Стилистическая особенность сказок В.И. Даля

Стилистическая особенность сказок В.И. Даля. Писатель задал себе задачу познакомить земляков своих сколько-нибудь с народным языком, с говором, которому откры¬вался такой вольный разгул и широкий простор в народ¬ной сказке». Нельзя сказать, чтобы Даль справился полностью с задачей своей, хотя народных слов в его сказках хоть от¬бавляй, а пословицы ожерельями нанизаны одна к дру¬гой. Но сюжетов Даль не умел (и никогда не научится) придумывать, язык же от излишней тороватости (Даль щедро сыплет из мешков накопленные запасы), от неуме¬ренного желания казаться народным нередко сложен и затейлив.

Даль придумал своим сказкам честный заголовок — « на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные» «Переложенные» — «приноровлен¬ные» — «разукрашенные» — определения означают, что хоть «Русские сказки», но не народные, а, как тогда вы¬ражались, на манер народных; «на манер» — всегда хуже, чем подлинное. Точнее всех, пожалуй, и хотя жестко (жестоко?), зато беспристрастно оценил Далевы сказки Белинский.

В шуме, поднятом вокруг «Первого пятка», он услышал разные голоса, острая и бурная известность книги (та, что от запрета, от ареста) не помешала Белинскому кни¬гу по-своему прочитать: «Сколько шуму произвело появление Казака Луганского Между тем как это про¬сто балагур Вся его гениальность состоит в том, что он умеет кстати употреблять выражения, взятые из русских сказок; но творчества у него нет и не бывало; ибо уже одна его замашка переделывать на свой лад народные сказки достаточно показывает, что искусство не его дело» С годами Даль сделается мудрее и бережливее, пере¬станет выделывать сказки «на манер»: сперва признает, что если бы он «вздумал когда-нибудь издать собрание русских сказок, то, конечно, написал бы их гораздо про¬ще и незатейливее» (однако здесь еще несоответствие: «вздумал издать» и «написал бы»), потом он от этого «написал бы» вовсе откажется.

Творчество 40-х годов XIX века. Первым значительным художественным произведением, написанным Далем после «Русских сказок», была повесть «Бикей и Мауляна» (1836). Рассказывая трагическую историю жизни казахского юноши Бикея и его любимой, Мауляны, выступивших против традиционных, уродующих жизнь человека нравов и обычаев, В. И. Даль рисует их поборниками человеческого достоинства в справедливости.

Бикей выступает против похищения казахами русских, посто¬янно поддерживает дружеские отношения с русскими, оказывающими на само¬го Бикея благотворное влияние, борется против национальной самоизоляции баев-казахов.

Обаятелен и образ Мауляны, сильной, волевой казахской краса¬вицы, сумевшей отстоять свою любовь. Эта лучшая казахская повесть В. И. Да¬ля сильна не психологической разработкой характеров, не композиционным планом и построением сюжета, а своей правдивостью и точностью изображения быта казахского народа.

В. И. Даль в изображении жизни казахов отличался от романтически приподнятой трактовки казахского сюжета у В. А. Ушакова в его повести «Киргиз-кайсак» и от антихудожественной, дидактической и аван¬тюристической манеры Ф. Булгарина в «Иване Выжигине». В произведениях В. И. Даля, изображающих жизнь народностей России, уже заложены были черты нового литературного стиля, который особенно ярко проявится в твор¬честве писателей «натуральной школы». К циклу казахских повестей примы¬кают и повесть В. И. Даля «Майна», рассказ «Осколок льду», талантливый очерк «Уральский казак» и др. В. Г. Белинский, давая оценку творчества В. И. Даля, подметил тонкую наблюдательность, правду «частностей» в повестях из жизни народностей Рос¬сии: «Многие рассказы очень занимательны, легко читаются и незаметно обо¬гащают вас такими знаниями, которые, вне этих рассказов, не всегда можно приобрести и побывавши там, где бывал Даль. Так, в рассказах «Майна», «Би¬кей и Мауляна» знакомит он нас с нравами и бытом кайсаков ». Но не сказки и повести из жизни различных народностей России поста¬вили В. И. Даля в ряды писателей, содействовавших делу демократизация русской литературы.

К лучшим произведениям В. И. Даля относятся era повести, рассказы и очерки из простонародного быта, написанные им в 40-е годы. Конец 30-х —40-е годы XIX века в России характеризуются дальнейшим ростом освободительного движения, обострением социальных противоречий, борьбой вокруг крестьянского вопроса.

В 1839 году крестьянские волнения охватывают двенадцать губерний. Передовая