Чувство боли за судьбу животных

Чувство боли за судьбу животных. Среди произведений о природе одно из самых видных мест занимают стихотворные новеллы о животных. Их не так уж много, но они остаются в памяти читателей. Столь пронзительно и щамяще выражено в них чувство боли поэта за судьбу « братьев наших меньших», нуждающихся в милосердии и защите.

Спит медведиха, и чудится ей: Колет охотник острогой детей. (« По лесу леший кричит на сову…») В произведениях « Песнь о собаке», «Корова» раскрыт образ животного в драматической для него ситуации: у собаки хозяин утопил семерых щенят А когда чуть плелась обратно, Слизывая пот с боков, Показался ей месяц над хатой Одним из ее щенков. * И глухо, как от подачки, Когда бросят ей камень в смех, Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег. ( « Песнь о собаке») У коровы отобрали и прирезали теленка.

Дряхлая, выпали зубы Свиток рогов на рогах. Бил ее выгонщик грубый На перегонных полях. Сердце не ласково к шуму, Мыши скребут в уголке. Думает грустную думу О белоногом теленке. Не дали матери сына, Первая радость не впрок И на колу под осиной Шкуру трепал ветерок. Скоро на гречневом свете, С той же сыновьей судьбой Свяжут ей петлю на шее И поведут на убой. Поэт призывает нас сочувствию живым, страдающим существам. М. Горький так говорил о Есенине: « Он первый в русской литературе так умело и с такой искренней любовью пишет о животных». « Ой ты, Русь моя кроткая, Лишь к тебе любовь берегу». К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни.

От проникновенных стихов о стране « березового ситца», шире ее степных раздолий, сини озер, шума зеленых дубрав, до тревожных раздумий о судьбе России, каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к Отчизне. Время Есенина- время крутых поворотов в истории нашей страны. Оно помечено и революционными баррикадами 1905 года, и пожаром мировой войны, и крушением самодержавия и февральские дни семнадцатого года, и октябрьским залпом « Авроры». Самозабвенная любовь к России, кровная связь с народной жизнью помогает Есенину- поэту и гражданину- находить свой путь к главной правде века. Грандиозен и прекрасен был путь великого революционного похода трудовой России в будущее.

Вместе с тем он был суров, драматичен, многотруден. Есенин не только прекрасно знал жизнь крестьянской России, он был ее сыном.

Болел ее болями, радовался ее радостям. Всем сердцем и умом он был с крестьянской демократической Русью в эпоху крушения старого, буржуазного мира и рождения нового, революционного. Это способствовало тому, что Есенин стал истинно народным, национальным поэтом и сказал свое правдивое слово о главных революционных событиях своей эпохи. Уже в стихах, созданных Есениным в 1917- 1918 годах, отчетливо слышны раскаты бушующего океана крестьянской стихии, мятежного набата.

Поэта все больше захватывает вселенский, космический размах событий. В те незабываемые дни в его стихи врывались из бурной революционной действительности чеканные, напряженные ритмы. Небо – как колокол, Месяц – язык, Мать моя – родина, Я – большевик. Дыхание революционной грозы коснулось и лирических стихотворений Есенина, полных любви к Родине. Радость обновления родной земли захватила поэта. Казалось, еще немного усилий – и извечная мечта русского пахаря о « золотом веке» станет явью. Но жизнь революционной Руси разворачивалась все круче.

Наперекор всем трудностям, в ожесточенной схватке с врагом прокладывал пролетариат России дорогу в социалистическое будущее. Именно в этот сложный период классовых битв и проявился « крестьянский уклон» Есенина. В произведениях этот уклон отражал те реальные противоречия, которые были характерны для русского крестьянина в период революции. Суровые будни « военного коммунизма» потребовали железной дисциплины, подчинения всей жизни страны единой цели- победить врага.

Трудно было сразу осмыслить этот исторически неизбежный поворот в жизни страны. В это суровое время дрогнуло сердце « последнего поэта деревни»: Россия! Сердцу милый край! Душа сжимается от боли. Перед поэтом встает вопрос: « куда несет нас рок событий?». Ответить на него было не легко. Всюду были видны следы войны и разрухи: голодные, опустевшие села. Неухоженные поля. Тогда-то Есенин слагает свой «Сорокоуст»: Только мне, как псаломщику, петь Над родимой страной аллилуя.

Какая боль и скорбь о невозвратной, исторически обреченной на гибель старой деревни звучит в « Сорокоусте». Никуда вам не скрыться от гибели, Никуда не уйти от врага. Вот он, вот он с железным брюхом, Тянет к глоткам равнин пятерню… Процесс революционного преобразования жизни шел так, как думал поэт. Российская деревня меняла свой хозяйственный уклад, переделывала природу, перестраивала быт, шла от кустарного, мелкого, отсталого земледелия к более эффективному, современному.

На глазах поэта умирала старая патриархальная Русь. Что ждет Россию в будущем? Сумеют ли люди будущего сохранить красоту природы, любовь к земле, ко всему живому миру? А значит, сохранить и себя, и весь род человеческий! Сколько светлой надежды и веры в будущее Руси советской с стихах, сколько в них человеколюбия и милосердия. Я думаю: Как прекрасна Земля И на ней человек. Россия была, быть может единственной любовью Есенина. Вне нее не было ничего: ни стихов, ни жизни, ни славы. В ней- все, без нее- ничего.

Тема двух Россий – уходящей и Советской уже ясно обозначенная Есениным в « Возвращении на Родину», получает свое дальнейшее развитие в его « маленьких поэмах», названия которых- « Русь советская» и «Русь уходящая»- полны глубоко внутреннего смысла. Уходящая Русь для поэта- это его дед и мать, Русь Советская- это его сестры комсомолки. « От всей души приветствуя революционную новь, поэт не понимал подлинную исторического и социального содержания наступивших в стране перемен- пролетарского, социалистического характера революции.

Все это послужило причиной духовного кризиса, пережитого поэтом в годы военного коммунизма. В 1918 году Есенин подготовил к печати второй, третий и четвертый сборники своих поэтических произведений: «Голубень», «Преображение» и сельский часослов». Литературная жизнь Москвы била ключом. В жгучих спорах рождалась новая, советская