Героическая тема в литературе русского классицизма

Содержание Введение Глава 1. Героическая тема в литературе русского классицизма 1. Национальная особенность русского классицизма 2. Героическая тема в поэзии М. В. Ломоносова 3. Батальная живопись в поэзии Г.Р.Державина Глава 2. Стилистические особенности описания батальных сцен в поэзии М.В.Ломоносова и Г. Р. Державина 1. Использование поэтических средств Ломоносовым в произведениях на героическую тему 2. Поэтика батализма в творчестве Державина Заключение Литература Введение Героическая тема является одной из основных тем мировой литературы.

Известно то важное место, которое героическая тема заняла в историческом развитии русской литературы. Значение ее в познании прошлого нашей Родины, в патриотическом воспитании юного поколения велико. К сожалению, изучение художественной литературы о героическом прошлом все еще не привлекло к себе должного внимания исследователей.

Литературоведы обращались к ней чаще всего тогда, когда небо заволакивало черными тучами войны. Это не могло не отразиться на характере их исследований. До сих пор нет книги, рассматривающей роль и значение героической темы в общем процессе развития русской литературы. А именно сейчас эта тема очень актуальна, тем более в преддверии 60-летия победы над фашизмом. Известно, что война есть социальное, исторически преходящее явление, она является насильственным, вооруженным средством для достижения политической цели. В проповедниках войны никогда не было недостатка.

Только мечтатели и люди простодушные могут утверждать, что человечество создаст все лучшее, если разучится воевать Я призываю Вас не к миру, а к победам писал один из них. Лучшие умы человечества в противоложность апостолам человекоистребления мечтали о том времени, когда люди будут жить в мире. Человек создан природой для мира, а не для войны, рожден для радости и наслаждения всеми плодами и растениями писал великпй гуманист Ф. Рабле. Великая историческая роль в пропаганде идей мирной жизни принадлежит передовой русской литературе.

Война и мир - самые общие и самые важные ее темы. Не случайно в трагедии Борис Годунов летописец Пимен называет их первыми Описывай, не мудрствуя лукаво, все то, чему свидетель в жизни будешь войну и мир Сам Пушкин показывает, к каким трагическим последствиям приводит война. Страстно мечтая о мирной жизни, лучшие русские писатели в годины народных бедствий, когда земля наша подвергалась вражеским нашествиям, были вместе с народом.

Своими произведениями они воспитывали любовь к отечеству, укрепляли ратный дух, вдохновляли на подвиг. Великие патриотические заветы передовых писателей прошлого восприняты и продолжены советскими литераторами. Литература не сразу отразила, что подлинным героем войн, решающих общенациональные задачи, являются простые люди, народ. Хотя поэты и писатели прошлого, быть может, подсознательно иногда и понимали, что в конечном итоге все зависит от народа, но из-за недозрелости общественных отношений, существующих канонов и традиций не отводили народу в своих произведениях должного места. Так, например, в произведениях эпохи классицизма носителями героического начала, как правило, оказывались цари, полководцы, вельможи, а народу отводилась второстепенная роль. Народ был как бы безликой массой, на фоне которой совершали подвиги эти герои. Цель данной работы - рассмотреть особенности понятия войны и мира поэтами М. В Ломоносовым и Г. Р. Державиным и отражение этой темы в их творчестве. При достижении цели работы необходимо было решить такие задачи - познакомиться с произведениями названных выше поэтов на военную тематику - выявить основополагающие моменты героической темы в эпоху классицизма - проанализировать стилистические особенности описания батальных сцен. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Глава 1.

Героическая тема в литературе русского классицизма

Героическая тема в литературе русского классицизма 1.1.

Национальная особенность русского классицизма

становится классицизм. Классицизм как литературное направление, возник... Классицисты полагали, что общественная жизнь страны, государственный у... В русской классицистической литературе тема войны ставилась не отвлече... В условиях XVIII в. как нечто обязательное для поэта.

Героическая тема в поэзии М. В. Ломоносова

Поэт предлагает Стамбулу т. Противники России в поэзии Ломоносова, как правило, лишены истинного г... Уже в старческих своих стихах, посвященных Отечественной войне 1812 г. Эта же ломоносовская нота настойчиво звучит и у Державина. В своей уже... Державин говорил, что это стихотворение создано было в честь Румянцева...

Стилистические особенности описания батальных сцен в поэзии М.В.Ломоносова и Г. Р. Державина

Стилистические особенности описания батальных сцен в поэзии М.В.Ломоносова и Г. Р. Державина 2.1.

Использование поэтических средств Ломоносовым в произведениях на героическую тему

В одах Ломоносова широко использовалась гипербола. Марс-Градив, подобно солдату, бродит среди снегов России, спит у финск... Он говорит, что море нашей тишины даст успокоение западным странам. То... Ломоносов и Сумароков, каждый по своему, перевели оду Ж. К.

Заключение Итак, основная идея русского классицизма - идея защиты родины, оценка мира и войны были восприняты от Петровской эпохи.

Великой заслугой классицизма было воплощение в художественных образах высокого, героического. Однако классицисты полагали, что героическое содержится только в величественном и великолепном, а не в простом и обыденном. Художественная практика классицистов часто ограничивалась стереотипными рамками.

Тема народа как определяющей силы исторического процесса в их произведениях только поставлена. Дальнейшее развитие она получит у романтиков. У писателей-классицистов очень слабо выражен критический дух. Классицисты не изображали бой, а прославляли полководцев. В поэзии классицизма в целом очень мало говорилось о человеке - главном и единственном герое описываемых грандиозных событии. Ничего не писали о его переживаниях и чувствах, не изображалась бытовая сторона войны.

Это отношение к человеку соответствовало господствовавшей в XVIII в. военной теории, автором которой был прусский король Фридрих II. Его армия носила ярко выраженный сословный характер и была типичным продуктом абсолютизма в ней господствовала иерархия, офицеры набирались исключительно из дворян, солдаты - из крестьян и иностранцев. В результате палочной муштры солдаты превращались в механизм, артикулом предусмотренный. В живописи в эту эпоху распространился условно-аллегорический тип батальной картины, монарх или полководец изображался крупным планом на фоне битвы либо симметрично расположенного войска. На литературе XVIII в и в частности на произведениях классицистов, несмотря на особенности их стиля, воспитывалось несколько поколений русских людей.

Эти произведения учили героизму, презрению к смерти, рыцарскому отношению к долгу. Они глубоко западали в душу, их вспоминали даже на поле боя. Литература 1. Батюшков К. Н Сочинения. К. Н. Батюшков- М 1935, стр. 263. 2. В. Западов.

Неизвестный Державин. М, 1958, 1, 3. Г. Н. Поспелов, Проблемы исторического развития литературы. М Просвещение , 1972, стр. 66. 4. Г. П. Макогоненко. Пути литературы века. Русская литература XVIII века Макогоненко. Л Просвещение , 1970, стр. 11. 5. Г. П. М а к о г о не н к о. Пути литературы века. В кв. Русская литература XVIII века. Л Просвещение 1970, стр. 31 6. Державин История русской литературы - М 1947 Т. XVIII, -с.126 7. Кузьмин А.И. Героическая тема в русской литературе. А. И.Кузьмин - М 1974, с.304 8. Л. В. Пумпянский.

Очерки по литературе первой половины XVIII в. В сб. XVIII век, т. I. М. Л Изд-во АН СССР, 1935, стр. 114- 118, 9. М. В. Ломоносов. Полн. собр. соч т. VIII. М Л Изд-во АН СССР, 1959, стр. 186 10. Моисеева Г. Н Ломоносов и древнерусская литература Г. Н. Моисеева Л Наука , 1971, стр. 9. 11. Русская литература XVIII века Л 1937, стр.169.