Женские образы в романе Шолохова "Тихий Дон"

Содержание Введение 3 Глава 1. Образ женщины в русской культуре 1. Концепция женственности в русской культуре 2. Женские образы в русской культуре 17 Глава 2. Женские образы в романе М. Шолохова Тихий Дон 1. Шолохова 2. Образ Аксиньи 3. Образ Натальи 4. Образ Ильиничны 61 2.5. Другие женские персонажи Дарья, Елизавета Мохова, Дуняша 67 Заключение 77 Список использованной литературы 81 Введение Разные женщины, разные судьбы, разные образы представлены на страницах художественной литературы, публицистики, в живописи, скульптуре, на киноэкране.

Образ женщины реальной и созданной воображением творца можно обнаружить во всех жанрах и видах художественного творчества от фольклора до самых современных проявлений культурной мысли. По мнению С.Н. Булгакова, всякий подлинный художник есть воистину рыцарь Прекрасной Дамы. В русской культуре женщина предстает в самых различных ипостасях тотема, древнеязыческого божества, нередко в роли воительницы, мстительницы, носительницы зла и доброй чаровницы, Богородицы, Царь-девицы, сестры, подруги, соперницы, невесты и т.д. Ее образ бывает прекрасным и безобразным, чарующим и отталкивающим. Фольклорные мотивы, как известно, оказали влияние на все стороны развития литературы, искусства и культуры в целом.

О соотношении злых и добрых начал в женщине говорят и пишут, как уже было отмечено в предыдущих главах, большинство авторов, кто хоть как-то касался этого вопроса.

В целом для русской культуры характерна идея, выраженная Ф.М. Достоевским, о сочетании в женщине идеала мадоннского и идеала содомского, что, видимо, вполне правомерно. Ушли в прошлое идеалы, освященные православием, навеянные Пушкиным, Толстым, Тургеневым, Достоевским. Розановым. В частности, Василий Розанов писал Как героизм в мужчине конечно есть добродетель так главная добродетель в женщине, семьянинке и домоводке, матери и жене, есть изящество манер, миловидность другое, чем красота лица, рост не- большой, но округлый, сложение тела нежное, не угловатое, ум проникновенно-сладкий, душа добрая и ласковая.

Это те, которых помнят те, которые нужны человеку, обществу, нации те, которые угодны Богу и которых Бог избрал для продолжения и поддержания любимого своего рода человеческого. Многие прежние женские идеалы, женские роли, женские лики стали для немалого числа представительниц прекрасного пола архаичными, пополнившими факультет ненужных вещей. И это прежде всего женское самопожертвование, и, как ни печально, женская сострадательность. Результаты социологических опросов свидетельствуют о том, что 60 женщин в возрасте от 16 до 25 лет, независимо от социального статуса и образовательного уровня, обладают следующими особенностями личности независимостью, активностью, завышенной самооценкой, честолюбием, развитым чувством соперничества, стремлением к доминированию, самоутверждением за счет других, прагматичностью в чувствах.

Считают, что действуют не по женской, а по мужской модели, хотя и полагают, что самое ценное качество в женщине - женственность.

Произведения русской литературы создают образы женщин, в которых отражаются национальные представления о важнейших качествах. Таков и роман М.Шолохова Тихий Дон, в котором в женских образах выражается не только общечеловеческое представление о женственности, о роли женщины в жизни, но и прослеживаются тесные связи со всей национальной традицией в изображении женского характера.

Таким образом, возникает проблема как женские образы романа М.Шолохова Тихий Дон связаны с концепцией женственности и традицией изображения женщины в русской культуре? Цель работы рассмотреть особенности создания женских образов в романе М.Шолохова Тихий Дон с точки зрения концепции женственности и связи с национальной традицией изображения женщины в русской культуре.

Основными задачами, исходя из цели исследования, мы считаем 1. на основе концептуального анализа теоретической литературы по проблеме выделить основные черты концепции женственности в русской культуре 2. проанализировать содержание женских образов в романе М.Шолохова Тихий Дон 3. выделить особенности отражения национальной концепции женственности в женских образах М.Шолохова и их связи с национальной русской традицией в изображении женщины в литературе. Предметом теоретического и эмпирического исследования является содержание концепции женственности и национальная традиция в создании женских образов в литературе, а объектом - женские образы в романе М.Шолохова Тихий Дон На основе теоретического исследования проблемы женственности в современных работах, а также в процессе изучения литературной критики, посвященной роману М. Шолохова Тихий Дон, нами выдвинута следующая гипотеза В женских образах, созданных М.Шолоховым в романе Тихий Дон отражается русская концепция женственности и традиции создания образа женщины в русской культуре. Методы исследования теоретический анализ современной научной литературы по проблеме, концептуальный анализ художественного произведения в рамках герменевтического метода, сравнительный анализ образов.

Работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Во введении обосновывается актуальность работы, ставится проблема, формулируются цели, задачи и гипотеза исследования, определяются методы и практическая значимость полученных результатов. В первой главе Образ женщины в русской культуре рассматриваются основные положения концепции женственности, отраженные в русской философской и художественной мысли, определяются составляющие идеального образ женщины, ее роли в жизни и в обществе.

Также приводится краткий анализ галереи женских образов в русской культуре. Вторая глава Женские образы в романе М. Шолохова Тихий Дон представляет собой концептуальный анализ женских образов в романе М. Шолохова с точки основных теоретических положений, выделенных в результате изучения проблемы и представленных в первой главе.

В заключении делается вывод о возможностях дальнейшего изучения особенностей создания женских образов в романе и применения полученных результатов исследования. Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе обобщен материал по гендерной проблематике в литературоведении, а также по теме исследования - Женские образы в романе Шолохова Тихий Дон, который может быть использован для углубленного изучения произведения в старших классах средней школы, а также как основа спецкурса.

Глава 1. Образ женщины в русской культуре 1.1.

Концепция женственности в русской культуре

Подчиниться или погибнуть парадоксы женской субъективации в русской ку... и т. Пушкарева, Б.Рыбаков, Г.Тишкин и др женщина обладала достаточно высоки... А.Дружинин, А.Писемский, А.Островский, Н.Некрасов, В.Белинский, А.Герц... Тому свидетельством служит возрастающее число женских организаций, жен...

Женские образы в русской культуре

Вечный вопрос Что делать? повторится во многих классических и менее об... Однако и сами они нередко оказываются в роли жертв. Главные ценности у Мелеховых - нравственные, человеческие доброжелател... Аксинья чувственно и страстно любит Григория. Она была безумно счастлива. В ее улыбке отражаются самые противоречивы...

Образ Натальи

Вот, по-девичьи смущаясь, дарит она суженому, приехавшему на коне как ... Молча, затаенно она переживает свое горе, надеясь, что Григорий рано и... Сердце русской женщины-матери столь отходчиво, что Ильинична, ненавидя... Рисуя ее портрет, Шолохов на протяжении, романа упоминает все новые и ... Пожалуй, это самый циничный вариант отношений мужчины и женщины в рома...

Заключение

Заключение Итак, в результате проведенного нами исследования гипотеза, которая была выдвинута как рабочая, доказана в женских образах, созданных М.Шолоховым в романе Тихий Дон отражается русская концепция женственности и традиции создания образа женщины в русской культуре.

Собственно замысел автора Тихого Дона вполне можно рассматривать как противостояние его героев жестоким обстоятельствам смутного времени, в котором проявляются как низменные, так и возвышенные порывы души человека. Здесь и люди, идущие на смерть во имя идеи Бунчук, есаул Калмыков, Штокман, и готовые убить во имя ее Подтелков, Михаил Кошевой и мстители за близких Дарья Мелехова. Во всей сумятице происходящего только любовь способна спасти человека и сохранить его для жизни, ненависть же губит его - главная мысль романа.

И именно женские образы романа воплощают эту мысль ярче всего. Роман Тихий Дон - это произведение и о жизни целого народа, соэтноса - донского казачества. Национальные черты определяют и особенности повествования, и смысл заглавия, и, конечно, средства создания образов. В Аксинье, Наталье, Ильиничне, Дуняше отражено все лучшее, что видел автор в женщинах-казачках, которые не только хранили семейный очаг, но и были настоящими помощницами и берегинями приграничного казачьего воинства.

В сложном, порой беспощадном борении нравственного и безнравственного, прекрасного и безобразного, созидательного и разрушительного в любви шолоховских героинь глубже и рельефнее развёртывается перед читателем духовно-бытовая культура уникального соэтноса русской нации - донского казачества. Но автор не ограничивается лишь общим в женских характерах. С предельной субъективностью рисует Шолохов как самобытную притягательность женщин-казачек, так и их трагическую участь в эпоху ломки традиционно-православного уклада жизни, разрушения патриархальной казачьей семьи.

Среди казачек, понятно, тоже встречались игреливые натуры, но не они типичны для донского этноса. Аксинья, например, вовсе не из-за мстительной хитрости изменяет мужу. Чувств, ужаснувших её саму своей греховностью, она не скрывала. Испив до дна горькую чашу насмешек хуторян, побои Степана, Аксинья до своего трагического конца оставалась открытой и последовательной в стремлении удержать Григория.

Тем более чистой и непорочной Наталье, воспитанной на православной святости семейной любви, даже на ум не приходило ответить неверностью своему непутёвому мужу за оскорблённую любовь. Женщины-казачки хорошо понимали личную ответственность за сохранение семьи на время отсутствия мужа. Мотивация преданности супругу, святости семейных уз у дончанок носила более глубинный характер, нежели у представительниц других соэтносов русской нации. Вот это иное и почувствовало старшее поколение хуторян, когда Аксинья на предостерегающие замечания лишь вызывающе смеялась да людей не совестясь и не таясь, высоко несла свою преступную голову. Здесь вводились новые формы морали, противоречащие традиционно-православным.

Не отказывает автор Тихого Дона своим героиням и в женской привлекательности. Но и здесь Шолохов отступает от соблазна оставить им так называемую фольклорность, где казачка белым- бела, а в поясу тонка, личика беленькия, брови чёрненькие, наведённенькия ровно тоненький шнурок. Примечательно, однако, что читатель, заметив несовпадение шолоховских героинь с фольклорными сородичами, легко восполняет этот недостаток, переключаясь на сравнение их с мифологическими персонажами других культур.

Школой или, как иногда говорят, инкубатором воспитания чувств является в первую очередь семья. Здесь индивидуальные задатки и черты наполняются нравственным и общественным содержанием, взрослеют и корректируются.

В родительском доме Аксинья не смогла пройти такую школу. Родовые корни христианско-православной чистоты и святости семейных отношений были подрублены в шестнадцатилетнем возрасте над нею надругался отец. Степан также не смог наполнить её жизнь всем тем богатством и специфической красотой взаимных чувств и отношений, которыми характеризуется счастливая семья. С первой же брачной ночи он стал избивать Аксинью, часто и жутко напиваться, но не выбросил её за порог по заведённому обычаю и никому не сказал о её девичьем позоре.

Как бы в благодарность за молчание она старалась увлечь мужа накалом чувственных страстей, училась гасить его мстительную досаду в ласках, остановившись в развитии семейных отношений на низшей, лишь сексуальной их фазе. Года полтора Степан не прощал обиду, вплоть до рождения ребёнка. Но дочь умерла, не дожив до года Понятно, всё случившееся на самом взлёте жизни не вина, а беда Аксиньи. И всё же чем бы эта остановка в развитии культуры чувств ни была вызвана, для мужа она оставалась порченой, а с социально-этнической точки зрения уже из-за своего поведения - не своей. М.А. Шолохов не увлекался говорящими именами, но в данном случае и у него просматривается некоторая близость, созвучие имени Аксинья, Ксюша с Ксенией, то есть чужой. Не смог и Григорий в необходимой мере пройти такое воспитание чувств. Пантелей Прокофьевич из-за слишком густой замеси восточных кровей оказался недостаточно последовательным помощником Ильиничны в воспитании сына. Не мог помочь Григорию и опыт ранней юношеской любви.

При первых же размолвках с Аксиньей, когда родители потребовали прекратить отношения с мужней женой, проявились такие черты её характера, которые не только насторожили молодого казака, но и решающим образом повлияли на его выбор. Наталья, глубоко оскорблённая поступками и словами мужа, тяжело переживает заплёванное своё счастье. Бесхитростный и правдивый взгляд её смелых глаз, с которым встречается Григорий во время свадебного сговора, гаснет, сменяется часто залитым слезами, скорбным и тоскующим.

После жёсткого разговора с отцом Григорий с Аксиньей уходят в имение Листницких.

Оказавшись духовно не подготовленной к подобному унижению, Наталья не справляется с неожиданным для неё ударом судьбы. В отчаянном порыве к небытию она нарушает одну из главных заповедей христианства - неприкосновенность, святость дара жизни. Итак, женские образы романа Тихий Дон построены на глубоком проникновении в особенности национальной культуры и традиций донского казачества, отражают не только систему ценностей, но и авторское восприятие судьбы казачества в годы революции и гражданской войны.

Список использованной литературы

Список использованной литературы 1. Андреев Д. Роза мира Метафилософия истории М 1993. 2. Байдин В. Женщина в Древней Руси Русская женщина и православие СПб 1997. 3. Бирюков Ф. Художественные открытия М. Шолохова М 1985. 4. Бритиков А.Ф. Метафоры и символы к концепции Тихого Дона Творчество М. Шолохова М. 1975. 5. Ванчуков В. Женщины в философии Из истории России XIX - XX веков М, 1996.304с. 6. Вышеславцев Б. П. Этика преображенного эроса М 1994. 7. Габриэлян Н.М. Пол, культура, религия Общественные науки и современность. 1996 6 С. 126-134. 8. Достоевский Ф. М. Дневник писателя М 1989. 9. Евдокимов П.Н. Женщина и спасение мира О благодатных дарах мужчины и женщины Пер. с фр. Г.Н.Кузнецовой Минск, 1999 10. Женщина Выдержки изучения живой этики и писем Е.И. Рерих Екатеринбург, 1992. 11. Жеребкина И.А. Подчиниться или погибнуть парадоксы женской субъективации в русской культуре конца XIX века. Русская женщина и православие СПб 1997. 12. Здравомыслова О.М. Русская идея антиномия женственности и мужественности в национальном образе России Русская женщина и православие СПб 1997. 13. Кайдаш С. Сила слабых Женщины в истории России XI -XIX вв М 1989. 14. Калашникова Л Черты истинно женской натуры Лит. Россия 1989 18 авг. N 33 С.22. 15. Кардапольцева В.Н. Женские лики России Екатеринбург, 2000. 16. Кирпотин В.Я. Тихий Дон. Тема природы В.Я. Кирпотин.

Пафос будущего М. Советский писатель. 1963. 17. Киселева Л.Ф. Мотивы жизни и смерти в Тихом Доне М.Шолохова Вечные темы и образы в советской литературе Грозный, 1989. 18. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре быт и традиции русского дворянства XVIII - начало XIX века СПб 1994. 19. Минакова А. О художественной структуре эпоса М.Шолохова Проблемы творчества М.Шолохова М 1984. 20. Минакова А.М. Поэтический космос М.А.Шолохова.

О мифологизме в эпике Шолохова М 1992. 21. Михайлов Г. Дающая жизнь.

Прекрасная женственность СПб 2000. 22. Михайлова М. Внутренний мир женщины и его изображение в русской женской прозе серебряного века Преображение 1996 N4 С.150-158. 23. Плукс П. Постановка и решение женского вопроса в русской литературе середины XIX в. Ученые записки Рязанского педагогического института. 1967 Т.39. 24. Пушкарева Н.Л. Я старалась ничего упустить в науках Женщина и культура.

М 2001 Вып. 2. 25. Пушкарева Н.Л. Женщина в русской семье традиции и современность Тишков В.А. ред. Семья. Гендер.

Культура М 1997 С. 177-189. 26. Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины М 1997. 27. Радзинский Э. Загадки любви М 1996. 464 с. 28. Розанов В.В. Люди лунного света метафизика христианства М 1990. 29. Рябов О.В. Русская философия женственности XI-XX века Иваново, 1999.360с. 30. Рябов О.В. Умом Россию не понять Гендерный аспект русской загадки Женщина в российском обществе. 1998. 1. С. 34-41. 31. Рябов О.В. Идеал Мадонны или идеал содомской Два лика женственности в русской философии Женщина в российском обществе. -1998 2. 32. Семанов С.Н. В мире Тихого Дона М 1987. 33. Семанов С. Н. Православный Тихий Дон М 1999 С. 66-113. 34. Тишкин Г.А. Женский вопрос в России 50-60-е гг. XIX в Л 1984. 35. Третьякова Л. Российские богини Новеллы о женских судьбах М 1999. 36. Федь Н. Природы чудный лик Н. Федь. Парадокс гения, жизнь и сочинения Шолохова М. Современный писатель. 1998 С. 193-230. 37. Чалмаев В. Открытый мир Шолохова Тихий Дон - не востребованные идеи и образы Москва 1990 N 11. 38. Шолохов М. А. Тихий Дон. В 2-х томах М 1995.