Метапоэтика как авторский код

Метапоэтика как авторский код. Метапоэтика - это термин, завоевавший большую популярность в науке последних лет. Как особая область знания метапоэтика возникла в древнейшие времена, вероятно, когда появилось первое произведение, а может быть, и сказано первое слово Штайн, Петренко, 2006 17 . В процессе работы над произведением автором постоянно осуществляется рефлексия над творчеством.

Авторский код в наибольшей полноте содержится в метаязыке поэтического текста и выявляется в процессе анализа рефлексии, то есть самоинтерпретации, которая осуществляется поэтом на протяжении всего творчества, причем не всегда осознанно Штайн, Петренко, 2006 18 . Поэтому важно вертикальное прочтение текста, когда эксплицируются некоторые маргиналии, такие, как оговорки, умолчания, семантические жесты, касающиеся творчества, языка, поэтики.

Если рассматривать творчество как текст, то определяется иерархия метатекстов и метапоэтических текстов. Она выявляется в системе горизонтального и вертикального прочтения текста. Горизонтальное осуществляется при экспликации метатекста, вертикальное дает возможность выявить имплицитно выраженные структуры метатекста через экспликацию гармонических вертикалей текста. Эксплицированный метапоэтический текст сепаративный - это работы художника по поэтике, статьи, эссе о поэзии, языке, творчестве.

Терминологический аппарат метапоэтического текста при этом может стать основой для исследования, поводом для последующего отнесения творчества художника к той или иной художественной традиции, установления корреляций с научной парадигмой Штайн, Петренко, 2006 18 . Очень важен автокомментарий поэта, маргиналии к тексту например, в Символизме А. Белого. Существуют целые поэтические направления, в которых намечается наличие эксплицированных метапоэтических текстов, которые в рамках школы представлены как единый текст метапоэтический текст со сложной внутренней иерархической структурой.

Например, это теория символизма как система метапоэтических текстов - статьи и эссе Вяч. Иванова, А. Белого, В.Я. Брюсова, А.А. Блока, которые врастают в их же художественные тексты, взаимодействуют с ними. Сложная система метапоэтических текстов имеет разные адресаты - читателя, посвященных художников-символистов, лингвистов, философов. Метапоэтические данные содержат сами поэтические тексты.

Экспликация метапоэтического текста представлена произведениями о творчестве, поэзии, языке и т.д. Поэт , Пророк , Эхо А.С. Пушкина и другие Штайн, Петренко, 2006 19 . Это, например, метатекстовые ленты, а также система тропов, фигур, эмблем, символов, в которые облекается теперь уже образ творчества, отсылает исследователя к определенным поэтическим традициям, важны и интертекстуальные показатели цитация. Модусные показатели вводные слова, частицы, союзы-частицы, предлоги-частицы - также важны в понимании авторского кода. Намечается целая система имплицитных метатекстовых данных, которая представлена сетями информации о творчестве, гармонически скрепленными в единый метапоэтический текст.

Особенность метапоэтического текста заключается в том, что, с одной стороны, он присутствует объективно статьи, работы самих писателей по проблемам художественного текста, с другой же, некоторые его части следует эксплицировать метатекстовые ленты, сети в тексте - здесь уже нужны усилия ученых в систематизации данных.

Но в любом случае мы работаем с ценнейшими сведениями - объективными данными опыта самого художника, а это уникальная компонента исследования, которой не располагают, например, ученые, занимающиеся естественнонаучными изысканиями. Что может рассказать о себе молекула, атом? Другое дело, что ученые любят писать о своем труде, но это опосредованный объект их исследования. Метапоэтические данные о самоинтерпретации художественного творчества - это данные от самого творца - того, кто производит художественную вещь, которую мы уже впоследствии читаем, изучаем.

Необходимо разграничивать понятия метатекст и метапоэтический текст. Метатекст имплицированный метапоэтический текст - это система метаэлементов, представленная в самом поэтическом тексте, определяющая условия, условности, характер самого сообщения, а также комментарии к процессу написания данного текста, его жанру, к форме произведения. Такое понимание коррелирует с понятием метатекста в лингвистике. Штайн, Петренко, 2006 19 . Шире понятие метапоэтического текста.

Метатекст - это метапоэтический имплицированный текст. Его можно эксплицировать, чтобы получить метапоэтические данные, так как он находится внутри текста. А статьи, эссе, замечания о творчестве, в данном случае поэтическом, трактаты, исследования, которые художник пишет о собственном творчестве и творчестве других поэтов это собственно метапоэтический текст.

Для обозначения такого рода текстов применяются термины самоописание, автоинтерпретация, автометаописание, автометадескрипция и др. Включение в процесс анализа произведения учеными данных метапоэтического текста - обычное дело исследователь подкрепляет анализ текста наблюдениями и замечаниями самого художника. Но системно рассмотреть эту парадигму как относительно самостоятельное научное знание, являющееся синкретичным объединяющее науку, философию и творчество, еще предстоит.

Метапоэтические данные - то часть литературоведческих, то общелингвистических, то философских, то эстетических и культурологических изысканий. В науке широко распространены термины метаэтика, метаистория, металогика. Как правило, эти термины имеют науковедческое значение и происхождение, связанное с обозначением таких систем, которые служат в свою очередь для исследования или описания других систем. Метапоэтика - это поэтика по данным метаязыка языка, на котором описывается язык-объект и метатекста, поэтика самоинтерпретации автором своего или другого текста.

Таким образом, это те тексты, в которых сам художник-творец выступает как исследователь или интерпретатор, вступая в диалог с собственными текстами или текстами собратьев по перу - других мастеров. Штайн, Петренко, 2006 21 . Выделяют общую метапоэтику поэтику по данным метапоэтического текста - это поэтика самоинтерпретации, объектом ее является словесное творчество, в центре - метапоэтика поэзии, которая взаимодействует с метапоэтиками прозы, драматургии и др. Каждая из них состоит из частных метапоэтик метапоэтика Пушкина, метапоэтика Лермонтова, метапоэтика Блока и др Это рефлексия художника над творчеством, она может носить самый непосредственный характер. К такого рода изысканиям художники не относятся как к строго научным, не всегда стремятся подключиться к определенной парадигме, хотя диалог с предшествующими концепциями и текстами ведется всегда, традиции достаточно четко вырисовываются.

Их взаимоотношения с культурой сложнее здесь важны не только концептуальные структуры, но и принципы мастерства.

Метапоэтика осознается в парадигме. Это сложная саморегулирующаяся система, она взаимодействует и с творчеством, и с наукой. Эта система исторически развивается. Развитие ее идет на основе творчества, поэтому это система открытая. В процессе ее возникновения и развития создаются новые уровни организации, которые меняют композицию элементов. Изучение метапоэтики метаметапоэтика требует особых стратегий деятельности, комплексных исследований и программ.

Среда метапоэтики, в которой она саморегулируется это сфера искусства как целостного текста в процессе исследования художественного творчества автор включен в него как деятельностный субъект Штайн, Петренко, 2006 23 . Для художника это часто область маргинального - заметки, эссе по поводу или по ходу становления стиля, направления, но следует обратить внимание на то, что метапоэтика по отношению к художественному творчеству занимает в последнее время все более важное место.

В некоторых случаях например, поэтика авангарда, поставангарда - это даже доминанта творчества, и пояснения к тексту подчас в несколько раз превышают сам текст. Метапоэтика - это особый тип дискурса. Особенность метапоэтического дискурса - открытое я, отсутствие дистанции познающего субъекта по отношению к познаваемому объекту. Метапоэтика связана с искусством, порождена им, эссе или статья подлинного художника - это, как правило, произведение искусства.

Таким образом, метапоэтика - это поэтика по данным метапоэтического текста, или код автора, имплицированный или эксплицированный в текстах о художественных текстах, сильная гетерогенная система систем, включающая частные метапоэтики, характеризующая антиномичным соотношением научных, философских и художественных посылок Штайн, Петренко, 2006 35 , объектом ее исследования является словесное творчество, целью - работа над материалом, языком, раскрытие тайны мастерства, она характеризуется объективностью, достоверностью, является сложной, исторически развивающейся системой.

Одна из важнейших ее особенностей - энциклопедизм как проявление энциклопедизма личности художника. 2.2