Точки зрения на специфику жанра романа И.С. Тургенева

Точки зрения на специфику жанра романа И.С. Тургенева. Прежде чем создать свой первый роман, писатель обычно в течение длительного времени работает над менее сложными эпическими жанрами, например, над рассказом, очерком.

Гончаров до написания Обыкновенной истории в течение пятнадцати лет работал для себя и своих друзей, не предавая печати ни стихотворений, ни повестей.

Лев Николаевич Толстой до Войны и мира создал трилогию Детство, отрочество и юность, повести Утро помещика и Семейное счастье, кавказские очерки и Севастопольские рассказы, повесть Казаки. Все эти произведения очень помогли Толстому при работе над Войной и миром. Сходным с этим был и путь к роману Тургенева.

Но в отличие от Гончарова и Л. Толстого он отдал немало сил лирике, драматургии, рассказу и повести.

При работе Тургенев шел путем от малого к большому. В лирической поэзии это был путь от небольших пейзажных зарисовок к стихотворениям, в которых ставились социальные проблемы, и лирическим циклам. В драматургии Тургенев начал с небольших комедий Неосторожность , Безденежье, а в итоге пришел к созданию шедевров социально-психологической драматургии, как Нахлебник и Месяц в деревне. Даже в Записках охотника писатель начал с такого небольшого произведения, как Хорь и Калиныч, а в конце работы над циклом обратился к сложной композиции Гамлет Щигровского уезда. Все эти жанры помогли Тургеневу при работе над его романами. В начале пятидесятых годов Тургенев обращается к жанру общественно-психологического романа.

Во время работы Тургенева над его первым романом создалось глубокое противоречие между потребностями русской литературы и творческими возможностями русских писателей.

Действительность менялась с большой скоростью, но писатель не обладал необходимой творческой собранностью. С неуверенностью в своих силах Тургенев приступал к работе над своим первым общественно-психологическим романом. Он прекрасно понимал, что ему нужно преодолеть свою старую манеру, ее явную субъективность, узость тематики. Наиболее неприемлемыми для себя приметами старой манеры Тургенев считал эмоциональную напряженность повествовательной манеры, неоправданное острословие и главное - отсутствие простоты рассказа Цейтлин, 1958 72 . Над романом Два поколения Тургенев начал работать задолго до Рудина. Однако друзья писателя подвергли резкой критике его первый опыт в новом жанре.

Их недовольство было вызвано многочисленными длиннотами романа, отсутствием присущего Тургеневу тонкого юмора. Роман писателя остался незавершенным. Достаточно велико влияние повестей Тургенева на его роман. Однако между повестями писателя и его романами существует как преемственность, так и сильные различия. В научной же среде существуют различные точки зрения на характер соотношения этих двух жанров в творчестве Тургенева.

По мнению одних ученых, тургеневский роман - это роман-повесть. Так, например, А.Г. Цейтлин отмечает Тургенев не случайно называл свои романы повестями они действительно стоят на грани между этими жанрами Цейтлин, 1958 264 . Но едва ли при определении жанра тургеневских романов можно опираться на то, как называл их сам писатель. Так, одно и то же произведение в разных своих письмах Тургенев называл по-разному то романом, то повестью.

По мнению же большинства исследователей, повесть оказала существенное влияние на роман Тургенева, но это не является поводом квалифицировать его как гибридный жанр. Г. Бялый отмечает Переписка находится как бы в преддверии тургеневского романа. В этой повести даны уже все элементы будущего романа Тургенева как особого жанра Бялый, 1962 66 . По мнению исследователя, Переписка - это своеобразная теория романа.

В ней объясняется, каковы герой и героиня, каковы должны быть их взаимоотношения, каким образом будет совершаться суд над героем, кто его будет судить. Что здесь рассказано, то будет показано в романе что здесь выражено прямыми формулами, то там будет дано в живом соотношении персонажей и в движении самого сюжета Бялый, 1962 66 . Роман Тургенева Рудин носит обобщающий характер по отношению к предшествующим повестям и рассказам Тургенева. Проблемы, поставленные автором в Двух приятелях , Якове Пасынкове , Переписке и других произведениях, в романе подверглись новому рассмотрению.

Роман должен был называться Гениальная натура. В этом названии для Тургенева важны обе его части гениальность философские способности героя и натура сила воли. Звучать оно должно было иронически в Рудине есть способность пробуждать людей, но нет способности вести их за собой он просветитель, но не преобразователь в нем есть огромный ум, но нет могучей воли в нем есть гениальность, но нет натуры Бялый, 1962 70 . Л.И. Матюшенко обращает внимание на такую интересную закономерность романы Тургенева написаны в манере объективного повествования, а почти все повести - от первого лица. В романах писатель выступает как тайный психолог, а в повестях - как явный. Исследователь приходит к выводу, что по этим признакам можно почти безошибочно решать вопрос об отнесении его произведения к жанру повести или романа. Матюшенко, 1971 315 . Об особенностях реализма Тургенева принято судить, прежде всего, на основании его романов и Записок охотника. Распространено мнение, что достижения Тургенева-реалиста в повести самостоятельного значения не имеют, что роман целиком включает в себя проблематику повести, что в романе довершается типизация характеров, лишь намеченных в повести.

Л.И. Матюшенко же считает, что внимание к повести поможет уточнить вопрос о своеобразии реализма Тургенева.

Параллельное существование в творчестве Тургенева обеих жанровых форм отражает сложность, противоречивую целостность духовного мира художника Матюшенко, 1971 316 . С.М. Петров также придерживается мнения, что повесть и роман - это два самостоятельных жанра в творчестве Тургенева В Рудине рельефно проявились некоторые черты новой художественной манеры Тургенева и особенности его мастерства как романиста Петров, 1961 212 . А.И. Батюто убедительно доказал, что Тургенев с большой осторожностью подходил к определению своих произведений как романов, поскольку вкладывал в понятие роман очень глубокий смысл.

Ученый отмечал, что на роман Тургенева в его становлении и развитии активно работали все литературные формы, в которые облекалась его художественная мысль Батюто, 1972 240 . Имеет место даже связь романа Тургенева с его ранними поэмами.

Распространено мнение, что роман Тургенева обычно предстает в окружении кольца повестей, которые по отношению к нему являются предварительными этюдами. Эта точка зрения справедлива, но в отношении некоторых романов писателя нуждается в уточнении.

Так, она не является вполне верной применительно к романам Накануне и Новь, а в отношении романа Отцы и дети, пожалуй, неверна вовсе. Очень проблематично обозначить кольцо из повестей-этюдов, которые предварили появление этого романа. Вообще традиционное представление о якобы неукоснительно-неизбежном в творчестве Тургенева движении от повести к роману нуждается в серьезных уточнениях Батюто, 1972 242 . По выражению исследователя, фатальной предопределенности здесь не было. Напротив, в зрелом творчестве писателя уже роман начинает оказывать сюжетно-композиционное воздействие на повесть.

Как отмечает Н.А. Вердеревская, роман Тургенева Рудин выводит писателя на новую в истории жанра дорогу Вердеревская, 1980 78 . Тургеневу были чужды традиции реалистического романа конца 40х-начала 50х годов XIX века, романа, для которого были характерны пристальное внимание к быту, линейно-биографический принцип композиционного построения, внешняя объективность, полное отсутствие лирического начала.

Тургенев-писатель не только стоит в стороне от полемики с романтизмом, которая в той или иной форме присутствует в произведениях Герцена, Гончарова, Некрасова - он сам не отказывается от многих завоеваний романтического метода, прежде всего от наличия в произведении лирического, субъективного начала, стремления к воплощению идеального, внимания к герою незаурядному, духовно сильному, к которому принцип социального детерминирования неприложим Вердеревская, 1980 78 . Главным признаком тургеневского романа исследователь считает наличие лирического начала. Итак, большинство исследователей полагают, что роман Тургенева и его повесть - это два самостоятельных жанра, причем в разные периоды творчества писателя характер их соотношения менялся.

Вначале повесть Тургенева оказывала значительное влияние на его роман, а затем роман, в свою очередь, стал оказывать влияние на повесть. 2.4 Критерии выделения жанра романа в творчестве И. С. Тургенева Известно, что на протяжении многих лет Тургенев называет свои романы то романами, то повестями.

Конец этой неопределенности писатель положил лишь в 1880 году, когда все шесть произведений Рудин , Дворянское гнездо , Накануне , Отцы и дети , Дым , Новь безоговорочно квалифицировал как романы. Попытаемся выяснить причины столь долгих колебаний Тургенева. Еще до создания Рудина Тургенев приступил к работе над романом Два поколения. Много надежд возлагал писатель на это произведение.

В частности, Тургенев чувствовал необходимость отделаться от старой манеры Тургенев, 1958 120 . Однако замысел не удался. Друзья Тургенева подвергли роман критике из-за многочисленных длиннот, неизжитой до конца старой манеры и слишком большого количества частностей. Суровые отзывы литературных друзей о Двух поколениях и признание самим автором существенных недостатков в структуре этого романа - отправная точка многолетних колебаний Тургенева в употреблении жанровой терминологии Батюто, 1972 244-245 . Так, из-за критики друзей и довольно холодного приема публикой Тургенев ни разу в пятидесятые годы не назвал романом и Рудина. Более того, в 1856 году писатель включает данное произведение в состав Повестей и рассказов. Итак, в пятидесятые годы Тургенев придавал довольно большое значение замечаниям друзей, критике, а также и тому приему, который оказывала его произведениям публика.

Этот факт убедительно доказан А.И. Батюто с помощью анализа писем писателя. Анализ тургеневского эпистолярия показал, что с конца шестидесятых годов писатель все реже использует термин повесть применительно к романам.

Это свидетельствует об ослаблении подверженности Тургенева внешнем воздействиям. Закономерное объяснение этому находил в письме писателя К.Д. Кавелину декабрь 1876 года теперь к степени успеха в публике Тургенев относится если не равнодушно, то спокойно, как подобает человеку, уже убеленному сединами и усталому Тургенев, 1958 497 . Вывод о том, какой смысл Тургенев вкладывал в термин роман можно сделать на основании писем, в которых содержатся прямые и косвенные суждения писателя о специфике этого жанра, а также на основании знаменитого Предисловия к романам 1880 . В Предисловия к романам 1880 года Тургенев уверенно называет романами шесть произведений Рудин , Дворянское гнездо , Накануне , Отцы и дети , Дым и Новь. Автор Рудина, написанного в 1855-м году, и автор Нови, написанной в 1876-м году, является одним и тем же человеком.

В течение всего этого времени я стремился, насколько хватало сил и умения, добросовестно и беспристрастно изобразить и воплотить в надлежащие типы и то, что Шекспир называет the body and pressure of time, и ту быстро изменявшуюся физиономию русских людей культурного слоя, который преимущественно служил предметом моих наблюдений.

Насколько это мне удалось - не мне судить но смею думать, что читатели не усомнятся теперь в искренности и односторонности моих стремлений Тургенев, 1982 390 . Данная цитата содержит ключевой критерий, на основании которого Тургенев выделял жанр романа наличие надлежащих типов. Подтверждение этому находил и в письмах писателя.

В письме к А.П. Философовой в сентябре 1874 года Тургенев пишет А Базаров все-таки еще тип, провозвестник, крупная фигура, одаренная известным обаянием, не лишенная некоторого ореола Тургенев, 1958 466 . В письме К.Д. Кавелину от 29 декабря1876 года писатель, говоря о романе Новь, замечает Быть может, мне бы следовало резче обозначить фигуру Павла, соломинского фактотума, будущего народного революционера, но это слишком крупный тип он станет со временем центральной фигурой нового романа Тургенев, 1958 498 . В письме к С.К. Брюлловой от 2 января 1873 года Тургенев пишет я и сам понимаю и чувствую, что мне следует произвести нечто более крупное и современное и скажу Вам даже, что у меня готов сюжет и план романа - ибо я вовсе не думаю, что в нашу эпоху перевелись типы и описывать нечего Тургенев, 1958 445 . Итак, насколько мы можем судить на основании вышеприведенных цитат, важным критерием романа как жанра в тургеневском осмыслении является наличие определенного типа. Действительно, в повестях писателя мы не найдем столь ярких типов, как Базаров, Лаврецкий, Инсаров и др. Во всех шести романах Тургеневу удалось воплотить в надлежащие типы и то, что Шекспир называет the body and pressure of time. В Рудине , Дворянском гнезде , Накануне , Отцах и детях , Дыме и Нови ярко отражены образ и давление времени, типичная историческая эпоха. Некоторые исследователи считают, что наличие в романах Тургенева мира общественной жизни определение Л.И. Матюшенко - главный критерий выделения данного жанра в творчестве писателя.

Так, по мнению Л.И. Матюшенко, наличие эпического содержания является первым критерием, на основании которого в творчестве Тургенева роман выделяется как жанр Матюшенко, 1971 319 . Мир общественной жизни в романах Тургенева раскрывается неодинаково.

Иногда это предмет весьма отвлеченных споров и размышлений героев Рудин , Дворянское гнездо , Дым, иногда гораздо более конкретный мир социальной жизни народа Отцы и дети , Новь Матюшенко, 1971 318 . Уже в начале своего творческого пути Тургенев вложил большой смысл в содержание термина роман. Роман - не растянутая повесть, по его мнению Тургенев, 1987 233 . Настоящий роман, с точки зрения Тургенева, имеет огромное историческое значение, это фундаментальный жанр. Создать роман - значит справиться со сложнейшей задачей.

Писатель, назвавший свое произведение романом, берет на себя большую ответственность и перед современниками, и перед грядущими поколениями.

В подтверждение этого приведем строки из письма Тургенева К.Д. Кавелину 1876 года Мой роман Новь имеет для меня самого важное значение вопрос идет о том, совпадал ли я с задачей, постановка которой казалась мне верною, но исполнение которой а ведь вся суть в исполнении! могло внушить мне справедливые сочинения и опасения.

Эти опасения были тем более естественно, что задача-то была уже больно трудна! Далее в письме писатель благодарит Кавелина за благожелательный отзыв о Нови и делает вывод теперь я уже знаю, знаю наверное, что я не потерял времени даром и сослужил - и отслужил службу моему поколению - пожалуй, даже моему народу Тургенев, 1958 497 . Наличие лирического начала - важный компонент романов Тургенева, как и его прозы в целом.

Но если повести писателя в большинстве своем написаны от первого лица дневник, воспоминания, переписка, то есть непосредственно в манере субъективного повествования, то романы Тургенева, хотя и написаны в манере объективного повествования, так же содержат в себе субъективное, лирическое начало.

Другой важный критерий, по которому различаются повесть и роман Тургенева - это форма восприятия мира. Так, в повести Тургенева это восприятие мира индивидом, ограниченным во временном своем бытии Матюшенко, 1971 319 . Иной способ мировосприятия - в романах, где утверждаются надличностные ценности в первую очередь, это родина героя, судьбы цивилизации, наука.

В повести на первом плане личность, как бы оторвавшаяся от общества, ушедшая в себя. В результате этого отвлечения - и сознание мимолетности счастья, мысли о смерти, и ощущение собственного одиночества. В романах для Тургенева важно показать причастность героя к обществу, к нации, к общественному движению. Как справедливо отмечает А.Я. Эсалнек, романам Тургенева присущ монологизм Эсалнек, 1991 96 и др Так, смерть героя - обычное завершение тургеневских романов.

Однако подобный исход часто имеет место и в его повестях. Различие же заключается в осмыслении смерти в этих двух жанрах. Если в романе гибнет герой, то после него остаются его идеалы, родина, на смену одному поколению идет другое, и уже оно может воплотить в жизнь нереализованные стремления погибшего. Во многом такое осмысление смерти героя обусловлено эпическим началом романа. В повестях же такой подход неприемлем.

Смерть личности, изначально отвлеченной от общества, обращенной к своему внутреннему миру, не дает оснований делать такие же