Женские образы в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Реферат по теме Женские образы в романе Ф.М. Достоевского Преступление и наказание СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Женские образы врусской литературе 2. Система женских образов в романе 3. Соня Мармеладова - центральный женский образ вромане 4. Трагическая судьба Катерины Ивановны 5. Второстепенные женские и детские образы в романе 33 Заключение 40 Список использованной литературы 42 Примечания 43 Введение Читатель ценит в любом авторе прежде всего своеобразие его поэтического голоса, которое принято называть творческой индивидуальностью.

Личность художника, его восприятие мира и отношение к действительности, эмоциональный строй, и жизненный опыт рождают единственность и неповторимость. Творческая индивидуальность определяется особенностями таланта писателя, его мировоззрением, принципами художественного отражения жизни и проявляется в особенностях материала, отобранного в процессе творчества, в оценке жизненных явлений, в способах создания художественных образов.

Одним из способов создания образов в художественном произведении является портретная характеристика героев, через которую раскрываются отдельные стороны творческой индивидуальности писателя, особенности его метода. В этом отношении интересным является творчество Ф.М. Достоевского, художественный метод которого содержит психологический анализ героев. Писатель определил его как реализм в высшем смысле, позволяющий ему через изображение глубины души человеческой выявить узловые идейные и общественные противоречия истории и своей переходной истории.

Ф.М. Достоевский вошел в историю мировой литературы как писатель-философ. Практически в каждом произведении Достоевского мы погружаемся в мир вопросов, колебаний, в мир духовной борьбы. Достоевского интересовала правда, которая пережита и лично выстрадана человеком правда, обретенная им в итоге нелегкого пути проб и ошибок, заблуждений, сомнений, прозрений.

Достоевский и его творчество представляют собой целую эпоху в русской художественной литературе и до сих пор вызывают интерес исследователей. В монографии Ю. Селезнева В мире Достоевского 12 прослеживается весь жизненный путь писателя. Автор показывает, как личность творца претворяется в его слова, в определенную систему образов. Художественный мир Достоевского построен на загадках. Лицо является одной из центральных загадок в творчестве писателя.

Лица героев Достоевского представляют собой органическое отражение их самосознания, их жизненной позиции и сокровенной сути. Таким образом, исследователь пытается взглянуть на мир как бы глазами самого писателя, рассказать о нем - его представлениями, судить о нем - его суждениями. В работе В.И. Этова Достоевский. Очерк творчества 17 раскрываются особенности творчества Достоевского. Автор отмечает, что в романах присутствует два плана социальный и философский. В.И. Этов рассматривает некоторые приемы повествования у Достоевского с учетом основных содержательных принципов романа.

В книге П.М. Фридлендера Реализм Достоевского 14 опубликовано письмо к Достоевскому неизвестного читателя, в котором отмечена способность писателя рисовать необычайных героев, непонятных другим У нас в России только и есть два психолога-беллетриста - это Толстой и Вы. Художественная кисть Толстого рисует предметы тонкие, изящные. Вы же трогаете болячки чуждого Вам элемента. Оттого-то Вам одному только доступно изображать тип, который почти непонятен другим. Вы их почувствовали, Вы за них болели.

Вы измаялись нравственно вместе с ними, заставляя себя чувствовать по-ихнему и таким образом воспроизводить живого, но изуродованного человека Фридлендер П. М. Реализм Достоевского М Л Наука, 1964, с.58 При изображении героев Достоевский использует различные средства речевую характеристику, интерьер, пейзаж портрет и т.д что характеризует героев со всех сторон. Но ведущее место среди них занимает портрет.

Достоевский выработал своеобразную манеру портретной характеристики героев. Художник использует метод двукратного портретирования. Впервые этот термин был употреблен В.Я. Кирпотиным в работе Разочарование и крушение Родиона Раскольникова 7 . Исследователь отмечает, что у Достоевского преобладает видение внутреннего человека над видением его внешности, и тем не менее Достоевский выработал очень своеобразный и совершенный способ портретирования, отличающийся от гоголевского гротескного изображения человека, и от информационной описательности у реалистов середины 19 века, и от функциональной пластики Толстого, изображающего портреты постепенно в нарастающих эпизодах, в зависимости от эпического и психологического развертывания повествования Кирпотин В. Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова М Современный писатель, 1974, с.337 В работе А.В. Чичерина Сила поэтического слова 16 дается общая характеристика специфических черт портрета Достоевского.

Исследователь делает очень интересное замечание В портрете, прежде всего, даже, может быть, исключительно важное - мысль.

Мысль так выбирается из всякого изображенного в романе лица, что автор постоянно забегает вперед, по одному внешнему виду обнаруживает в человеке всю его подноготную Чичерин А. В. Сила поэтического слова М. Современный писатель, 1985, с.136 Таким образом, автор подчеркивает, что ведущей, характерной чертой портрета Достоевского является мысль, которая пронизывает каждую портретную деталь.

Исследователь Кашина Н. В книге Человек в творчестве Ф.М. Достоевского отмечает, что описание наружности героев, так же как и их предметного окружения, тяготеет у Достоевского не к индивидуальности, а к общим определениям-красота, безобразие, неуклюжесть, ничтожность. Кашина Н. В. Человек в творчестве Ф. М. Достоевского М 1980, с.46 В книге С.М. Соловьева Изобразительные средства в творчестве Ф.М. Достоевского 13 исследуются художественные особенности творчества Достоевского.

Автор раскрывает своеобразие, самобытную и целостную систему изобразительных средств Достоевского, вытекающую из логики рисуемых им характеров. В работе прослеживается роль пейзажа, цвета, света, звука как существенных компонентов художественной формы. Исследователь отмечает своеобразие портретного искусства Достоевского. А.Б. Есин в книге Психологизм в русской классической литературе 4 подчеркивает своеобразие психологизма Достоевского, останавливается на том, как создается психологическая атмосфера, как строится портрет героев.

Есин рассматривает портрет как бы под микроскопом, т.е. анализирует каждую деталь словесные особенности, лексику. На наш взгляд, художественной манере Ф.М. Достоевского присуща индивидуализация, что проявляется в портретной характеристике. Одна из главных притягательных черт художественной литературы - ее способность раскрыть тайны внутреннего мира человека, выразить душевные движения так точно и ярко, как этого не сделать человеку в повседневной жизни.

В психологизме один из секретов долгой исторической жизни литературы прошлого говоря о душе человека, она говорит с каждым читателем о нем самом. Психологизм Ф.М. Достоевского своеобразен. В первую очередь надо отметить, что внутренний мир предстает в особом ракурсе мы почти не видим у Достоевского изображения нейтральных, обычных психологических состояний - душевная жизнь изображена в ее проявлениях, в момент наибольшей психологической напряженности.

Герой всегда на грани нервного срыва, истерики, внезапности исповеди, бреда. Достоевский показывает нам внутреннюю жизнь человека в те моменты, когда максимально обострены мыслительные способности и чуткость эмоциональных реакций, когда внутреннее страдание почти невыносимо. Писатель использует портрет. Портретная характеристика используется писателями по-разному. Благодаря этому создается неповторимость, своеобразие психологических стилей таких писателей-психологов, как Лермонтов, Тургенев, Л. Толстой, Достоевский, Чехов, Горький.

Для Достоевского - мастера психологического анализа - характерен показ героя во взаимодействии как внутренних чувств, так и внешних их проявлений. С особым мастерством художник сумел это передать через портретные характеристики женских образов. Какой стихийной мощью протеста наделены женские образы Достоевского! Все его симпатии на стороне тех героинь, кого гнула и ломала жизнь, кто отстаивал свое право и достоинство, вступал в борьбу с привычками и косными общественными традициями.

Непокорность героинь Достоевского - лишь одно из проявлений духа протеста и бунтарства вызревавшего в русском обществе, когда в России все перевернулось и находилось в брожении, а тяжесть обветшалых условий становилась невыносимой и началась открытая борьба революционных сил с царским режимом. Образ женщины интересовал писателя на протяжении всего творчества. Обостренное внимание Достоевского к женским характерам объясняется тем, что женщина, как никто другой, находилась под сильным социальным гнетом.

С большой наглядностью писатель запечатлевает это в своих произведениях. Одним из первых крупных произведений, в котором отражен социальный гнет женщины, является роман Ф.М. Достоевского Преступление и наказание - роман о современной России, пережившей эпоху глубочайших социальных сдвигов и нравственных потрясений, эпоху разложения, роман о современном герое, вместившем в грудь свою все страдания, боли, раны времени, роман, в котором ставится проблема зависимости характера от среды, что ярко проявляется на образе Сони Мармеладовой.

Цель нашей работы - исследуя художественные функции портретной характеристики и ее своеобразия, выяснить, в чем особенности созданных Достоевским портретов, какую роль они играют в произведении. Проследим это на примере женских образов его романа Преступление и наказание. Цель работы определила следующие задачи 1 Изучить научную и критическую литературу. 2 Выделить наиболее интересные рассуждения по анализу текста. 3 Рассмотреть и самостоятельно проанализировать роман Преступление и наказание . 4 показать на конкретных примерах, как окружающая среда влияет и определяет облик героев произведения, каково влияние других персонажей на характеристику героя.

Методы - анализ художественного текста, работа с критической, справочной и научно-популярной литературой. Предмет работы - роман Ф.М. Достоевского Преступление и наказание. Объектом исследования данной работы являются женские образы романа Ф. Достоевского Преступление и наказание. Гипотеза - Достоевский последовательно доказывает нам, что человек, не верящий в Бога, отошедший от него, не сможет жить. Об этом нам говорил писатель устами женщины, Сони. Необходимость веры в бога, в светлые идеалы является главной мыслью романа и причиной, по которой писатель вводит в ткань произведения женский образ и образ ребёнка. Достоевский от лица именно женщины, вечной Сонечки проповедует идеи добра и сострадания, составляющие незыблемые основы человеческого бытия. 1.

Женские образы врусской литературе

Женские образы врусской литературе. Н. Пушкина главной добродетелью женщины была ее супружеская верность. Только в русской литературе обращается так много внимания на изображен... Нет и счастливых семей.

Система женских образов в романе

Однако в то же время эти герои постоянно действуют и сознают себя пере... Чтобы добиться такого эффекта, писатель должен проделать чрезвычайно к... Наших много у ней перебывало. Но в этих словах нет злобы. В этом и состоит разница между ними его грех - подтверждение своей иск...

Соня Мармеладова - центральный женский образ вромане

Центральное место в романе Ф.М. Но при этом она не требует и не ожидает никакой благодарности. Она ни ... Во-первых, Соня потеряла мать, а затем и отца во-вторых, бедность заст... Писатель особое внимание сосредоточил на описании одежды Сони и этим с... Профессия проститутки ввергает Соню в позор и низость, но цели, которы...

Трагическая судьба Катерины Ивановны

Катерина Ивановна - бунтарка, страстно вмешивающиеся в несправедливую ... Я звериный образ имею, а Катерина Ивановна, супруга моя особа образова... Катерина Ивановна дама хотя и великодушная, но несправедливая она дере... Да и горда была, чересчур горда Можете судить потому, до какой степени... 43 Но человеческая гордость ее, как и Мармеладова, попирается на каждо...

Второстепенные женские и детские образы в романе

Но даже такой благородный поступок не может затмить собой все грехи Св... Свидригайлов с его вседозволенностью, с полным отсутствием каких бы то... Достоевский последовательно доказывает нам, что человек, не верящий в ... 104. Он ярко запомнил выражение лица Лизаветы, когда он приближался к ней т...

Заключение

Заключение Все женщины Достоевского чем-то похожи друг на друга.

Но в каждом последующем произведении Достоевский дополняет новыми чертами уже известные нам образы. У Достоевского каждый герой имеет свой неповторимый голос, свой тип сознания. Толстой знает, что будет с его героями дальше, но автор в романе Достоевского не занимает позиции всеведения, всезнания, автор ищет истину вместе со своими читателями, героями. Автор будет сталкивать голоса разных героев, он будет вводить их в диалог. Достоевский активно пользуется диалогом сознаний.

В диалог вступают равноправные голоса. В диалог сознаний вступают голоса в чем-то очень близкие, но в чем-то очень разные, голоса будут проникать один в другой. Диалог сознаний позволяет высветить сознания всех героев со всеми их плюсами и минусами. Достоевскому это очень важно, так как он считает, что у всех людей одно сознание, начало. Он считает, что человек - ни ангел, ни злодей. Он считает, что ни на одном человеке нельзя поставить точку, человек способен изменяться.

В романе Преступление и наказание автор отводит одно из главных мест образу Сонечки Мармеладовой, который воплощает в себя как мировую скорбь, так и божественную, непоколебимую веру в силу добра. Достоевский от лица вечной Сонечки проповедует идеи добра и сострадания, составляющие незыблемые основы человеческого бытия. Образ Сони - один из важнейших в романе, в нем воплотил Достоевский свою идею Божьего человека. Соня живет по христианским заповедям. Поставленная в такие же трудные условия существования, что и Раскольников, она сохранила живую душу и ту необходимую связь с миром, которую порвал главный герой, совершивший самый страшный грех - убийство.

Сонечка отказывается судить кого-либо, приемлет мир таким, каков он есть. Ее кредо И кто меня тут судьей поставил кому жить, кому не жить В Соне воплощен народный характер в его неразвитой детской стадии, причем путь страданий заставляет ее эволюционировать по традиционной религиозной схеме в сторону юродивой, недаром она столь часто сопоставляется с Лизаветой.

Достоевский от лица Сонечки проповедует идеи добра и сострадания, составляющие незыблемые основы человеческого бытия. Все женские образы романа вызывают сочувствие у читателя, заставляют сопереживать их судьбам и восхищаться талантом писателя, создавшего их. Все типы представил писатель в своих романах, но сам остался на стороне кротких и слабых внешне, но сильных и не сломленных духовно. Вероятно, поэтому гибнет его бунтарка Катерина Ивановна, а тихая и кроткая Сонечка Мармеладова не только выживает в этом страшном мире, но и помогает спастись Раскольникову, оступившемуся, потерявшему опору в жизни. Так всегда было на Руси мужчина - деятель, но его опорой, поддержкой, советчицей была женщина.

Достоевский не просто продолжает традиции классической литературы, он гениально видит реалии жизни и умеет отразить их в своем творчестве. Федор Михайлович Достоевский как великий мастер-психолог описывал людей, их мысли и переживания в вихревом потоке его герои постоянно находятся в динамичном развитии.

Он выбирал моменты наиболее трагичные, наиболее значимые. Отсюда и общечеловеческая, вселенская проблема любви, которую пытаются разрешить его герои. Проходят десятилетия, века сменяют друг друга, а правда женского характера, запечатленная автором, продолжает жить, будоражить умы новых поколений, приглашает вступать в полемику или соглашаться с писателем.

Список использованной литературы

Список использованной литературы 1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского М 1972 2. Гроссман Л.П. Достоевский - М. Молодая гвардия, 1963 3. Егоров Б.Ф. Библиографический словарь.

Русские писатели М 1990 4. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы книга для учителя М 1986 5. Захаров В.Н. Проблемы изучения Достоевского Петрозаводск, 1978 6. Кашина Н.В. Человек в творчестве Ф.М. Достоевского М 1980 7. Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова М Современный писатель, 1974 8. Майков В.Н. Литературная критика М 1985 9. Назиров Р.О. Творческие принципы Достоевского Саратов, 1982 10. Писарев Д.И. Борьба за жизнь.

Литературная критика т.3, Л Художественная литература, 1981, с.177 - 244. 11. Полоцкая Э.А. Человек в художественном мире Достоевского и Чехова. Достоевский и русские писатели М 1977 12. Селезнев Ю.И. В мире Достоевского М 1980 13. Соловьев С.М. Изобразительные средства в творчестве Ф.М. Достоевского М. Современный писатель, 1979 14. Фридлендер П.М. Реализм Достоевского М Л Наука, 1964 15. Чирков Н.М. О стиле Достоевского М 1963 16. Чичерин А.В. Сила поэтического слова М. Современный писатель, 1985 17. Этов В.И. Достоевский.

Очерк творчества М 1980 18. Якушин Н. И.Ф.М. Достоевский в жизни и творчестве М 1998 19. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание Роман Куйбышев Кн. изд-во, 1983

Примечания

Примечания.