Образы рассказчика

Образы рассказчика. Рассказ является той жанровой формой, к которой писатель обращается наиболее часто.

Своеобразие многих рассказов А. Платонова связано с ориентацией на повествовательные формы фольклора, в частности, волшебную сказку (композиционный уровень). По способу речи большинство рас¬сказов А. Платонова представляют собой авторское повествование, полностью опирающееся на лексические, морфологические и синтакси¬ческие формы народной разговорной речи. Даже в тех многочисленных случаях, когда повествование ведется от первого лица ("Полот¬няная рубаха", "Неодушевленный враг", ранний рассказ "Родина электричества"), введение образа рассказчика выступает, как прием обусловленный стремлением автора сообщить повествованию максималь¬ную достоверность, представить изображаемые события и их интерпре¬тацию героем как неотъемлемую и существенную часть его личного опыта. Платоновский рассказ близок к формам сказа без введения фигуры рассказчика.

Это не случайно.

Повествование от третьего лица и формы живой народной речи позволили писателю передать в адекватных формах сам ход и строй народной мысли, раскрывая содержание народного общественного идеала.

Жанровое своеобразие рассказов А. Платонова проявляется и в способе построения образа героя и в организации повествовательного действия в них. Во многих рассказах А. Платонова кон¬фликт основал на противопоставлении неистинного понима¬ния жизни истинному. Повествовательное действие в расска¬зах А. Платонова, как правило, сосредоточено на изображении перехо¬да героя от одного способа понимания жизни к другому, при этом сознание героя перестраивается самым коренным образом, а вместе с ним изменяются и сами масштабы постижения жизни и глубина ее осмысления ("Возвращение", "Третий сын", "Сампо"). 2.