рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Изучение драмы в школе на примере пьесы А.Н. Островского "Гроза"

Изучение драмы в школе на примере пьесы А.Н. Островского "Гроза" - Конспект, раздел Литература, Оглавление Введение Глава 1. Изучение Драматических Произведений 1.специфика ...

Оглавление Введение Глава 1. Изучение драматических произведений 1.Специфика драмы 2.Чтение и вступительные занятия 3.Анализ драмы 4.Завершающие уроки 5.Вопросы теории литературы Глава 2.Специфика изучения пьесы А.Н.Островского 1. Методические исследования о преподавании пьесы А.Н.Островского Гроза 2. Тематическое планирование по пьесе А.Н. Островского Гроза 3. Конспекты уроков по изучению пьесы А.Н.Островского Гроза Заключение Литература Введение Актуальность данной работы состоит в том, что знакомство со спецификой драмы как особого рода литературы и методикой преподавания поможет понять самобытность и оригинальность каждого из изучаемых драматургических произведений, будет способствовать более осмысленному его восприятию. Пьеса-драма, комедия-самая трудная форма литературы писал М. Горький В романе, в повести люди, изображаемые автором, действуют при его помощи, он все время с ними, он показывает читателю, как нужно их понимать, объясняет ему тайные мысли, скрытые мотивы действий изображаемых фигур, оттеняет их настроения описаниями природы, обстановки управляет их действиями, делами, словами, взаимоотношениями Пьеса требует, чтобы каждая действующая в ней единица характеризовалась и словом и делом самосильно, без подсказываний со стороны автора 3,76 . Драматург не рассказывает о жизни, о характерах своих героев, а показывает их в действии.

Отсутствие авторской характеристики, портрета и других компонентов образа, характерных для прозы, осложняет восприятие драмы учащимися.

Поэтому необходимо искать такие приемы и формы работы, которые, с одной стороны, дали бы возможность познакомить школьников со спецификой драмы как особого рода литературы, а с другой- помогли бы им увидеть в изучаемых образцах произведения, предназначенные для сцены и потому требующие значительно большего воображения и усилия со стороны читателя.

Своеобразие драмы, ее отличие от эпоса и лирики дают основание поставить вопрос о некоторых особенностях в соотношении методов и приемов работы, применяемых при анализе драматургических произведений в средней школе.

Цель работы выявление специфики преподавания драматического произведения на материале пьесы А.Н.Островского Гроза Реализация данной цели вызвала необходимость постановки и решения следующих задач -осмысление особенностей изучения драмы в школе - рассмотрение методики преподавания пьесы А.Н. Островского Гроза. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава 1.

Изучение драматических произведений

Изучение драматических произведений 1.

Специфика драмы

Конфликт во многом обусловливает направленность и ритм сюжетного движе... С другой - именно рассмотрение конфликта может стать ведущим направлен... Г. Эти требования, относящиеся к драматургам, обязывают их выбирать такие... П.

Чтение и вступительные занятия

Чтецами пьесы должны стать в финале всей работы над ней по возможности... Борис Годунов явился своеобразным ответом Пушкина на вопрос о роли нар... Перед изучением Горя от ума и Бориса Годунова учитель рассказывает о с... Автор лишь в исключительных случаях указывает на поведение персонажа и... Русская драматургия занимает немалое место в репертуаре театров страны.

Завершающие уроки

Сообщать эти сведения лучше всего в лекциях, предваряющих и заключающи... Чтобы учащиеся поняли отмеченные выше признаки типического характера, ... Во-вторых, показать своеобразие драматического рода, определить его от... Пьеса не допускает столь свободного вмешательства автора, в пьесе его ... Закономерности построения драматического произведения могут быть глубо...

Специфика изучения пьесы А.Н.Островского

Как ни парадоксально, но многие, хотя и называют Островского создателе... Добролюбова, развращающее влияние темного царства настолько сильно, чт... Наиболее полно исследована пьеса Гроза А. В книге затронуты вопросы создания пьесы, поисков средств выразительно... Все это должно способствовать появлению интереса к творчеству и личнос...

Тематическое планирование по пьесе А.Н. Островского Гроза

Сцена провоняла полушубком Островского , Надеть на актеров поддевку и ... Урок начинается с чтения некоторых сочинений или письменных ответов на... Наша задача-выяснить в процессе всей работы над пьесой, кто прав в оце... Кабаниха ее слушает как равную, следовательно, она не понимает комизма... Когда занавес открывается говорит ученик несколько моментов зритель см...

выводы мы делаем, вслушиваясь в ее речь. Во всей сцене Кабаниха играет активную роль, она ведет разговор, упрекает, наставляет, угрожает и ругает. В чем упрекает Кабаниха своих домашних? Она упрекает детей в непочтительности по отношению к родителям , Изводит Тихона за то, что он предпочитает жену матери, что он хочет жить своим умом. Укоряя, Кабаниха зорко следит за своей жертвой.

Малейшая оплошность, ответ не по той форме, которая требуется, вызывает ее страшный удар. Так, на неосторожную реплику Тихона Зачем же ей бояться, с меня достаточно, что она меня любит следует ее суровый окрик. Упрек переходит в угрозу. Но если вдуматься в них, то становится ясным, что Кабаниха упрекает домашних в том, в чем они неповинны, а упреки ей нужны для того, чтобы начать угрозы и наставления, Она наставляет, как надо жить, какой порядок должен быть в семье. Что означает в устах Кабанихи слово порядок, который страстно ею защищается? Беспрекословное подчинение младших старшим.

Молодые должны испытывать постоянный страх и трепет, а старшие обязаны внушать младшим именно эти чувства. Кулигин, говоря о Кабанихе, называет ее ханжой. Чем можно подтвердить эти слова? Учащиеся отмечают, что ханжескую окраску ее речи придают, во-первых, ласкательные слова Мой друг, мой милый и т. д. во-вторых, самоунижение мать стара, мать глупа, ну да вы люди молодые, ученые не должны с нас стариков взыскивать, в-третьих, ссылки на родительскую любовь Ведь от любви-то родители и строгие к вам или Что же делать-то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит, в-четвертых, стремление представить себя несчастной Ну что же, дождетесь, поживете на воле, когда меня не будет.

Вот уж тогда делайте, что хотите, не будет над вами старших. А может, и меня вспомните. И все это-в сочетании с откровенной грубостью Что ты выскочила в глазах-то поюлить? или Ну да так и есть размазывай. Ее речь-сочетание грубости, холодного повелительного тона с елейным смирением и вздохами.

Создается ощущение бесконечного потока слов. Ведь ей не надо повода для упреков и наставлений, она их создает сама. Из слов Кабанихи отчетливо видно ее отношение к домашним она презирает Тихона, холодна к Варваре и ненавидит Катерину. Почему же именно Катерина вызывает ненависть Кабанихи? Можно ли дать ответ на этот вопрос, опираясь только на это явление? Катерина так мало говорит, и все же всем своим поведением она бросает вызов темному царству, сама не подозревая об этом. В чем он заключается? Катерина протестует против оскорблений Кабанихи, считает их незаслуженными.

Терпеть напраслину привыкли и Тихон и Варвара, а она, невестка, не имеющая никаких прав в семье, смело -поднимает свой голос в защиту своего человеческого достоинства. Но вызовом является не только это. Уже с первых реплик Катерины Островский показывает, что ее слова являются вызовом тому порядку, который утверждает Кабаниха.

Ее обращение к Кабаннхе на ты, в то время как Тихон и Варвара говорят Вы, должно раздражать Кабаниху. Подумаем, почему Катерина так говорит? 7, 8, 9-е явления предлагаются для самостоятельной работы на уроках трем группам учеников в классе. Задание 1. 1. Как мотивировано возникновение откровенного разговора между Катериной и Варварой? 2. Проанализируйте речь Катерины.

Как речь открывает нам ее внутренний мир? 3. Какой характер придают всему монологу Катерины слова Отчего люди не летают? Задание 2. 1. Как вспоминает Катерина свою жизнь в доме родителей? 2. В чем она видит различие между жизнью в родительском доме и у Кабанихи? 3. Почему Варвара не поняла Катерину? Задание 3. 1. Почему Катерина с ужасом отвергает предложение Варвары? 2. Как в речи Катерины проявляется внутренняя борьба, происходящая в ее душе? 3. Какое значение для понимания характера Катерины имеет ее страх перед грозой? Сопоставьте ее поведение сейчас с тем, какой она была в 5-м явлении? Выполнявшие первое задание отвечают Катерина ушла домой.

Тихон, воспользовавшись случаем, побежал выпить к Савелу Прокофьевичу, Варвара и Катерина остаются на бульваре его ждать. Начинается разговор. Дополняем. Мотивировано и то, почему сокровенными мыслями и чувствами Катерина делится именно с Варварой. Она близка Катерине по возрасту, жалеет ее, а для Катерины это самое главное Жалеешь меня. Так ты, стало быть, любишь меня Катерина растрогана участием Варвары.

За доброе отношение она платит безгранично щедро Я сама тебя люблю до смерти. Как доказательство своей любви она дарит Варваре такой редкий, такой необычайный в темном царстве дар - свою откровенность. Знаменитые слова Катерины Отчего люди не летают дают настрой всему, разговору, являются своего рода эмоциональной увертюрой к образу героини Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. В ответах по 2-му заданию особое внимание обращаем на рассказ Катерины о родительском доме. Ученики отмечают, что жизнь в родительском доме была схожа в отношении быта с домом Кабановых те же странницы, посещение церкви, чтение жития святых.

Но эту бедную содержанием жизнь она восполняла своим душевным богатством. Весь рассказ проникнут нежностью к прошлому и ужасом перед настоящим. Таково хорошо было , У вас я завяла совсем. Но самым ценным, теперь утраченным, было ощущение воли. Я жила точно птичка на воле , Маменька работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю, здесь все как будто из-под неволи. Дополняем.

Просто, как чувствует, рассказывает Катерина. Только два ласковых народных слова клочок и водица, повторение местоимения подчеркивают, как ей хорошо было, с каким удовольствием она поливала цветы, с какой нежностью относится к прошлому. Но наряду с народной струей в ее речи есть много слов и выражений, связанных с религиозными представлениями и бытом храмы, молюсь, ангелы, грех. Религиозность Катерины отличалась от обрядового фанатизма диких и кабаних не только своей искренностью, но и тем, что все, связанное с религией и церковью она воспринимала эстетически.

Грубые суеверные рассказы странниц превращались у нее в золотые поэтические сны воображения, не устрашающие, а ясные добрые пишет Добролюбов. В ответах по 3-му заданию ученики говорят, что от светлых воспоминаний Катерина переходит к тому, что переживает сейчас.

Она говорит о том чувстве, которое овладело ею, с которым она борется. Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой ни делала, не уйти мне от этого греха Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех. Варенька, что я другого люблю. Катерина знает, что она не сможет жить двойной жизнью Если я с ним хоть раз увижусь, я убегу из дому, я уж не пойду домой ни за что на свете. Совсем иначе считает Варвара Вот погоди, братец завтра уедет, подумаем может быть, видеться можно будет. Появление барыни и разыгравшаяся гроза завершают действие.

Испуг Катерины психологически мотивирован ее душевным состоянием-ощущением греховности своих мыслей, а в связи с этим - предчувствием беды. Религия не только напитала образами ее фантазии и сны, она опутала ее душу страхом-страхом геенны огненной, страхом греха. Смелая, решительная Катерина, не робеющая перед грозной Кабанихой, боится возмездия за грех Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вдруг я явлюсь перед богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговору-то вот что страшно. Домашнее задание.

В чем различие взглядов на жизнь Катерины и Варвары? Как можно сформулировать их точки зрения? 5-й урок. Компромисс или бескомпромиссность? Работа над II действием. Урок начинается с беседы по заданию, к которому ученики готовились дома. Эта беседа может вылиться в диспут. Катерина и Варвара появляются во II действии. Они про должают начатый за сценой разговор о душевном состоянии Катерины, из которого Варвара делает вывод Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось вот у тебя сердце-то и не уходилось еще. На ее слова следует реплика Катерины И никогда не уходится. И дальше Такая уж я зародилась, горячая. Различным пониманием обеими выражения сердце не уходится Островский тонко подчеркивает различие Варвары и Катерины.

Постоянная жажда справедливости и правды, неумение терпеть обиды-вот что присуще Катерине. Варвара высказывает то, в .чем Катерина сама себе боится признаться. Внутренняя борьба, происходящая в Катерине, выражается в разных формах она старается убедить себя, что ничего не произошло Не говори мне про него, сделай милость, не говори! Я его и знать не хочу! И тут же словами Я буду мужа любить Катерина, сама не сознавая, признается в том, что не любит Тихона и лишь последними усилиями пытается заставить себя относиться к нему, как требует, по ее понятиям, долг жены. Напряженность эмоций, выражающаяся в короткой восклицательной фразе, в повторении, свойственна Катерине так же, как и прозрачная простота рассказа.

Примечательно, что Катерина, которая так много говорит о своем душевном смятении, не упоминает о внешних препятствиях, которые ее ждут для нее важно внутренне победить себя, поэтому она апеллирует к своей воле И хочу себя переломить, да не могу никак. Я и думать-то не хотела Путь обмана, такой обычный в темном царстве, неприемлем для Катерины.

В ответ на предложение Варвары А по-моему делай, что хочешь, только бы шито да крыто было -Катерина отвечает Не хочу я так. Да и что хорошего.

Уж я лучше буду терпеть, пока терпится. Катерина не знает компромиссов. Или терпеть, пока терпится, или Я уйду, да и была такова , А уж коли очень мне здесь опостылет, так не удержат меня никакой силой. Слова ее говорят о цельности, о способности идти до конца В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь! Вот истинная сила характера, на которую во всяком случае можно положиться! Вот высота, до которой доходит наша народная жизнь в своем развитии - восхищается Добролюбов.

Наказ Тихона и сцепа клятвы открывают Катерине глаза на свекровь и мужа. 3-е явление может быть прочитано по ролям учащимися. Важно, чтобы в этом чтении было подчеркнуто, что Кабаниха не только соблюдает порядок, но и стремится унизить невестку, показать ей, как плохо о ней думают, ни в чем ей не верят, и в то же время-как у Катерины растет чувство оскорбленного достоинства. Вопросы для самостоятельного анализа 4-го явления на уроке 1. Почему для Катерины был так важен разговор с Тихоном? Что она поняла? 2. О чем говорят ремарки к 3-му и 4-му явлениям? 3. Почему Катерина решила дать клятву Тихону? Смысл ответов учеников по заданию к 4-му явлению сводится к следующему все время, пока Тихон произносит под диктовку матери наказ, Катерина молчит, только ремарка автора Катерина строго взглядывает на него стоящая после слов Не заглядывайся на парней, говорит о том, как Катерине оскорбительно слышать эту напраслину. Обида подчеркивается и ремарками в 4-м явлении молчание, после непродолжительного молчания, покачав головой, все в том же состоянии, слегка покачивая головой и т. п. Весь разговор с Тихоном проникнут страстным желанием найти опору в муже, это последняя отчаянная попытка сохранить в себе чувство к нему. Она умоляет его остаться или взять се с собой.

Ответ Тихона показывает Катерине все его ничтожество, и она с ужасом восклицает Как же мне любить-то тебя, когда ты такие слова говоришь? Катерина в отчаянии.

Почва ускользает у нее из-под ног. И особенно ранит ее сердце упоминание Тихона о матери Не говори ты о ней, не тирань ты моего сердца.

Ах, беда, моя беда! Последнее, за что пытается ухватиться Катерина это дать клятву. Ведь нарушить клятву-страшный незамолимый грех. И она произносит свою клятву. Простившись, Тихон уходит, Катерина и Варвара за ним покидают сцену. Через некоторое время они возвращаются. И когда Кабаниха начинает упрекать Катерину в том, что она не воет, проводив мужа, Катерина отвечает Не к чему! Да и не умею. Что народ-то смешить Стоит рассказать ученикам, как Стрепетова проводила эту сцену.

Очевидец вспоминает, что, услышав голос Кабанихи, Катерина как бы уходит в себя, двигается, как автомат. Только в смелом взгляде, обращенном на свекровь, и в словах Не к чему! Да и не умею. Что народ-то смешить произнесенных глухим, злым голосом, чувствуется протестующая сила. Наступает момент, о котором Катерина говорила Варваре А уж коли очень мне здесь опостылет, так не удержат меня никакой силой. Монолог с ключом - необычайно емок и сложен.

Лучше его прослушать в грамзаписи чтение его даже подготовленными учениками обычно не передает всей гаммы чувства и глубины содержания, в нем заключенных. На вопрос, что им кажется самым главным в этом монологе, ученики обычно прежде всего говорят, что для Катерины стало ясно, что в безвыходном положении, в котором она очутилась, виновата Кабаниха Сокрушила она меня от нее мне и дом-то опостылел, стены-то даже противны. Катерине никто не помог в борьбе с охватившим ее чувством.

Прощание с Тихоном показало, что ее верность и преданность не нужны мужу. Но не всегда замечают ученики, что в знаменитом монологе с ключом Катерина, говоря о себе, связывает свою долю с долей всех русских женщин из народа. Ах, горька неволя, ох, как горька! Кто от нее не плаче г, а пуще всех мы, бабы. В простых словах Катерины, где маюсь становится синонимом слова живу, показана тяжелая доля русской женщины.

Монолог с ключом полон разнообразных оттенков чувств и настроения. Отчаяние, ужас, страх сомнения побеждаются непреодолимым стремлением к счастью. Домашнее задание. 1. Как Островский заставляет зрителя, смотрящего 3-е действие, оправдать Катерину? 2. В чем значение 1-й сцены для понимания последующих событий? 3. Подготовить чтение по ролям диалогов Феклуши и Кабанихи, Дикого и Кабанихи и дать к ним комментарии. Сравнить речь Дикого в I и III действиях. 6-й урок. На чьей стороне драматург? Работа над III действием.

Островский все делает для того, чтобы зритель не только разумом, но и сердцем оправдал Катерину. Все действие построено на контрастах. Контрастны 1-я и 2-я сцены. В 1-й- жизнь Калинова с произволом купцов, темнотой и жестокими нравами во 2-й-ночной Калинов. Контрасты и во 2-й сцене. Беззаботная и простая любовь Кудряша и Варвары подчеркивает сложность любви Катерины и Бориса. На сцене почти все время звучит песня.

Песня часто входит в пьесы Островского, который считал, что хорошая песня не только вызывает симпатию к исполнителю, но говорит о самом человеке. И то, что Варвара и Кудряш поют широкие, удалые песни свидетельство их положительной оценки драматургом. Знаменитая актриса Садовская-исполнительница роли Варвары казалось, в этой сцене дышала песней, а не пела ее, как поют все, у нее сердце стучало песней. Красота природы и песни в этой картине подчеркнута репликой Бориса Точно я сон какой вижу! Эта ночь, песня, свидания! Они усиливают мотив всей картины-торжество жизни, любви. Но не может быть прочным счастье Катерины.

Предлагаем ученикам подумать, какие преграды стоят на пути Катерины к счастью. В беседе устанавливаем, что, помимо чисто внешних препятствий, есть непреодолимые преграды в самом характере Катерины. Страх греха, ужас перед геенной огненной еще вернутся к ней-старое не уходит мгновенно. Но не только это-честная, цельная Катерина никогда не сможет жить двойной жизнью.

Мы начали разговор со 2-й сцены, полной подлинного драматизма. С какими мыслями и чувствами остается зритель после 1-й сцены? Вспомним ее. В чем ее значение? Ученики читают подготовленное дома 1-е явление III действия. Разговор с Феклушей посвящен вопросам общественной жизни. По существу, Феклуша излагает взгляды темного царства на общественную жизнь. Кабаниха преимущественно слушает, но отдельные реплики ее показывают полное доверие к словам странницы. Кабаниха настолько невежественна что ее не смущает несообразность речей Феклуши.

Даже то, что время приходит в умаление, удивляет Кабаниху только в первый момент. Затем она быстро удовлетворяется разъяснениями Феклуши. И смеется зритель над рассуждениями странницы, и страшно ему от темноты и суеверий. Ученики в лицах читают сцену Дикой и Кабаниха. Пьяный Дикой бродит по городу, наводя на всех ужас. Напившись, он идет к куме. Она одна может разговорить его сердце-так мотивировано появление Дикого у дома Кабанихи.

О подробностях его путешествия по городу мы можем судить по первым репликам в разговоре с Кабанихой. Дикой еще не перестроился, увидев Кабаниху, он продолжает с ней говорить, так, как обычно. Каждая фраза-окрик, утверждение своего права на произвол. А кто же мне запретит? Цель- запугать вопросами. На них никто не смеет ответить, но все должны чувствовать трепет перед Диким. Отпор Кабанихи, сознание того, что ее не запугаешь, сразу приводят Дикого в себя. Самодур дуреет, ломается, артачится, пока не встретит себе противодействия Добролюбов. Начинается разговор, в котором Дикой никого не устрашает и стремится быть откровенным. Этот разговор показывает, что возможность благодаря богатству безнаказанно издеваться над людьми, бесправие и покорность его жертв извратили понятия Дикого о себе и об окружающих.

Привычка к своеволию разучила Дикого мотивировать свои поступки. Никакого дела нет-а я хмелен, вот и все и т. д. В состязании самодуров преимущество остается на стороне Кабанихи.

Спокойно и насмешливо ведет разговор с Диким Ка-баниха. Она видит кума насквозь. Кабаниха, только что серьезно слушавшая рассказы Феклуши, здесь умна и наблюдательна. И может быть, многие из первых зрителей Грозы, встречавшие не раз диких, феклуш, кабаних в жизни, теперь, смеясь над ними в театре, узнали им настоящую цену и в то же время всем сердцем ощутили трагедию Катерины. Дома учащиеся обдумывают вопросы 1. Почему Островский местом 4-го действия избрал старую, полуразрушенную галерею? 2. Какой смысл имеет здесь гроза ? 3. Какое место в идейном содержании драмы занимает диалог Кулигина и Дикого? 7-й урок. Сила и слабость характера? Победа или поражение? Работа над IV-V действиями.

IV действие происходит в узкой галерее со сводами старинной, начинающей разрушаться постройки. Мрачные развалины, тяжелые удары грома, темнота и невежество людей создают гнетущее впечатление. Кажется, нет просвета в темном царстве. Но диалог Кулигина и Дикого говорит о том, что идет борьба между мраком и светом.

Этот диалог-знамение времени, он воссоздает атмосферу тех лет. На Кулигина не действуют обычные для Дикого методы устрашения. Грубому высокомерию самодура он противопоставляет чувство человеческого достоинства, гордость своим честным именем. А я вам вот что доложу, ваше степенство И в рубище почтенна добродетель! Воинствующему невежеству купца противостоит вера в науку, в силу человеческого разума. Однако сцена говорит и о слабости Кулигина.

Он верит в силу убеждения. А разговор его с Диким показывает, что просьбами и уговорами не победить диких и кабаних. Напряженность действия нарастает. Катерина еще не появилась на сцене, но из разговора Варвары и Бориса зритель узнает о ее душевном состоянии. Входят Кабанов, Кабанова и Катерина. Зритель чувствует должно произойти что-то страшное. Об этом свидетельствуют реплики действующих лиц. Признание Катерины-кульминация. Но не о слабости Катерины говорит оно. Понадобилось много внешних толчков, чтобы вырвать его из уст женщины.

Разразилась страшная гроза, которой она всегда боялась, она увидела Бориса, потом услышала кем-то случайно сказанные слова гроза даром не пройдет, затем пророчество барыни. И наконец, самое страшное для Катерины, когда она видит изображение геенны огненной. И опять, как в предыдущем действии. Островский, заставляет зрителя в этот страшный для Катерины момент быгь на ее стороне, сочувствовать ей. Ее жалеет Варвара, и даже Тихон пытается помочь ей. И все же в конце IV действия зрителям кажется, что Катерина сломлена, что в ее душе победит страх греха. И вот начинается V действие.

Учитель ведет беседу по вопросам какие возможные выходы намечает Островский? Какой из них был бы победой Кабанихи? Почему можно считать, что борьба в драме закончилась поражением Кабанихи? Кто виноват в гибели Катерины? Из разговоров Тихона и Кулигина, из слов самой Катерины мы узнаем о той жизни, которую создала ей Кабаниха.

Зная Кабаниху, зритель понимает, что ей важно не только заставить мучиться Катерину, ей надо наказать непокорную так, чтобы другим неповадно было. А происходит обратное-семья Кабанихи разваливается. А Катерина - что могло ожидать ее дальше? Островский намечает возможные для Катерины выходы и тут же показывает их неосуществимость. Кулнгин советует Тихону простить Катерину и не поминать никогда о ее проступке. Но это немыслимо-слишком безволен Тихон я-то бы ничего, а маменька-то разве с ней сговоришь Катерина просит Бориса взять ее с собой.

Но он отступает от нее. И причина не только в законах и нравах царской России, но и в самом характере Бориса Нельзя мне. Катя, не по своей я воле еду Смириться, терпеть, принять страдание при жизни. Медленное увядание в результате постоянных истязаний и издевательств Кабанихи. Как раз это нужно для полного торжества порядка Кабанихи. Загнать в гроб -победа Кабанихи. Но Катерина не может жить в неволе. Куда теперь? Домой идти? Нет, мне, что домой, что в могилу-все равно.

Да, что домой, что в могилу что в могилу! В могиле лучше Ненависть к неволе у нее сильнее страха перед грехом. Последние монологи Катерины полны печали и душевного благородства. Даже горе не делает ее эгоистичной. Прощаясь с Борисом, она ни о чем не просит, стремится его успокоить, во всем винит себя. В этих же монологах Островский показывает, что и последнее страшное испытание не убило любви Катерины к жизни. Уходя из жизни, она продолжает страстно любить ее. В ее воображении возникает весна-время пробуждения природы, торжества жизни. Все у нее светлое, радостное-и травы, и дождичек, и цветочки.

Но самоубийство-незамолимый грех, путь в геенну огненную. О самоубийцах нельзя даже молиться. Все эти мысли пробегали в сознании Катерины Грех! Молиться не будут задает она вопрос и твердо отвечает Кто любит, тот будет молиться В предсмертные минуты Катерина разрывает последние путы темного царства - страх перед грехом. Не разлука с Борисом заставила Катерину сделать последний шаг к обрыву, а самая страшная для нее мысль, что ее поймают да вернут домой насильно, где и люди противны, и дом противен, и стены противны.

Развязка семейной драмы Кабановых происходит на улице, становится гласной. Таким образом, семейная драма приобретает общественное звучание, выносится на общественный суд, и этот суд не только на сцене, но и в зрительном зале. Среди тем, предлагаемых нами для домашнего сочинения, завершающего изучение пьесы, были 1. Темы, рассчитанные на анализ пьесы в целом, на выяснение идейно-художественного замысла Гроза самое решительное произведение Островского Добролюбов , В Грозе есть что-то освежающее и ободряющее Добролюбов. Положительный идеал Островского в Грозе , На чьей стороне драматург Смысл заглавия Гроза , Поражение Ка-банихи , Островский-обличитель темного царства , В Грозе особенно видна необходимость так называемых ненужных лиц Добролюбов и т. д. 2. Темы, побуждающие сосредоточиться на характере Катерины Характер Катерины соответствует новой фазе нашей народной жизни Добролюбов , Характер Катерины составляет шаг вперед во всей нашей литературе Добролюбов , Душевное богатство Катерины , Сильный или слабый характер Представление о Катерине у других действующих лиц и понимание этого характера зрителями наших дней . 3. Темы, предполагающие анализ отдельного акта 4-й акт- кульминация пьесы , Пятый акт Грозы составляет апофеозу этого характера Добролюбов и т. д. Заключение Воспитание хорошего читателя связано именно с развитием способности понимания своеобразия читаемого произведения, творческой индивидуальности писателя.

И чем шире и разнообразнее круг сознательного чтения, при котором читатель воспринимает и оценивает различные идейно-эстетические и стилистические особенности авторов, тем глубже будет его литературное развитие, понимание общих законов художественного творчества. Усвоение каждого художественно ценного литературного произведения оказывает влияние на развитие читателя.

Каждая ступень в обучении связана с расширением и углублением развития учащихся.

В чем же заключается литературное развитие учащихся, их рост и совершенствование в процессе изучения литературных произведений? Литературное развитие нередко понимается как степень знакомства с художественной литературой, разносторонность литературной образованности. Широко начитанного человека называют в этом смысле литературно развитым.

Однако едва ли целесообразно в этом смысле пользоваться термином литературное развитие, так как это совпадает с понятиями круг знаний, степень знания литературы. В процессе изучения литературы осуществляется, конечно, развитие не только собственно литературное, но и нравственное, и общеэстетическое, тесно, органически связанные одно с другим. Это развитие дают чаще всего уроки литературы, где дети приобщаются к миру исскуства.

А именно драматические произведения тесно связывают и литературу, и театр. Литература 1. Владимиров С. Действие в драме - М. Просвещение, 1972 127с. 2. Голубков В.В. Методика преподавания литературы Учебное пособие для студентов педагогических институтов М. Просвещение, 1995 -647с. 3. Зепалова Т.С. За творческое изучение литературы М. просвещение, 1968. -171с. 4. Карягин А.А. драма, как эстетическая проблема М. Просвещение, 1974 520с. 5. Корст Н.О. Анализ драматического произведения Преподавание литературы в старших классах Сб. статей М. Просвещение, 1983 С.172-176. 6. Медведев В.П. Пьесы А.Н.Островского в школьном изучении М. Просвещение, 1971 144с. 7. Методика преподавания литературы Учебник для студ. пед. вузов Под ред. О.Ю. Богдановой М. Издательский центр Академия , 1999 С. 166-176. 8. Методика преподавания литературы Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности 2101 Рус. яз. и литература Под ред. З.Я. Рез - М. Просвещение, 1977 - С.230-243. 9. Никольский В.А. Методика преподавания литературы в средней школе Учеб. пособие для студентов пед.ин-тов М. Просещение, 1971 С.162-165 10. Попов А. Спектакль и режиссер М. Просвещение, 1961 С.15 11. Практикум по методике преподавания литературы Учеб. пособие для студентов вузов Под ред. О Ю Богдановой М. Издательский центр Академия , 1999 С.82-88. Тема Нравственный облик Катерины в драме А.Н. Островского Гроза Метод эвристическая беседа в сочетании с другими дидактическими приёмами. Цель урока -создать целостное представление о нравственном облике героини драмы Гроза - Катерины.

Оборудование запись на доске Кто, по-вашему, Катерина - беззащитная жертва темного царства или человек, сопротивляющийся ему ? Возможны другие варианты задания.

Например Какие качества характера Катерины проявляются в ее трагическом конфликте с темным царством ? Или Что такое самоубийство Катерины - протест? Невозможность жить под гнетом Кабанихи? Взрыв религиозной души, не снесшей тяжести греха? Ход урока I Орг. Момент II.Беседа 1. Что такое жертва? -Униженный, погубленный человек . 2. Какие качества мы, прежде всего, связываем с понятием человек, сопротивляющийся унижению ? -Независимость, воля, чувство человеческого достоинства. -Доброта, уважение других людей. 3. Катерина в семье Кабанихи - жертва или человек сопротивляющийся Скорее жертва. 4. Разберемся.

Мог кто-либо защитить Катерину в семье Мог Тихон. Но безвольного, забитого Тихона Кабаниха не пустила даже вытащить труп Катерины из реки. Где уж ему было защищать ее от коварства свекрови? А Варвара Она хотела помочь, но защитить не могла, так как в семье тоже голоса не имела. Утешить могла, но по-своему.

И, спасаясь бегством от матери, думала только о себе Может быть, в городе кто-либо мог защитить Катерину Борис. Но он соглашался со своим рабским, зависимым положением и лишь жаловался на самодурство Дикого, а не протестовал.

Помочь Катерине он не мог Кудряш Кудряш, окажись на месте Бориса, мог бы защитить Катерину, так как не подчинялся Дикому Нет, и Кудряш вряд ли осмелился бы Катерина была замужней женщиной и уехать с ней куда-либо - значит идти на скандал.

И полиция могла насильно вернуть ее мужу Да, для этого надо было любить Катерину так, как она любила Бориса самоотверженно.

Не забывайте о Кулигине Кулигин - образованный человек, не мракобес, гуманный, добрый. Но он не может и себя защитить в этом темном царстве от таких, как Дикой, поэтому нельзя ждать, что он поможет Катерине. Какой же вывод Катерина - жертва в доме Кабанихи. Но беззащитная ли жертва И все-таки не беззащитная она пыталась до самой гибели защищать свое человеческое достоинство.

Например в 5 явл. I д. она возражает Кабанихе Напраслину терпеть кому же приятно Ей стыдно за мужа и за себя, когда их, взрослых людей, унижает свекровь при прощании 4 явл II д И когда Катерина уже не смогла дальше терпеть издевательств Кабанихи, то нашла выход в собственной смерти. И, тем самым, защитила свое человеческое достоинство. А человек с достоинством - уже не жертва Нет, Катерина и человек с достоинством, и жертва. 5. Что такое конфликт Это столкновение, борьба людей. Какой конфликт мы называем трагическим Тот, который заканчивается гибелью главного героя.

Всегда ли, любой ли конфликт бывает трагическим Не всегда. Например, в Горе от ума или в Ревизоре он не трагический. О каком конфликте идет речь в драме Гроза О трагическом конфликте. В чем же он Между семьей Кабанихи и Катериной. Или между Кабанихой и Катериной? Есть разница между вопросами? Попытаемся разобраться, выяснить Конфликт идет между Кабанихой и Катериной между честностью, правдивостью Катерины и злобностью Кабанихи, которая всех натравливает на невестку Конфликт растет между семьей Кабанихи и Катериной, потому что вообще в этой семье не было той светлой воли, той любви друг к другу и доброты, что в семье Катерины.

Верно. Мог ли мирно разрешиться этот конфликт Мог, в том случае, если бы Катерина подчинилась свекрови и мужу. А почему Катерина доводит разрешение конфликта до трагедии Не может терпеть старозаветные семейные порядки, тиранство свекрови Она свободолюбивая, решительная горячая, с детства воспитывалась такой Еще поэтичной была, мечтала Отчего люди не летают так, как птицы? Мне иногда кажется, что я птица - Ее духовного мира не понимают в семье, она там чужая - Катерина была искренней, не могла обманывать, а тут царили скрытность и притворство.

За правду женщину стали терзать попреками и угрозами Катерина сравнивала свекровь со своей матерью и не могла ужиться с Кабанихой, та добра не понимала.

Как вы знаете, героиня романа Евгений Онегин Татьяна сохранила верность нелюбимому мужу, а Катерина - нет. Как к этому вы относитесь У Катерины был порыв отчаяния, порыв к счастью, которого никогда в доме Кабанихи не было. Разве можно ее за это осудить Она сама себя за это жестоко осудила, каялась Ну, каялась, боясь греха, наказания за нарушения клятвы верности мужу, а за любовь не каялась. Значит, можно говорить о решительности, свободолюбии, силе характера Катерины в этом конфликте.

Проблема религиозности Катерины не всегда заинтересовывает учеников адыгейской школы . 6. Поняли ли люди, что самоубийство Катерины - это протест, как писал Добролюбов? Посмотрим, как на него реагируют действующие лица Прочтем последнее явление Кабанов понимает уже, но он слаб, подчиняется матери Нет, он уже по-своему протестует Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы кричит он. А другие понимают Кулигин прямо говорит Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его, а душа теперь не ваша она теперь перед судьей, который милосерднее вас Он винит, хотя и не прямо, Кабаниху, а другие обыватели не осуждают ее, даже кланяются ей. Да, в этом смысле можно говорить о протесте.

Итак, в гибели Катерины виновата Кабаниха. Но только ли она Мы уже говорили, что также виноваты и Борис, и Тихон, и Варвара. В чем же они виноваты, если обобщить В том, что были покорны и не сопротивлялись Кабанихе. А у Дикого не было невестки, его семейная жизнь почти не показана.

Тогда в пьесе зачем его образ Думаю, чтобы сказать, что не только Кабаниха, не только ее семья были темным царством, но и Дикой и другие, такие как он. Наконец-то появилось это понятие - темное царство. Кто дает ему самую точную характеристику Кулигин. III Чтение по ролям Прочтем Жестокие нравы, сударь 3 явл I д Найдем продолжение этой характеристики Вот какой, сударь, у нас городишко 3 явл Ш д А Феклуша имеет отношение к темному царству ? А сумасшедшая барыня? Какое Обе пугают людей, держат в страхе перед темным царством. На чем же держится темное царство На власти богатых На забитости и рабстве бедных На невежестве, на предрассудках и тех, и других.

Можно сказать, на таком общественном устройстве, в основе которого - самодурство одних и бесправие других. VI Сообщение учащихся Послушайте два авторитетных мнения Н. Добролюбова и Д. Писарева. Кто же из них прав? Является ли самоубийство Катерины протестом против темного царства или минутной слабостью отчаявшегося человека? После решения этой задачи ученики отвечают на последний вопрос учителя Считаете ли вы этот конфликт злободневным, а произведение А.Н. Островского - современным? Да, потому что столкновение человеческого достоинства, независимости человека с унижением его со стороны сильных, богатых сейчас является очень злободневным.

А.Островский продолжил лучшие гуманистические традиции русской классики, всегда боровшейся за человека. Д З Прочитать IIIl действие и ответить на вопросы учебника Не всегда.

Например, в Горе от ума или в Ревизоре он не трагический. О каком конфликте идет речь в драме Гроза ? -О трагическом конфликте. В чем же он? -Между семьей Кабанихи и Катериной. Или между Кабанихой и Катериной? Есть разница между вопросами? Попытаемся разобраться, выяснить Конфликт идет между Кабанихой и Катериной между честностью, правдивостью Катерины и злобностью Кабанихи, которая всех натравливает на невестку Конфликт растет между семьей Кабанихи и Катериной, потому что вообще в этой семье не было той светлой воли, той любви друг к другу и доброты, что в семье Катерины.

Верно. Мог ли мирно разрешиться этот конфликт Мог, в том случае, если бы Катерина подчинилась свекрови и мужу. А почему Катерина доводит разрешение конфликта до трагедии Не может терпеть старозаветные семейные порядки, тиранство свекрови Она свободолюбивая, решительная горячая, с детства воспитывалась такой Еще поэтичной была, мечтала Отчего люди не летают так, как птицы? Мне иногда кажется, что я птица - Ее духовного мира не понимают в семье, она там чужая - Катерина была искренней, не могла обманывать, а тут царили скрытность и притворство.

За правду женщину стали терзать попреками и угрозами Катерина сравнивала свекровь со своей матерью и не могла ужиться с Кабанихой, та добра не понимала. Как вы знаете, героиня романа Евгений Онегин Татьяна сохранила верность нелюбимому мужу, а Катерина - нет. Как к этому вы относитесь У Катерины был порыв отчаяния, порыв к счастью, которого никогда в доме Кабанихи не было. Разве можно ее за это осудить Она сама себя за это жестоко осудила, каялась Ну, каялась, боясь греха, наказания за нарушения клятвы верности мужу, а за любовь не каялась.

Значит, можно говорить о решительности, свободолюбии, силе характера Катерины в этом конфликте. Проблема религиозности Катерины не всегда заинтересовывает учеников адыгейской школы . 6. Поняли ли люди, что самоубийство Катерины - это протест, как писал Добролюбов? Посмотрим, как на него реагируют действующие лица Прочтем последнее явление Кабанов понимает уже, но он слаб, подчиняется матери Нет, он уже по-своему протестует Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы кричит он. А другие понимают Кулигин прямо говорит Вот вам ваша Катерина.

Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его, а душа теперь не ваша она теперь перед судьей, который милосерднее вас Он винит, хотя и не прямо, Кабаниху, а другие обыватели не осуждают ее, даже кланяются ей. Да, в этом смысле можно говорить о протесте.

Итак, в гибели Катерины виновата Кабаниха. Но только ли она Мы уже говорили, что также виноваты и Борис, и Тихон, и Варвара. В чем же они виноваты, если обобщить В том, что были покорны и не сопротивлялись Кабанихе. А у Дикого не было невестки, его семейная жизнь почти не показана. Тогда в пьесе зачем его образ Думаю, чтобы сказать, что не только Кабаниха, не только ее семья были темным царством, но и Дикой и другие, такие как он. Наконец-то появилось это понятие - темное царство. Кто дает ему самую точную характеристику Кулигин.

Прочтем Жестокие нравы, сударь 3 явл I д Найдем продолжение этой характеристики Вот какой, сударь, у нас городишко 3 явл Ш д А Феклуша имеет отношение к темному царству ? А сумасшедшая барыня? Какое Обе пугают людей, держат в страхе перед темным царством. На чем же держится темное царство На власти богатых На забитости и рабстве бедных На невежестве, на предрассудках и тех, и других. Можно сказать, на таком общественном устройстве, в основе которого - самодурство одних и бесправие других. Послушайте два авторитетных мнения Известный русский критик Н. Добролюбов в статье Луч света в темном царстве писал В Катерине мы видим протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Другой известный русский критик Д. Писарев, напротив, так оценил самоубийство Катерины Она разрушает затянувшиеся узлы самым глупым образом, самоубийством, которое является совершенно неожиданным для нее самой. Кто же из них прав? Является ли самоубийство Катерины протестом против темного царства или минутной слабостью отчаявшегося человека? После решения этой задачи ученики отвечают на последний вопрос учителя Считаете ли вы этот конфликт злободневным, а произведение А.Н. Островского - современным Да, потому что столкновение человеческого достоинства, независимости человека с унижением его со стороны сильных, богатых сейчас является очень злободневным.

А.Островский продолжил лучшие гуманистические традиции русской классики, всегда боровшейся за человека.

Литература 12. Владимиров С. Действие в драме - М. Просвещение, 1972 127с. 13. Голубков В.В. Методика преподавания литературы Учебное пособие для студентов педагогических институтов М. Просвещение, 1995 -647с. 14. Зепалова Т.С. За творческое изучение литературы М. просвещение, 1968. -171с. 15. Карягин А.А. драма, как эстетическая проблема М. Просвещение, 1974 520с. 16. Корст Н.О. Анализ драматического произведения Преподавание литературы в старших классах Сб. статей М. Просвещение, 1983 С.172-176. 17. Медведев В.П. Пьесы А.Н.Островского в школьном изучении М. Просвещение, 1971 144с. 18. Методика преподавания литературы Учебник для студ. пед. вузов Под ред. О.Ю. Богдановой М. Издательский центр Академия , 1999 С. 166-176. 19. Методика преподавания литературы Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности 2101 Рус. яз. и литература Под ред. З.Я. Рез - М. Просвещение, 1977 - С.230-243. 20. Никольский В.А. Методика преподавания литературы в средней школе Учеб. пособие для студентов пед.ин-тов М. Просещение, 1971 С.162-165 21. Попов А. Спектакль и режиссер М. Просвещение, 1961 С.15 22. Практикум по методике преподавания литературы Учеб. пособие для студентов вузов Под ред. О Ю Богдановой М. Издательский центр Академия , 1999 С.82-88.

– Конец работы –

Используемые теги: Изучение, драмы, школе, мере, пьесы, Островского, Гроза0.103

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Изучение драмы в школе на примере пьесы А.Н. Островского "Гроза"

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Душевная драма Катерины по пьесе Островского "Гроза"
Душа, а что это такое? Душа она внутри иглубоко, и есть в каждом человеке. Она красива и нежна у Катерины молодой. Катерина отличается по складу… Катерина сама говорит Да здесь вс , какбудто, из-под неволи В отличие от… Продолжая о снах, она говорит А то, будто ялетаю, так и летаю по воздуху . Выданная рано замуж, она пытается ужиться…

Символика имен в пьесах Островского "Гроза", "Бесприданница" и "Лес"
На этих моментах мы и остановимся подробнее.Ю. Олеша восхищался фамилиямигероев Островского. Паратов - это и парад, и пират. К наблюдениям Олеши… Но не забудем, что Дикой - не только всесильный СавелПрокофьевич, а и… Бориса же она выбралаедва ли не бессознательно, только и отличия у него от Тихона, что имя Бориспо-болгарски борец…

Особенности конфликта в пьесе Островского "Гроза"
Драма - это произведение, вкотором общественные и личные стремления людей, а иногда и сама их жизньоказываются под угрозой гибели со стороны не… Например Кулигин - это человекXVIII века, он хочет изобрести солнечные часы,… Он сам доходит умом до того, что давно ужеизобрели, а он только мечтает об этом. Он цитирует Ломоносова и Державина -…

Авторская позиция и средства ее выражения в пьесе Островского "Гроза"
Говорящие имена, употребляемые в Грозе это отголосокклассицистического театра, черты которого сохранились и в конце 60-х годов XIXвека.Имя Кабановой… Важны женские греческиеимена. Катерина обозначает чистая , и действительно,… Кулигин, Катеринанаходятся на распутье, как и вся Россия.

Роль ремарок в пьесе Островского "Гроза"
У Грибоедова это в основном описаниедействий, а у Чехова они несут и очень большую смысловую нагрузку.ПьесыОстровского предназначались и для чтения,… Отсутствуют ремарки,описывающие дом Кабановых. С одной стороны, это значит, что дом Кабановых такойже, как и многие другие, то есть подчеркивается типичность семьи.

Изображение города в драме Островского "Гроза"
Во всяком случае, из пяти действий только одно, второе,происходит в интерьере комнаты дома Кабановых, остальные же имеют публичный,городской… Здесь, по высокому берегу Волги проходит граница междучудом заволжской природы… Видно, и самнемало натерпелся уже и почти смирился. Действительно, что-тострашное и недоброе постоянно совершается…

Особенности изучения эпических произведений в школе на примере поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души"
Заключение Список литературы Введение Главное, что является условием и основой всех учебных занятий по литературе это чтение произведения. От… Как она должна пройти? Следует ли предложить ученикам, чтобы во время первого… Литература способна отображать всю многогранность жизни человека и общества. И в этом плане ведущая роль принадлежит…

Вопрос о взаимосвязи математики и философии (Милетская школа, Пифагорейская школа, Элейская школа, Демокрит, Платоновский идеализм, Система философии математики Аристотеля)
Наряду с этим прогрессирующая математизация науки оказывает активное воздействие на философское мышление.Совместный путь математики и философии… Известно, что греческая цивилизация на начальном этапе своего развития… Папирус Райнда ок. 2000 г. до н.э. начинался с обещания научить совершенному и основательному исследованию всех вещей,…

Художественные функции пейзажа в пьесах Островского "Гроза" и Чехова "Вишневый сад"
Огромный, колоритный волжский пейзаж подавляет своей красотой,суровой и могучей. На его фоне человек кажется мелкой букашкой, ничтожеством… Так, Кулигин, очень мягкий, слабый, нодобрый и чуткий человек всю жизнь не мог… Дикой,Кабаниха и другие послушные подданные темного царства равнодушны к красотеприроды, в глубине души боятся ее.…

Проблема покаяния в пьесе Островского "Гроза"
Здесьвозникает одна из важнейших проблем человека в целом и Грозы в частности.Покаяние как проблемапоявилось очень давно. Тогда, когда человек… Апогеем этих отношений становится человеческоежертвоприношение. В противовес… В блаженные места можно было попастьза праведное поведение, то есть соблюдение норм, а грешники попадают туда,…

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Образ Екатерины, его идейный смысл в драме А.Н.Островского "Гроза" Именно для нее он писал свою Катерину, именно она ее и сыграла.Однако актриса не ответила на пламенную любовь писателя - она любила другого,который… Но тогда, в1859г, Любовь Павловна играла словно свою судьбу, жила понятными ей… Обманывать-то я не умею скрыть-тоничего не могу говорит она Варваре.А жить в семье мужа, не умеяпритворяться,…
  • Сатира на купечество в драме А. Островского "Гроза" В мещанстве выничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите. И никогда нам невыбиться из этой коры . И люди здесь не живут страдают,… Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти,сколько из зависти.… Понимаю я это да что ж ты мне прикажешь с собойделать, когда у меня сердце такое! говорит он о себе. И Кабанова…
  • Образ Катерины в пьесе А.Н. Островского "Гроза" Как мы видим, в это беззаботное время Катерину прежде всего окружала красота и гармония, она «жила, точно птичка на воле» среди, материнской любви и… Она жила с матерью в деревне. Детство Катерины было радостным, безоблачным.… Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала.Но…
  • Образ Катерины в пьесе Островского Гроза Актуальность.В школьной программе изучается творчество А.Н. Островского, но, к сожалению, недостаточно полно. Цель. Рассмотреть образ Катерины более подробно.Объектом исследования является… И в пьесе это не только явление природы, а яркий образ внутренней борьбы, начавшейся в темной купеческой жизни.В…
  • Моё мнение по поводу критической полемики о пьесе А.Н.Островского "Гроза" Сточки зрения критика, характер Катерины составляет шаг впер д во всей русскойлитературе того времени. В образе Катерины является решительный,… Катерина гуляла, молилась,вышивала. Вообще она была воспитана в условиях… Под тяж лой рукой свекрови нет простора е светлым мечтам. Поначалуиз-за врожденного благородства и доброты Катерина…