Специфика изучения пьесы А.Н.Островского

Специфика изучения пьесы А.Н.Островского. Методические исследования о преподавании пьесы А.Н. Островского Гроза При изучении пьесы А. Н. Островского Гроза необходимо поставить следующие нравственные проблемы нравственные качества самодуров как признак их приближающейся гибели безволие, уступчивость самодурам-условия для их процветания разоблачение семейного гнета борьба за человеческое достоинство гибель Катерины как ее нравственная победа над темным царством. Творчество А. Н. Островского приходится на 40-70-е годы XIX в когда реакция сменилась демократическим движением 60-х годов, а затем снова пришло время политических репрессии и засилья реакционных идей. Герои его пьес - купцы, чиновники, актеры, исторические деятели, сказочные герои.

Это ханжи, самодуры, невежды и люди с большим талантом, богатой поэтической душой, щедрым сердцем. Как ни парадоксально, но многие, хотя и называют Островского создателем русского национального театра, не знают ни одной его пьесы, кроме Грозы Но и пьеса Гроза, особенно образ Катерины, вызывает много противоречивых суждений.

Причина этого кроется в неисторическом подходе к их анализу. Следовательно, нужно больше внимания уделить тем условиям, в которых приходилось жить героям Островского и которые так выразительно названы Добролюбовым темным царством. Основное внимание рекомендуется обратить на характеристику темного царства с точки зрения его материальных и нравственных основ.

По словам Н. А. Добролюбова, развращающее влияние темного царства настолько сильно, что даже самые неспособные заражаются духом самодурства. В этой обстановке главная героиня драмы Гроза сразу выделяется своей искренностью и эмоциональностью, несмотря на ее необразованность и религиозность. Добролюбов посвящает Катерине достаточно страниц своей статьи Луч света в темном царстве. Наиболее полно исследована пьеса Гроза А. И. Ревякиным А. И. Ревякин. Гроза А. Н. Островского. М Учпедгиз, 1962 . В книге затронуты вопросы создания пьесы, поисков средств выразительности, дан анализ действующих лиц, прослежена история постановок.

Учитель может рассказать школьникам о том, что Академия наук присудила А. Н. Островскому за Грозу большую Уваровскую премию, а композитор В. Н. Кашперов создал оперу на либретто Островского. Все это должно способствовать появлению интереса к творчеству и личности драматурга. 2.2.