рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Годы жизни и творчества С. Есенина

Работа сделанна в 2006 году

Годы жизни и творчества С. Есенина - раздел Литература, - 2006 год - «Годы Жизни И Творчества С. Есенина» Автор: Руководитель: Вязьма 2006. Содерж...

«Годы жизни и творчества С. Есенина» Автор: Руководитель: Вязьма 2006. Содержание I. Судьба и личность С. Есенина II. Поэтический монолог « о времени и себе 1. Тема природы 2. Чувство боли за судьбу животных 3. «Ой ты, Русь моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу 4. Москва кабацкая 5. «В первый раз я запел про любовь 6. « Зимний цикл»- последний аккорд есенинской лирики III. Заключение IV. Есенин В поэмах и стихотворениях С. Есенина за строками, полными радости и грусти, нам открывается истинно русский поэт, как будто рождённый и взлелеянный самой матушкой- землёй, беззаветно влюблённый в отчую землю, в её природу. Перед нами предстаёт самобытная и интересная личность с чертами необычного характера, драматизмом переживаний, чистотой стремлений и песенностью её чувствований.

Будто бы предугадывая свой преждевременный уход, Есенин кратко описал свою жизнь в стихотворении « Мой путь». Строка « Стихи мои, спокойно расскажите про жизнь мою» позволяет нам увидеть весь жизненный путь поэта, ибо в своих стихах он предстаёт перед нами открытым и предельно искренним. Если близко познакомиться с творчеством Есенина, то можно увидеть напряжённые поиски поэта места в жизни, услышать его раздумья о том, « куда несёт нас рок событий?». Поэт верил в светлое будущее:» Я думаю, как прекрасна земля и на ней человек». Есенин в воспоминаниях часто возвращается в деревню: Изба крестьянская, Хомутный запах дёгтя, Божница старая, Лампады кроткий свет. Как хорошо, Что я сберёг те Все ощущения детских лет. Его романтичная земная жизнь – всегда дратична, противоречива, всегда чудо! Сердце гениального поэта испытывает воистину «космические» эмоциональные, нравственные перегрузки.

На совесть его неодолимо ложатся тревоги, заботы Отчизны, людские слёзы и печаль, светлые и радостные мгновения счастья народного.

Жизнь его- духовные подвиг. Пока такой поэт рядом с нами, далеко не всегда сознаём мы, его современники, эту истину лишь со временем открывается она сполна нашим потомкам, во всём значении и величии.

Так было когда-то и с гениальным Пушкиным, Лермонтовым так позднее случилось и с великим Блоком и Маяковским, так было с С. Есениным. Судьба и личность С. Есенина Гений всегда народен. А.Блок Гениальный поэт… Сергей Есенин родился в 1895 году 21 сентября, в Рязанской губернии в селе Константиново, в доме деда, Никиты Есенина, которого давно уже не было в живых.

В трехлетнем возрасте, Сергей был отдан на воспитание родителям матери – Титовым. Дед Фёдор, был известен всей округе, как весёлый, умный и своенравный мужик. Сыновья Титова жили своими семьями, и в доме оставались трое: дед, бабка и внук – Сергей. Старики очень любили мальчика, обхаживали его и приобщали к духовным интересам. «Я рос в атмосфере народной поэзии» - рассказывал Есенин. Бабка, которая меня баловала, была очень набожна, собирала нищих и Колек, которые распевали духовные стихи.

Ещё большее значение имел дед, который сам знал множество стихов наизусть и хорошо разбирался в них. Воспитываясь в старообрядческой, религиозной семье, Сергей, однако не проникся верой в Бога и не питал особого интереса к церковной службе. «В Бога, я, верил мало, да и в церковь ходить не любил» - признавался он потом. В пять лет, Серёжа научился читать. «Книга, не была у нас исключительным и редким явлением, как в других избах. Насколько я себя помню, помню и толстые книги в кожаных переплётах» - вспоминал поэт. Особенно приобщился мальчик к литературе (с девяти лет), Когда поступил в Константиновское земское четырёхгодичное училище. В мае 1909 года, Есенин окончил училище с похвальным листом за «Хорошие успехи и отличное поведение». Слагать стихи Есенин стал, лет с восьми или девяти.

На стихотворчество толкнула его, атмосфера народной песенной поэзии, которая окружила его в детские годы. В мае 1912 года, Есенин окончил Спас – Клепиковскую школу.

Он был выпущен с аттестатом «Учителя школы грамоты». Сергей уехал в Москву. Он хотел заняться литературным образованием. Осенью 1913 года, Есенин поступил вольнослушателем на историко-философский факультет академического отделения, народного университета имени «Шанявского». В университете, Есенин принимал участие в работе литературного кружка. Кружковцы увидели, что перед ними незаурядный поэт с большими творческими задатками. Через полтора года он уехал в деревню.

Вернулся уже после того, как началась Первая Мировая война. Ещё в Константинове Есенин видел, Какое опустошение приносит война русской деревне: с плачем и стонами провожали на флот мужиков, часть урожая погибла под дождём. Повесили под окнами сотские Ополченцам идти на войну. Загыгыкали бабы слободские, Плач прорезал кругом тишину. * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * По селу до высокой околицы Провожал их огулом народ. Так показал поэт русскую деревню первых дней войны.

А когда стало известно о разгроме русских войск в Восточной Пруссии, о многих тысячах жертв, он легко вообразил себе трагедию женщин, потерявших на фронте мужей, кормильцев, отцов своих детей. Об этом он написал поэму «Галки», но она не была опубликована. Было опубликовано лишь стихотворение «Узоры». Девушка в светлице вышивает ткани, На канве в узорах копья и кресты. Девушка рисует мертвых на поляне, На груди у мертвых – красные цветы. * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * Новый этап развития Есенина связан с петроградским периодом жизни. Весной 1915 года, Есенин приезжает в Петроград и сразу же посещает Блока, читает ему свои стихи.

Эта встреча навсегда врезалась в память Есенина; позже он писал, что Блок научил его «Лиричности». В одном из своих писем, Блок назвал Есенина «Талантливым крестьянским поэтом». В феврале 1916 года вышел в свет из печати сборник стихов «Радуница». В нем было 33 стихотворения – лучшие из написанных поэтом, в основном произведения 1914-1915 годов.

Они давали представление о характере таланта поэта, об основных мотивах его творчества. Простота языка, близость к фольклору, задушевность, непосредственность чувств – это отличало Есенина от других поэтов. Большую роль сыграла заграничная поездка Есенина. Он побывал в Германии, Италии, во Франции, Бельгии, в Америке. Но что поразило Есенина – это «Индустриальный быт» Европы и Америки, высокая и совершенная техника, намного облегчающая жизнь человека.

Поездка Есенина за границу помогла ему ещё более убедиться в том, насколько высокая городская техника в условиях советской России необходима для возрождения русской деревни. 1923-1925 годы были самыми плодотворными в творчестве Есенина. Он обретает самую устойчивую позицию в оценке советской действительности. В стихотворении «Русь уходящая» (1924год) поэт без тени сожаления говорит о том старом, что отмирает и уходит в прошлое советской деревне, и противопоставляет ему нарождающееся новое.

Ещё более отчётливо и категорично эта тема звучит в стихотворении «Русь советская»(1924). Поездки в родное село, происшедшие перемены в нём приводят поэта к раздумьям о собственном творчестве. Есенин испытывает острое чувство обиды за то, что в родных местах он словно иностранец, как пилигрим угрюмый. Ему даже кажется, что его поэзия здесь больше не нужна. Есенин, который во многом отказался от своих прошлых взглядов и настроений, чувствовал в 1924-1925 годов необходимость по-новому сказать о революции, не так, как говорил о ней в своих поэмах 1918-1919 годах, написанных в духе Христианской символики.

В 1924г. Он пишет «Песнь о великом походе» - поэтому о защите Петрограда от белогвардейских полчищ Юденича. В этом произведении ярко выразилось то новое, что стало особенно характерным для творчества Есенина последних лет. Сохраняя свою привязанность к исконно – русскому, поэт сочетает её с не менее глубокой привязанностью к новой революционной эпохе. Национальная основа поэмы ощущается во всём; в тематике, ритмике, лексике, образной системе.

Есенина всё более увлекает историко-революционная тематика. Он пишет «Балладу о двадцати шести», посвящённую Бакинским комиссарам, не большую поэму «36», о политических ссыльных, борцах против самодержавия. Понятно и другое – смерть. Так Есенин на расстоянье увидел то большое, что совершалось в ходе революции. Так много волновавший его вопрос о судьбах крестьянской России получат конкретно-историческое разрешение.

Самым крупным и значительным произведением на эту тему является его поэма «Анна Снегина» (1925). Поэма «Анна Снегина» - лучшее и самое убедительное опровержение ошибочных суждений критиков, будто стихи Есенина о советской действительности лишены лиризма. Она говорит о том, что поэт не только полностью сохранил, но и намного улучшил своё лирическое дарование. Поэма даёт развитие лирической темы в созвучии с общественными думами и чувствами автора, и это движение в том же направлении, в котором развивалась лирика Маяковского.

В последние три года жизни Есенина явно привлекает и так называемая философская лирика, которую точнее можно определить, как лирику житейских раздумий. В эту пору Есенин много размышляет над жизнью. Он критически оценивает прошлое, Учитывает опыт пережитого, задумается над будущим. Поэт был прав, когда говорил о том, что его лирика жива одной большой любовью к Родине, к национальным истокам нашла выражение не только в содержании произведений, но и в характере поэтического мышления поэта, в художественной форме его произведения.

Это прежде всего обнаруживается в глубокой внутренней связи его поэзии с народным устно-поэтическим творчеством. Как и в народном творчестве, у Есенина почти нет пейзажных стихов, но в то же время и нет стихотворений, в которых бы так или иначе не ощущалась связь с миром природы. Поэт постоянно обращается к образцам природы в тех случаях, когда высказывает самые сокровенные мысли о себе, о своем месте жизни, о своем месте в прошлом, настоящем и будущим.

Нередко в его стихах природа настолько сливается с селовеком, что сама оказывается как бы отражением каких-то человеческих чувств, а человек в свою очередь, представляет как частица природы. У русской природы Есенин позаимствовали многие другие краски своей поэзии. Трудно назвать другого русского поэта, у которого краски сыграли бы такую же большую роль, как в творчестве Есенина. Часто мы встречаемся в поэзии Есенина с синим и голубым цветами.

Это не просто индивидуальная привязанность поэта к таким краскам. Сергей Есенин- один из величайших русских поэтов, развивающих замечательную и своеобразную традицию русского стиха- напевность. Лирика Есенина целиком пронизана песенной стихией. « Засосал меня песенный плен» писал о себе поэт, подчеркивая эту особенность своих произведений. « Степным пеньем» назвал поэт свое творчество. В последние годы жизни поэта все теснее становились его связи с советской литературой. Есенин стремился ближе стать к советским читателям, жить единой жизнью с ними. Когда в 1924 г. группа крупнейших советских писателей «попутчиков» обратились с письмом в центральный комитет партии, Есенин также подписал это письмо, в котором, в частности, говорилось: «Писатели советской России, мы убеждены, что наш писательский труд и нужен, и полезен ей». Вместе с тем Есенина не переставали тревожить беспокойные, мучительные мысли.

Рядом с произведениями, в которых Есенин, выражал стремление понять новую эпоху, найти в ней свое место, в его стихах последнего года жизни звучат и мотивы осуждения неправильно прожитой жизни.

Расшатанное здоровье заставило Есенина лечь на излечение в больницу для нервнобольных. Трагическим свидетельством тяжелого угнетенного состояния поэта является его поэма «Черный человек». Это разговор Есенина с мрачным пришельцем, который имеет страшную власть над поэтом. Он смеется над ним, издевается над его стихами - никому не нужной «дохлой мушкой», гнусавит, «над усопшим монах». Страх и тоска охватывают поэта, он не в силах оказать ему сопротивление. «Черный человек» двойник поэта, он живет в нем, и его нельзя уничтожить, не убив себя. Так наступало предвестие конца.

Пытаясь вырваться из этого мрачного состояния, Есенин решает резко переменить обстановку - он переезжает в Ленинград, забрав вещи и рукописи, но, будучи не в силах справиться с самим собой, кончает самоубийством 27 декабря 1925 г. Трагическая смерть, безусловно, была связана с внутренним неуравновешенным состоянием поэта, которое было непосредственной причиной его гибели.

Но когда уже не стало поэта – это мгновенная катастрофа. Поэтический монолог « о времени и себе» Русская литература прошлого проявила не мало усилий для разрешения вопроса о «Власти земли» над крестьянином в условиях социальной несправедливости. Есенин-первый крестьянский поэт, сделавший попытку внутренне преодолеть эту «власть земли». Его опыт не прошел бесследно в советской поэзии, его, несомненно, учитывали многие поэты.

Значение творчества Есенина для советской поэзии было понятно далеко не сразу. Многие современники поэта вообще отрицали его, пустив в обиход оскорбительное слов «есенинщина», подразумевая под ним пессимизм, упадочничество, аморальность. Лишь немногие по достоинству сумели тогда оценить талант Есенина. Поэзия Есенина не только не утратила своего эстетического и идейно нравственного значения для современности, но и обрела свою силу. Многие советские поэты высоко оценивали поэтическое наследие Есенина, брали на вооружение его творческие достижения.

Лирика Есенина противостоит разного рода формалистическим экспериментам, бессмысленной игре словами и звуками, тем поэтическим шарадам и ребусам, которыми порою увлекаются некоторые поэты. Демократическая, народная сущность лирики Есенина теснейшим образом связана с традициями русской поэзии. Есенину было незнакомо чувство национальной исключительности. Он мечтал о том времени, «когда пройдет вражда племен», когда «людская речь в один язык сольется». И в тоже время у поэта было сильно развито национальное чувство.

В 20-е годы поэзия Есенина объективно противостояла пренебрежению к русской классике, которое наблюдалась у некоторой части литераторов и у целых литературных групп. Творчество Есенина учило и учит дорожить традициями национального искусства. Всепоглощающая забота о судьбах народных, о счастье родины, пристальное внимание Есенина к устному поэтическому творчеству и до сегодняшнего дня являются поучительны примером для советских поэтов.

Тема природы

Мировосприятие Есенина с самых ранних лет складывалось в тесном общени... Природа в стихах юноши зазвенела голосами птиц, шепотом листьев, говор... ( « Я- пастух; мои палаты…») Природу С. Есенин ощущал в движении. В стихотворении « Душа грустит о небесах» он говорит: Понятен мне земл...

Чувство боли за судьбу животных

Поэт призывает нас сочувствию живым, страдающим существам. Их не так уж много, но они остаются в памяти читателей. М. Это способствовало тому, что Есенин стал истинно народным, национальны... В жгучих спорах рождалась новая, советская.

литература. Но рождалась она в обстановке голода, лишений, разрухи, гражданской войны.

Не хватало бумаги. Стихи печатались на серой, иногда оберточной бумаге, очень малыми тиражами. Москва кабацкая. Центрами литературной жизни становились маленькие клубы, столовые, кафе, где можно было выпить чаю и увидеть модную знаменитость, услышать новые стихи. Есенина можно было встретить в « Кафе поэтов» на Тверской улице. А затем было открыто новое кафе « Стойло Пегаса», где поэт участвовал в дружеских попойках, хотя раньше не прикасался к спиртному и не любил пьяных компаний.

Все это пагубным образом отразилось на его творчестве. В лирике Есенина возникли кабацкие, озорные мотивы. Герой его стихов все чаще выступал в образе ночного гуляки, сорванца, скандалиста: Я московский озорной гуляка. По всему Тверскому околотку В переулках каждая собака Знает мою легкую походку. Так возник цикл стихов с характерным названием «Москва кабацкая». Стихи этого цикла отличаются вульгарной фразеологией. Однообразные мотивы пьяной удали, сменялись смертельной тоской все это свидетельствовало о заметных утратах в художественном творчестве.

Не стало в ней радуги красок, которой отличались его прежние стихи. Им на смену пришли унылые пейзажи ночного города, наблюдаемого глазами потерянного человека: кривые переулки, изогнутые улицы, едва светящиеся в тумане фонари кабаков. У Есенина нередко вырывались слова ненависти окружавшему его поэтического «сброда». И уже говорю я не маме, А в чужой и хохочущий сброд: «Ничего! Я споткнулся о камень, Это к завтраму все заживет!» Есенин стремился вырваться из гнилой атмосферы поэтических кабаков.

Но этому мешали его бытовая неустроенность, мягкость характера, а более – назойливые домогания непрошенных друзей. Поэт пытался сменить жильё, но всюду его настигали любители шумных и не всегда трезвых компаний. Это отравляло душу и мешало работать. И Есенин решил исчезнуть, хотя бы на время. В апреле 1921 года поэт выехал из Москвы в Самару, затем в Ташкент. Далее он направился в Самарканд, посетил Бухару и вернулся в Ташкент.

За это время он написал поэму «Пугачев». Она прозвучала как героическая песнь о крестьянской революционной войне. Поэма «Пугачев» была первым звеном на пути создания Есениным революционного эпоса-пути, который принес ему впоследствии немало побед. После «Пугачева» творческое развитие поэта могло бы войти в нормальное русло. Есенин способен был обогатить свою поэзию новыми темами. Но именно в тот период произошло событие, которое многое изменило в жизни поэта. В один из осенних дней 1921 года Есенин познакомился с Айседорой Дункан.

Его захватило необычное искусство танцовщицы, ее темперамент, обаяние. Сильное чувство к поэту возникло и у нее. «Это была глубокая взаимная любовь»- пишет Городецкий. Конечно, Есенин был влюблен столько же в Дункан, сколько в ее славу, но влюблен был не меньше, чем вообще мог влюбиться. Они поженились и уехали по заключенным Айседорой контрактам на гастроли в Западную Европу и Соединенные Штаты Америки. В этой поездке Сергей преследовал и творчески – пропагандистские цели. Своим друзьям он говорил: « Я еду на Запад для того, чтобы показать Западу, что такое русский поэт». Заграница не понравилась ему. Он говорил « Но я очень не люблю Америки.

Америка – это тот смрад, где пропадает не только искусство, но и вообще лучшие порывы человечества. Если сегодня держат курс на Америку, то я готов тогда предпочестьнаше серое небо и наш пейзаж». В путешествии Есенин работал меньше, чем обычно. Обстановка кочевого ресторанного быта и окружавшие поэта люди усиливали те настроения, которые сказывались еще в прежних стихах.

Написанные за рубежом лирические этюды пополнили собой цикл «Москва кабацкая». Возвращение на Родину в августе 1923 года было праздником для поэта: Устав таскаться По чужим пределам, Вернулся я В родимый дом. Зеленокосая, В юбчонке белой Стоит береза над прудом. ( « Мой путь » ) Все, знавшие Есенина, отметили в нем удивительную перемену. Поэт будто очистился от чего-то, освободился.«Поездка» на Запад дала ему возможность увидеть собственную страну издалека, а тот, иной мир – вблизи.

Какою сладостной, духовно чистой, полной великих надежд оказалась его Родина в сравнении со странами буржуазного Запада!» Сентябрь 1924 года Есенин предпринимает поездку на Кавказ. Здесь будут написаны его «маленькие поэмы»: «Письмо к женщине», «Русь уходящая», «Ответ», «Метель», «Весна» и др. Здесь была создана лучшая «вершинная» поэма- « Анна Снегина». В ней определились некоторые мотивы из личной биографии поэта, и революционные события в Петрограде, и в деревне, очевидцем и участником которых был сам Есенин.

Октябрь в деревне- главная тема «Анны Снегиной». Историческое мышление поэта дало ему возможность создать впечатляющие картины жизни в эпоху революционного перелома, отобразить силу и величие ленинской правды, доходящей до сознания крестьян: И каждый с улыбкой угрюмой Смотрел мне в лицо и глаза, А я, отягченный думой, Не мог ничего сказать. Дрожали, качались ступени, Но помню Под звон головы: «Скажи, Кто такое Ленин?» Я тихо ответил: «Он- вы». Все, о чем поведал автор в поэме это увиденное и пережитое им самим. Поэма полна драматических коллизий, связанных с судьбой народа, прежде всего крестьян, в революции.

Кульминационная сцена «Анны Снегиной»- это тревожный, взволнованный разговор радовских мужиков с поэтом о земле: «… Кричат нам Что землю не троньте. Еще не настал, мол, миг. За что же тогда на фронте Мы губим себя и других?» Настойчиво их желания узнать правду о Ленине, который, как они слышали, борется за то, чтобы отдать крестьянам «без выкупа пашни господ». «Он- вы», эта фраза- свидетельство понимания поэтом в годы создания «Анны Снегиной» народного характера Ленина, его взглядов, связи вождя революции с широкими народными массами.

В поэме судьба героев связана с революционными событиями: деревенская беднота приветствует Советскую власть и идет за Лениным; есть собственники, есть крикуны и бездельники, ищущи в революции «легкой жизни». Сама Анна Снегина выбита революцией из привычного уклада помещичьей жизни. Неодолимо притягивает нас сердечная доброта есенинских героев, их четность, мужественность, любовь и гражданская верность Родине.

В произведении очень ярко выражено жизнелюбие поэта, его восхищение окружающим миром, призрение ко всякому злу: Привет тебе, жизни денница! Встаю, одеваюсь, иду. Дымком отдает росяница На яблонях белых в саду. Я думаю: Как прекрасна Земля И на ней человек. В «Анне Онегиной» перед нами открывается окружающий мир со всеми человеческими страстями, непримиримостью добра и зла, света и тьмы, богатства и нищеты, мир, охваченный революционной октябрьской бурей.

В последние годы жизни Есенин очень часто приезжал в родную деревню, для того чтобы в тишине работать над стихами, чтобы вновь ощутить привычную ему с детства обстановку тихой деревенской жизни… Работал он своеобразно: долго, иногда часами, ходил по комнате из угла в угол, обдумывал стихи. Обдумав строчку, он садился и записывал ее, потом вставал и вновь ходил по комнате;- рассказывала сестра поэта, Александра Есенина.

В деревне были написаны стихотворения « Возвращение на Родину», «Отговорила роща золотая». Эти произведения пронизаны глубокой, пронесенной через все невзгоды любовью к отчему краю: Спит ковыль. Равнина дорогая И свинцовой свежестью полынь. Никакая родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь. Знать, у всех у нас такая участь, И, пожалуй, всякого спроси- Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живется на Руси. Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля. В полях этих не все осталось по-прежнему. Поэту не хочется видеть в деревне соху и лачугу, с надеждой внимает он звукам моторов, выезжающих на пахотное поле. Авторские переживания в этих стихах отличаются нежностью и чистотой. Сила Есенина в том, что сокровенный уголок своего внутреннего мира он смог выразить в словах простых, неброских, но пронизанных трепетом души, покоряющих читательское сердце. Вспомним его «Письмо матери», ласковое, полное горького сознания вины перед матерью и надежды на щедрость материнского сердца: Я вернусь, когда раскинет ветви По-весеннему наш белый сад. Только ты меня уж на рассвете Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечалось, Не волнуй того, что не сбылось Слишком раннюю утрату и усталость Испытать мне в жизни привелось. И молиться не учи меня. Не надо! К старому возврата больше нет. Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет. Лирика Есенина автобиографична.

Она не только поэтический памятник времени, но и живая сила, воздейстующая на сознание и чувства людей. Из юношеского прошлого вернулось в поэзию Есенина светлая и нежная девушка- березка, с этим образом связывается его встреча с отчей землей: Устав таскаться По чужим пределам, Вернулся я В родимый дом. Зеленокосая, В юбчонке белой Стоит береза над прудом. Особенно значительны размышления поэта о жизни и смерти, о человеческой судьбе, о приходящем и вечном в земном существовании.

В лирике часто выделяют пессимистические мотивы. Критики называют его « певцом рябиновых ягод, багрянца осени, грусти и тоски по уходящему». Конечно, у Есенина есть произведения, окрашенные печалью. Но есть и такая, где выражена тяга к жизни, к человеческой радости. Нас не удивляют ликующие интонации в стихотворении «Весна». Так пей же, грудь моя, Весну! Волнуйся новыми стихами! С самых ранних стихов в его лирике- тема любви.

В стихах о любви 1918-1919 годах слита воедино поэзия любви с поэзией природы. В стихотворении «Зеленая прическа…» Девушка сравнивается с тонкой, заглядывающей в пруд березкой, ее косы- с ветвями. Положение круто изменилось в цикле «Москва кабацкая». Здесь любовь попрана, низведена до плотского чувства, женщина обезображена. Любовь здесь не праздник сердца, она приносит человеку гибель, она губит его. Не гляди на ее запястья И с плечей ее льющейся шелк. Я искал в этой женщине счастья, А нечаянно гибель нашел.

Я не знал, что любовь- зараза, Я не знал, что любовь- чума, Подошла с прищуренным глазом Хулигана свела с ума. Так бы и потонуло все в пьяном угаре, если бы не нотки раскаяния, которые слышатся в каждом стихотворении «кабацкого» цикла. Пора расстаться с озорной И непокорною отвагой. Уж сердце напилось иной, Кровь отрезвляющею брагой. ( « Пускай ты выпита другим») Первый раз запел я про любовь. В цикле «Любовь хулигана» мы слышим сожаление о растраченных днях, отречение от кабацкого прошлого, очищение через любовь.

Заметался пожар голубой, Позабылись родимые дали. В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить. Был я весь- как запущенный сад, Был на женщин и зелие падкий. Разонравилось пить и плясать И терять свою жизнь без огляди. ( «Заметался пожар голубой…») Поэт осуждает то, что было не любовью, а дурной страстью, похмельным бредом. Он призывает на помощь любовь возвышенную, чистую, которая воспитывает человека в преданности и постоянстве. Такая любовь приносит уравновешенность и покой, она по-новому открывает мир, она помогает трезвым взглядом оценить дела и беды родной земли: Теперь со многим я мирюсь Без принужденья, без утраты.

Иною кажется мне Русь, Иными- кладбища и хаты. Стихи о любви, написанные в последние годы жизни поэта, проникнуты ненавистью и презрением ко всякого рода неправде в человеческих отношениях, к любви без тепла, без верности, без чести.

Поэт гневно осуждает «напоенную ласками ложь», он не приемлет женщин « лживых и пустых» и с тоскою пишет с сердцах, не способных дарить людям любовь. В стихах о любви запечатлено человеческое страдение, бызванное то жаждой любви, то сознанием ее неполноценности. Поэт Н. Рыленков писал: «Безошибочным чутьем поэта Есенин угадывал, какая жажда человеческой нежности накопилась в душе его. Эту жажду утоляли лучшие пейзажные и любовные стихотворения. Стихи Есенина предельно чисты, искренни, большинство из них пронизано той задушевностью чувств, которая отличает неподдельную и вечную позицию. « Зимний цикл»- последний аккорд есенинской лирики Завершающее место в лирике Есенина занял «зимний» цикл стихотворений.

В нем преобладает зимний ландшафт- таков его внешний, чисто зрительный признак. В течение трех месяцев, почти до самой смерти, Есенин не оставлял этой темы и написал двенадцать стихотворений, в которых отразилась русская зимняя природа. Весь цикл выдержан в образах русской зимы, но в образах не раздумчивых и спокойных, а метельных, буйных, вихревых: «Плачет метель, как цыганская скрипка»; « а за окном под метельные всхлипы, в диком и шумном метельном чаду, кажется мне- осыпаются липы» и др. Все это признаки психологических состояний.

Снежная метель- это смятение сердца, снежный вихрь- это время, умчавшее счастье и радость, а серебряный ветер- вестник бодрости, жизни, удачи. Снежная равнина, белая луна, Саваном покрыта наша сторона. И березы в белом плачут по лесам.

Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам? Поэт осмысливает свою жизнь, контрастирует необратимость времени и неизбежность смерти. Эти стихи- выражение вечного, непреложного закона круговращения бытия, заставляющего каждого человека оглянуться на свое прошлое. Все успокоились, все там будем, Как в этой жизни радей не радей Вот почему так тянусь я к людям, Вот почему так люблю людей. Вот от чего я чуть-чуть не заплакал И, улыбаясь, душой погас Эту избу на крыльце с собакой Словно я вижу в последний раз. « Зимний цикл» - последний аккорд есенинской лирики. Прозвучал он в самый канун рокового спада сил, который кончился для поэта трагически.

Тем значительнее, мудрее звучащие в нем в прослойке с грустными нотами- жизнелюбивые. Гуманистические мотивы. Чтобы выразить всю гамму этих чувств, поэт, как и прежде, обратился к природе. И в полном слиянии с нею пропел свою последнюю песнь. На смену плодотворнейшему периоду литературной деятельности Есенина, на смену радостным, светлым дням его жизни пришла новая, теперь уж кратковременная полоса душевного кризиса.

Есенин вновь попал под влияние богемы- гнилой, отравленной среды, которую запечатлел в образе гнусавого «черного человека»; эта зловещая, мрачная тень является к поэту напоминать и твердить, что он « пропойца и забулдыга», «скандальный поэт» рождающий «дохлую томную лирику» ( поэма «Черный человек», закончена в 1925году). Именно такую славу пытались создать Есенину его пресловутые друзья, опять втянули его в алкогольную муть непутевых вечеров и скандалов.

Не прибавила ему ни покоя, ни радости и последняя женитьба на Софье Андреевне Толстой, внучке Л.Н. Толстого. Своему другу Есенин писал « все, на что я надеялся. О чем мечтал, идет прахом. Видно, в Москве мне не остепениться. Семейная жизнь не клеится, хочу бежать! Куда? На Кавказ». Находясь на Кавказе, поэт думал, что, возвратившись в Москву, начнет жить по-другому. Но в Москве многое повторилось. К осени 1925 года осложнилось физическим здоровьем поэта.

У него явно были расшатаны нервы. 6 ноября Есенин был принят на лечение в психоневрологическую клинику. Но через месяц он ушел оттуда, не долечившись, и уехал в Ленинград. Физически он был очень слаб. Но и здесь его оставили в покое. Он снова очутился в той обстановке, от которой бежал. Есенину говорят, что он сочиняет стихи- однодневки, что он исписался. Ослабленный болезнью, поэт не выдержал очевидного приступа депрессии. 27 декабря поздно вечером заперся в номере, спать не ложился и далеко за полночь, между тремя и пятью часам утра, покончил с собой.

Весть о гибели поэта тяжелой болью отозвалась в сердца миллионов людей. Огромная толпа москвичей собралась на Каланчевской площади у вокзала 30 декабря. Процессия в несколько тысяч человек сопровождала катафалку до здания дома печати, где был установлен гроб. 31 декабря 1925 года состоялись похороны. С. А. Есенин был похоронен на Ваганьковском кладбище. Память Есенина увековечена в ряде мест, связанных с его жизнью, литературной работой.

Заключение Проделав эту работу я узнала много нового о С. А. Есенине, было очень интересно узнавать об этом человеке все больше и больше. И теперь я могу подвести итог, что имя Сергея Есенина будет всегда почитаемо и любимо. Его творчество отразил красоту родной земли. Оно запечатлело один из самых сложных, переломных периодов в жизни народа. Стихи Есенина зовут к добру и свету, воспитывают чувство красоты, любовь к Родине, требовательное отношение человека к себе, искренность и правдивость.

Они являются для нас не только источником радости, предметом эстетического наслаждения, но фактором большой нравственной силы, ибо в их основе лежит высокая человечность. В октябре 1970 года исполнилось 75 лет со дня рождения Сергея Есенина. К этой знаменательной дате восстановлены в Константинове все памятные места, связанные с именем поэта, с его жизнью на родной рязанской земле, с его творчеством, безгранично дорогие нам как неотъемлемая частица нашей духовной национальной культуры.

Так рассказать в поэзии о человеке, его земных радостях и тревогах. С такой душевной теплотой писать о своих соотечествен никах; так глубоко увидеть человеческую трагедию в мире капитала, а главное, так понять суть исторических событий, и богатство, красоту души тех, кто в дни революционного октябрьского штурма встал во главе восставшей России, мог только художник, масс же столь открытый, честный, мужественный, мудрый, если надо- беспощадный к себе, своим ошибкам и заблуждениям художник, который по праву олицетворяет в себе лучшее и прекрасное в его народе.

Именно таким сегодня, «на расстоянье», видится нам великий русский советский поэт. Список литературы 1. Есенин А.А; Есенин Е.А; Прокушев Ю.А. « На родине Есенина» М.: Московский рабочий, 1990г. 2. Есенин С. «Анна Снегина» М.:Детская литераура,1991г. 2. Есенин С. Избранное М.: Детская литература, 1993г. 3. Есенин С. Собрание сочинений. Том 1-м.: Советская Россия, 1994г. 4. Есенин С. Собрание сочинений.

Том 2- М.: Советская Россия, 1994г. 5. Карамзин В. Я.; Зварский И. С.; Коровин В.И. Литература 9 кл М.: Просвещение, 2002г. 6. Орлова О.Е. Сочинения М.: Мартин, 2002г 7. Прокушев Ю. « Сергей Есенин» М.: Молодая Гвардия, 1993. 9. Эвентов И. С. « Сергей Есенин» М.: Просвещение,1992г.

– Конец работы –

Используемые теги: годы, жизни, творчества, Есенина0.071

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Годы жизни и творчества С. Есенина

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Тесты психического развития ребенка второго года жизни. От года до пятнадцати месяцев.
На сайте allrefs.net читайте: "Тесты психического развития ребенка второго года жизни. От года до пятнадцати месяцев."

Период имажинизма в творчестве и жизни Сергея Есенина (1919 – 1923 гг.)
Таким человеком являлся и Сергей Есенин. Есенин был и остается одним из самых известных русских поэтов. Самых известных и самых таинственных.Вокруг… Лично мне каждый человек, будь то писатель, художник, ученый или поэт прежде… И это, по меньшей мере, странно, ведь именно этот период являлся как бы переломным в творчестве С.А. Именно в этот…

Земля в период возникновения жизни. Начало жизни на Земле. Эволюция форм жизни
Она знала периоды расцвета, исторических испытаний и тяжелых кризисов, прежде чем достигла в наши дни своего великолепного богатства. Сегодня науке… Окаменевшие останки живших некогда существ, которые содержатся в земных… Человек понимает, что он смертен, что одни рождаются, а другие умирают, что он создает орудия труда, обрабатывает…

Определение времени жизни носителей в высокоомном кремнии. Влияние времени жизни на параметры высоковольтных приборов на кремнии
Обычно путём облучения электронами, протонами или легированием примесями , дающими глубокие уровни в кремнии достигается компромисс между этими… Например, для многих приборов, таких как высоковольтные транзисторы, необходим… V th = (3kT/m) 1/2 » 10 7 см/сек – тепловая скорость носителей s p , s n – сечение захвата электронов и дырок…

Так писал о творчестве художника в статье, помеченной 1917 годом, Леонид Андреев.
На сайте allrefs.net читайте: Так писал о творчестве художника в статье, помеченной 1917 годом, Леонид Андреев....

Сюрреализм в жизни и творчестве Сальвадора Дали
Являясь характерным выражением кризиса капиталистического общества, сюрреализм находит свои философские основы в субъективно-идеалистической теории… Отсюда особый интерес сюрреалистов к воспроизведению кошмарных снов,… По определению основателя и идеолога этого направления Андре Бретона сюрреализм есть чистый психический автоматизм,…

Исследование феномена двойничества в культуре серебряного века в аспекте изучения творчества Сергея Александровича Есенина
Заключение. Список используемой литературы. ВВЕДЕНИЕ Феномен двойничества, свойственный ментальности русской культуры изначально, проявляющийся в… Вся русская культура этого периода представляет собой в целом грандиозный… Таким образом, исследование феномена двойничества на наш взгляд, является актуальным, так как помогает понять…

Жизнь и творчества Лопе де Вега. Художественные особенности творчества на материале пьесы "Собака на сене"
Ведь у Лопе де Вега действительно не существует каких то отдельных частей жизни, жизнь- едина и неделима, и все происходящее в ней- это сотворенное… В его творчестве перекликаются все стороны жизни человека, что и проявило мой… В его творенье Нет законов Есть лишь одно, Природное начало- Единство действий Еще, меня удивляет то, пожалуй…

Москва в жизни и творчестве Пушкина
Пушкин любил Москву. Московские впечатления и страницы ее славной истории питали его творчество.Многие дома на улицах Москвы хранят воспоминания о … Лишь подробно изучив эту тему, использовав работы нескольких пушкиноведов, я… Никто из них не догадался узнать точное место его рождения. Еще при жизни Пушкина Н. И. Гречь в Опыте краткой истории…

БЕЛАЯ КНИГА ЖИЗНИ. БЛАГАЯ ВЕСТЬ О НОВОЙ ЖИЗНИ В КРАСОТЕ, ЧИСТОТЕ, СОВЕРШЕНСТВЕ И СВОБОДЕ
На сайте allrefs.net читайте: "БЕЛАЯ КНИГА ЖИЗНИ. БЛАГАЯ ВЕСТЬ О НОВОЙ ЖИЗНИ В КРАСОТЕ, ЧИСТОТЕ, СОВЕРШЕНСТВЕ И СВОБОДЕ"...

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам