алёшки подпускать - обманывать Азбелев С.Н. Алёша Попович. с.107 Греческое имя могло получить такое значение только по созвучию с более древним Лешко - плут, обманщик, лгун. Популярностью же своей эта трактовка имени обязана былинному образу плута и обманщика Алёшки-Лешки П оповича-Попелюша.

Возникает вопрос - отчего Лешко в польской хронике ткач и почему его сделали победителем Александра Македонского? На свой первый пир в Киев Алеша достаточно часто является под видом калики или скомороха. Его место у печного столба - традиционное место скоморохов. Он играет на гуслях Былины М. Современник, 1986. с.238 З.И. Власова обратила внимание на связь в фольклоре и документах скоморохов с бродячими ремесленниками - портными, ткачами и т.п приведя ссылку на Козьму Пражского, чешского автора XII века, где скоморохи-гусляры кифаристы сближены с портными Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с.233 Даже в датской сказке, известной в обработке Андерсена Голый король, бродячие ткачи действуют, как типичные скоморохи.

Для решения второго вопроса важно мифическое обрамление его образа. Зачатие Александра приписывали Зевсу в образе Змея. Плутарх сообщает, что его земной отец Филипп окривел на один глаз, попытавшись подглядывать за супругой, отдающейся Зевсу-Змею Серяков М. Рождение Вселенной. с.412 а на средневековых изображениях западных и славянских часто изображается Олимпиада в объятиях дракона.

А гибель Александра некоторые средневековые легенды связывали с попыткой взлететь на небо с помощью искусственных средств он был низвергнут с небес богом и разбился. Образ главного врага Алеши, которого он победил хитростью и подвохом , Тугарина Змеевича, взлетевшего в небо на бумажных крыльях и низвергнутого оттуда дождем Былины М. Современник, 1986. с.243 мог вызвать у начитанного клирика ассоциации с Александром.

Польского героя зовут Лешко Попелюш, русского - Алешка Попович. Налицо сходство имен. Алеха в русских диалектах и Лешко по-польски означают плута, обманщика. Налицо сходная семантика имен. Польский герой ткач -скоморох, русский переодевается скоморохом. Оба побеждают врага хитростью. У обоих враг - сын Змея, и гибнет, попытавшись взлететь в небеса.

В западнославянских и северно-русских сказках сохранилось предание о герое по прозвищу Попялов, Попялышка, Попелюх, Попельвар, Попельчек. Он хитростью одолевает врага на крылатом коне, сочетающего черты змея и конного воина, сопровождаемого воронами и псами - то есть полностью повторяющему образ Тугарина в былинах Потебня А.А. Символ и миф в народной культуре М. Лабиринт, 2000. с.286 Эпоса вильтинов лютичей не сохранилось, как не сохранилось и самого народа. Но в былине о князе Борисе Романовиче из синя моря выходит зверь кабанище. Былина заканчивается долгой и кровопролитной битвой русского князя-богатыря с войсками, высланными против него Владимиром Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с.235 Ситуация находит полное подобие в предании лютичей, веривших, что если когда-нибудь им будет угрожать жестокая смута, то из священного озера Толлензее, на берегу которого стоял город Радигощ с храмом Сварожича, выйдет большой вепрь с белоснежными клыками Из Деяний первосвященников Гамбургской церкви Адама Бременского.

Откуда есть пошла т.2. с.595 4. Дунайская Русь в исторических источниках Чем же объясняется столь тесная взаимосвязь русского эпоса с преданиями германских и славянских народов Средней Европы? Заимствование не объясняло уже того уровня, который раскрыл в своих работах Веселовский совпадения генеалогий героев. Но совпадение еще и географии тем более не может быть объяснено этим методом.

В былинах масса черт, указывающих на Среднюю Европу как на прародину эпоса.

У кельтов существовал аналог культу голов и камней, воплощенному в бел-горюч камушке и вещей голове былины о Василии Буслаеве, у них была богатейшая традиция охоты за головами и изготовления из них кубков Кельтская мифология. с.362 - 363 Кельтские параллели имеет ритуальное самоубийство в былинах и погребение в дубовой гробнице. Особенно силен кельтский оттенок в теме священного правителя - описание палаты Владимира, и восходящее к нему описание палаты царя русов Ибн Фадланом почти полностью повторяет ирландские описания пиршественных покоев королей.

Кельтские аналогии образу Апраксеи - самые богатые. Привлекает внимание одно обстоятельство, обнаруженное С.И. Дмитриевое на Средней Мезени, в древнейшем из очагов былинной традиции, бытовал обычай зажигать костры на холмах у деревень в ночь на первое мая Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с.238 Обычай, обнаруженный Дмитриевой в твердыне старой веры и консерватизма, напоминал древнейший европейский обычай майских костров - кельтского Бельтайна и германского Вальпурнахт - подобия восточнославянского Купалы те же прыжки через огонь, то же украшение ритуального дерева, та же ритуальная свобода общения полов, наконец, то же представление об этом дне как о дне могущества всяческой неведомой силы Кельтская мифология. с.333. Фрэзер Д. Золотая ветвь. с.739 Как раз Иван Купала в Поморье отмечался очень слабо.

Восточная граница майских костров Европы Силезия и Галиция, где этот праздник назывался Турицами Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. с.211 Некоторые западные исследователи считают обычай майских костров определяющим признаком первоначального кельтского населения Семёнова М Мы - славяне! с.208. Гудзь-Марков А.В. Индоевропейцы Евразии и славяне. с.210. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. с.213 Невозможно предположить, что древнейшие русские поселенцы застали на берегах Мезени кельтов, поэтому следует полагать, что они пришли в эти места из краев, где кельтский субстрат присутствовал.

То есть из Средней Европы.

Среднеевропейские черты в социокультурной архаике былин вкупе с географией былин и рядом параллелей между ними и эпосом Средней Европы и, наконец, этнографическими особенностями населения древнейших очагов былинной традиции заставляют предположить, что какая-то группа населения пришла в Восточную Европу из Средней, принеся с собой свой эпос. А.В. Назаренко собрал впечатляющую подборку упоминаний в средневековых верхненемецких документах некоей Руси на Среднем Дунае. В одной из грамот Людовика Немецкого упомянута Русская Марка, располагавшаяся на южном берегу Дуная. Несколько северо-западнее в Дунай впадала речка Россмюль Русская Мюль, ныне Гроссмюль. А.В. Назаренко выявил целый ряд топонимов и антропонимов, упоминающихся в верхненемецких средневековых документах, производных от слова русский , Русь Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях М. Языки русской культуры, 2001. с.15 Сам А.В. Назаренко объяснял появление этих топонимов активной торговлей с Киевской Русью, которую вели немецкие города на Верхнем Дунае. Но для этого русские торговцы с берегов Днепра должны были стать постоянными гостями в верховьях Дуная еще в 863 г в то время как русы тогда еще не появились в Поднепровье Назаренко А.В. Древняя Русь с.17, 25 Первые достоверные греческие сообщения о русах относятся к этому же времени.

Маловероятно, что топонимия, содержащая в основе этноним русь, оставлена заезжими купцами из Киевской Руси. Она - несомненный свидетель проживания в этом регионе славянского населения Кузьмин А.Г. Варяги и Русь http forum.svarog.ru. Существуют и другие сведения о дунайской Руси, не укладывающиеся в концепцию Назаренко венгерские документы XI века называют Имре Святого герцогом русов Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с.243. Идриси, наряду с тремя видами русов Восточной Европы, называет и других русов, живущих рядом со страной Ункарайа, то есть Венгрией Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с.243 Эти сообщения предполагают достаточно крупный заселенный русами край в Центральной Европе, а сообщение верхненемецких документов определяет расположение этого края. А.В. Назаренко, исходя из формы этнонима русь в верхненемецком языке, предположил, что этноним этот участвовал в верхненемецком передвижении согласных, что позволило ему датировать этот этноним временами не позднее VI-VII вв. Назаренко А.В. Древняя Русь с.32. Дунайская Русь - реальность, неоднократно засвидетельствованная источниками.

Э. Цельнер и А.Г. Кузьмин указывают на существование буквально в тех же местах в эпоху Великого переселения народов варварского королевства ругов Ругиланд Кузьмин А.Г. Варяги и Русь http forum.svarog.ru. Иордан прямо отделяет ругов от германцев Иордан.

Гетика. с.209 Само название руги встречается лишь у римлян, получавших сведения через посредство германцев, либо у латиноязычных германских авторов.

Т.о в слове руги можно видеть типичное данное со стороны название народа, возникшее через двойное посредство чуждых ему языков - германского и латинского.

Руги латиноязычных историков называли себя русами.

В средневековых латиноязычных германских источниках ругами всегда именуют русов. Широко известно упоминание княгини Ольги, как Елены, королевы ругов в Хронике продолжателя Регинона Из хроники Продолжателя Регинона. Откуда есть пошла т.2. с.564 В Раффельштетенском торговом уставе 904 упоминаются славяне из ругов Кузьмин А.Г. Варяги и Русь http forum.svarog.ru. Дунайская держава ругов засвидетельствована в источниках с начала III века по 80-е годы V в когда ее подчинил правитель Рима Одоакр, также руг Из Жития Святого Северина Евгиппия. Откуда есть пошла т.1. с.570 На этом ее историческое существование не прекратилось, просто дунайские руги-русы перестали выступать, как самостоятельная политическая сила. В следующем столетии русы, вкупе с соседними славянскими и неславянскими племенами попали под власть авар, от которых и могли позаимствовать титул кагана.

В летописях Тифлисского собора и у византийца Манассии славяне в войске авар 626 г. отождествляются именно с русами Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с.243 Именно в Центральной Европе помещал Захария Ритор свой народ рус. Географическое расположение державы ругов-русов вполне соответствует Русской марке, области русских топонимов на Среднем Дунае, Русиналанду Тидрек саги и третьему слою былинной географии. Часть русов могла после падения державы отступить к южному берегу Балтики, к острову Рюген, острову рус арабских географов.

И уже отсюда, с первыми вендскими колонистами или со второй волною переселения т.н. призвания варягов попали в Восточную Европу.

Указываемое норманистами всегдашнее отделение источниками русов от славян на самом деле не может служить достаточным для сомнений в славянской природе русов. Тацит, Иордан и Прокопий Кесарийский также отделяют готов от германцев, но это ничуть не опровергает германского происхождения готов.

Из отделения русов от славян следует лишь то, что в Восточной Европе они были чужаками и пришельцами, отличаясь от местных славянских племен. В IX - X вв. пришедшие в Восточную Европу руги-русы оказались в состоянии войны с Хазарией, Византией, народами тюркской степи и финно-угорского леса. Это могло оказало влияние на завершение формирования сюжетов и образов русского эпоса. Последующие эпохи вносили в него изменения исключительно на уровне словарного набора, имен и названий.