Воинские жертвоприношения и ритуальные самоубийства

Воинские жертвоприношения и ритуальные самоубийства. Былинный герой-победитель обходится с останками противника нерационально и не по-христиански тело обезглавленного врага рассекается на части и разбрасывается по полю, голова же насаживается на копье и привозится на княжеский двор или на заставу Былины М. Советская Россия, 1988. с.175 Этот сюжет напоминает историю гибели Иоанна Куркуаса под Доростолом в 971 г. воины Святослава Игоревича, приняв Куркуаса за императора Цимисхия, изрубили его на куски, а голову отвезли в крепость на копье, и выставили на стене, крича, что принесли в жертву царя Лев Диакон.

История М 1971. с.94 Эти слова раскрывают подоплеку их поведения.

Этот обряд имеет много подобий у разных народов, в разные времена.

Такое жертвоприношение символически повторяет, а магически -возобновляет творение Вселенной из тела Прасущества. Голова, обозначающая небо, укрепляется на шесте, представляющем Мировое Древо. Миф о Творении-Жертве существует у самых разных народов Евразии Семёнова М Мы - славяне! с.138. Гаврилов Д.А. Наговицын А.Е. Боги славян. с.40. Серяков М. Рождение Вселенной. с.183 Голову жертвы укрепляли на дереве славяне, индоевропейцы-фракийцы, семиты-ассирийцы, угрофинны-удмурты.

Обычай насаживать на копья головы врагов говорит не о жестокости, а о магической попытке возродить могущество умерших в себе - голова считалась вместилищем души человека Фрэзер Д. Золотая ветвь. с.312 Наиболее полные соответствия деяниям былинных богатырей и русов князя Святослава можно найти у балтийских славян. Епископа Иоанна Мекленбургского в XI веке разрубили на части, обрубки раскидали по полям, а голову на копье торжественно привезли на двор языческого храма Гаврилов Д.А. Наговицын А.Е. Боги славян. с.304 На т.н. Микоржинских камнях в Польше существует руническая надпись, переведенная Я. Лецеевским Смирж жертвой лежит и Смиржа отец Лютевой воину-сыну, то есть павший воин рассматривается, как жертва Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с.111 У балтийских славян при раскопках святилищ находят черепа людей и скота.

Согласно епископу Адельготу 1108 г. славяне отрубали пленникам головы перед алтарями Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с.114 Культ головы у всех славянских народов находит множество примеров.

Голова коня, воткнутая на шест, охраняла от болезней и нечисти места ночлегов табунов, конюшни и пасеки в Полесье и Полабье, а в Поднестровье - и огороды. На Руси медвежий череп оберегал хлев, над дверью которого висел. Головы коней и коров на оградах защищали скот и людей в русских деревнях от моровой язвы, у сербов и болгар черепа волов, коней, собак берегли поля, баштаны и виноградники Гаврилов Д.А. Наговицын А.Е. Боги славян. с.304 Водружение русами отрубленной головы на стене также находит подобие в былинах и сказках - в виде оград дворов и крепостей, усаженных головушками молодецкими, что отмечено еще В.В. Чердынцевым.

Головами усажена ограда не только у Маринки Кайдаловны с Соловьем-разбойником, но и у Чурилы Пленковича Былины М. Современник, 1986. с.386 Илья и Алеша, привозящие на копье вражьи головы, персонажи, безусловно, положительные.

Иногда голову просто увозят в качестве трофея, причём в таком случае герой непременно подчеркнет сходство отрубленной головы с пивным котлом Былины М. Советская Россия, 1988. с.215 Речь прямо идет об изготовлении из вражьей головы сосуда для ритуального напитка. Чаши из человеческих черепов - древний индоевропейский и общеславянский обычай. Римлянин Орозий рассказывает, что кельтское племя скордисков изготавливает из вражеских голов пиршественные кубки Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с.115 Знаменито аналогичное свидетельство Геродота о скифах Из Истории Геродота.

Откуда есть пошла т.1. с.499 Индоарийской традиции знакомы капала - чаши из человеческих черепов Успенская Е.Н. Раджпуты с.271 Болгарин Крум в 811 г. изготовил чашу из черепа византийского императора Никифора и пил из нее на пиру со славянскими князьями Дончев С. Откуда скачешь, гордый конь? Тайны веков кн.3 М. Молодая гвардия, 1983. с.220 В итоге два былинных богатыря, из которых один носит прозвище Поповича, а другой канонизирован русской православной церковью, совершают человеческие жертвоприношения и делают чаши из вражьих черепов.

Вряд ли такие обычаи могли сохраняться в дружинной среде после крещения, а значит былины, содержащие мотив черепа-трофея, не могли сложиться после X века. Точно так мотив ритуального самоубийства в былинах ясно говорит об их глубокой древности. Былинные самоубийства можно отнести к двум категориям мужские и женские.

Женские одинаковы и по причине самоубийства гибель любимого мужчины и по способу, которым героини кончают счеты с жизнью героиня закалывается, и почти всегда - двумя ножами, на которые она бросается грудью Былины М. Современник, 1986. с.411 Последнее обстоятельство указывает на ритуальный характер поступка. И однотипность способа свести счеты с этим миром, и его сложность говорят о ритуале, а не о взрыве эмоций. Мужские самоубийства несколько разнообразнее.

Сухман, тяжело раненный в бою с кочевниками, а затем обвиненный Владимиром во лжи и брошенный в темницу, срывает повязки с ран Былины М. Советская Россия, 1988. с.284 Но Сухман - исключение, обычно герои былин закалываются, бросаясь на копье или меч Былины М. Современник, 1986. с.410 Дунай в поединке лучников убивает свою жену, беременную чудесным младенцем. Потрясенный содеянным, богатырь кидается на меч, и от его крови протекает река Дунай Былины М. Современник, 1986. с.363 Данило Ловчанин оказывается перед необходимостью скрестить оружие с побратимами и бросается на свое копье.

Его жена закалывается над телом мужа со словами А больша-де у нас заповедь клажона а который-де помрет, дак тут другой лягет Былины М. Современник, 1986. с.411 Эти слова ясно показывают, что и в этой былине самоубийство - ритуал, а не действие под влиянием аффекта. Оба сюжета отражают древний обычай соумирания. Древность былины о Дунае мало кем оспаривалась, слишком много в ней архаических черт жена Дуная, богатырка-поляница, их чудесный младенец, рождение реки из их крови Мирзоев В.Г. Былины и летописи с.52 Зато очень многие относили к поздним временам былину о гибели Данилы Ловчанина и его жены. В христианстве бытовали следующие поверья о самоубийцах Души самоубийц отходят к дьяволу.

Самоубийц признавали детьми дьявола, их дома разрушали. Дерево, на котором повесился самоубийца, срубали место, где произошло самоубийство, считается нечистым. Их хоронили в стороне от кладбищ, у дорог, на границах полей Могилы самоубийц, особенно во время неурожаев и стихийных бедствий, разрывались и осквернялись, а трупы пробивали осиновым колом.

При погребении самоубийцу пробивали колом, калечили труп, протыкали иглой или вбивали в рот железный гвоздь Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крёстная сила М. ТЕРРА Книжная лавка - РТР , 1996. с.228 В эти поверья никак не вписываются образы Данилы Ловчанина с его верной супругой, и, тем более, реки, протекающей из крови самоубийцы Дуная. Отношение былины к героям-самоубийцам необычно для христианского сознания, что исключает возможность складывания этих сюжетов не только в московскую, но и в христианскую эпоху вообще.

Былина отражает более древнюю систему ценностей, при определенных обстоятельствах не только оправдывающую, но и прямо предписывающую самоубийство Успенская Е.Н. Раджпуты с.154. Когда нет уже надежды на спасение, они пронзают себе мечами внутренности и таким образом сами себя убивают Лев Диакон.

История. с.96 Когда он заметил, что будет взят в плен, он влез на дерево, которое росло близко от него, и наносил сам себе удары кинжалом своим в смертельные места до тех пор, пока не упал мертвым Ибн-Мискавейх о походе русов в Бердаа в 943 - 944 гг. Откуда есть пошла т.2. с. 578 Такова историческая подоплека мужских самоубийств в былинах. Подобный обычай был широко распространен среди воинов языческой Евразии - кельтов, фракийцев, германцев, индийцев. 3.