Литературно-теоретическое исследование литературы VIII века

Литературно-теоретическое исследование литературы XVIII века”. Выполнил студент Филологического ф-та Елецкий Андрей г. Елец 2008 г. План Введение. 1. Русская литература первой трети XVIII столетия. 1.1 Феофан Прокопович 1.2 Антиох Дмитриевич Кантемир. 2. Классицизм в русской литературе. 2.1 В. К. Тредиаковский. 2.2 Роль М.В. Ломоносова в преобразовании литературного языка. 2.3 Теоретик классицизма А. Сумароков 3. Литература последней трети XVIII века. Заключение.

Введение Начало XVIII столетия ознаменовалось коренными преобразованиями в русской экономике, культуре и просвещении. Реформы Петра I, направленные на усиление могущества Русского государства, на преодоление экономической отсталости, на расширение связей с другими странами, выразили назревшие потребности России. Петровская Русь воевала, училась, строила. Победоносные войны открыли ей морской путь в Европу. «Юный град» Петербург стал столицей, центром науки и культуры.

В период становления централизованного государства возникла настоятельная потребность в сильной самобытной литературе, отвечающей запросам и духу времени. Борьба за национальную культуру, которая велась на протяжении всего XVIII века, отнюдь не исключала интереса русских писателей к достижениям мирового, и в частности западноевропейского, искусства. Русский народ, чуждый национальной ограниченности, всегда стремился к культурному общению к обмену духовными ценностями с другими народами.

Русская литература XVIII века восприняла опыт европейской культуры, но сохранила и лучшие традиции литературы Древней Руси, прежде всего гражданственность, интерес к человеческой личности, сатирическую направленность. В течение этого столетия произошли существенные изменения в литературном языке: он приблизился к современной русской речи. «Древняя русская литература и новая русская литература, – писал Д.С. Лихачёв, – не две разные литературы, одна внезапно прервавшаяся, а другая внезапно начавшаяся, а единая литература, но с опозданием совершившая переход от средневековой литературной системы к литературной системе нового времени, а поэтому вынужденная на ходу перестраиваться и восстанавливать свои связи с передовой литературой Западной Европы». 1.

Русская литература первой трети XVIII столетия

Русская литература первой трети XVIII столетия. Русская литература пер... При этом позитивные изменения, начатые ещё в XVII веке, получали своё ... Процессу секуляризации литературы способствуют идейные искания писател... Плеханов, «был силён тот светский элемент, который и возбуждал неудово... Кантемиру, призывал его продолжать начатое дело и считал, что он досто...

Антиох Дмитриевич Кантемир

«Сатиры» Н. Антиох Дмитриевич Кантемир. Кантемир – один из основоположников русского классицизма, создатель но... . А.Д.

Классицизм в русской литературе

Однако затруднённый, архаический стиль Тредиаковского сделался предмет... 2.2 . Принадлежность писателя к тому или иному направлению проявляется в хар... Тредиаковский. Тредиаковский В.К. Три единства должны были придавать пьесе особую стройность, ясность, ч...

Роль М.В. Ломоносова в преобразовании литературного языка

В оде много олицетворений, связанных с греко-римскими мифами. Поэт часто прибегает к метафоре, так солнце «во все страны свой взор в... Ода насыщена гиперболами. Построение и язык оды органически связаны с ... Сумароков Талантливый поэт и теоретик классицизма А. Сумароков пытался самостоятельно разработать теорию классицизма примен...

Литература последней трети XVIII века. В последней трети XVIII века в литературе развернулась острая политическая борьба. Классицизм по-прежнему занимает видное место, но переживает глубокий кризис. В новой общественно-политической обстановке писатели этого направления не могли ограничиться «высокой» тематикой.

Мир обездоленных людей властно напоминал о себе, заставляя художников слова размышлять о страданиях народа, о путях решения наболевших социальных вопросов. В литературе начали складываться реалистические тенденции. Весьма мрачный, жестокий мир изображён в комедиях Д.И Фонвизина «Бригадир», «Недоросль» – принёсший ему бессмертную славу. Уроки, преподанные Фонвизиным Екатерине II в этих комедиях, свидетельствуют о большом гражданском мужестве писателя.

Письма, написанные во время путешествия Фонвизина во Францию, в которых он подробно описывал свои впечатления, являются замечательным образцом русской публицистики и важным этапом в развитии жанра литературного «путешествия». Г.Р. Державин свёл поэзию с заоблачных высот, приблизил её к жизни. Его произведения насыщены реальными приметами времени, конкретными подробностями, в которых запечатлён быт эпохи. В этом легко убедиться, читая «Фелицу». Державин сыграл великую роль в подготовке русской реалистической поэзии.

С классицизмом поэзию Державина сближали попытки создания образа идеального монарха, высокий гражданский пафос обличения зла («Властителям и судьям»), воспевание «славы героев» в победных «громозвучных одах», использование античной мифологии, многочисленных олицетворений, торжественный тон и величественные образы философских од «Бог» и «Водопад». По словам Белинского, Державин «заплатил слишком большую дань классицизму», но в тоже время стремился «к верности изображения картин русской жизни». Резкое осуждение существующих в России социальных порядках содержится в целом ряде произведений А.Н. Радищева. «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена, стала», это горькое признание писателя-гражданина не могло не призывать, не побуждать к действиям по преобразованию общества на разумных началах.

Нарисовав в «Путешествии из Петербурга в Москву» множество картин бедственного положения крестьян, писатель предупреждает о грядущей опасности: «…Колокола ударят…. Мы узрим окрест нас меч и отраву.

Смерть и пожигание нам будет посул за нашу суровость и бесчеловечность». Форма путевого дневника позволила автору широко охватить русскую действительность, глубоко раскрыть мысли, чувства, страдания, переживания народа, передать свои впечатления от увиденного. В «Путешествии…» Радищев уделяет значительное внимание «волнениям сердца». Эта особенность нашла отражение и в языке книги, во внутренних монологах путешественника, в риторических вопросах, обращениях и восклицаниях.

Писатель сделал именно народ центральным героем. Пользуясь приёмами ораторского красноречия, характерными для его времени, Радищев вводил в текст славянизмы именно там, где хотел достигнуть возвышенного, торжественного звучания художественного слова. И всё же в «Путешествии…» преобладает живой русский язык. Народный язык позволил писателю воспроизвести стиль крестьянской речи, точной и выразительной: «Небось, барин, не захочешь в мою кожу». Порой эта речь близка к песне, печальной и заунывной.

Радищев ясно осознавал новаторское значение своих творческих изысканий. Не только в области общественной мысли, но и в художественной литературе ему пришлось Дорогу проложить, где не бывало следу, Для борзых смельчаков и в прозе и в стихах. Заключение. «XVIII век в России есть век секуляризации». В это время возникает светская культура, уже не имеющая связи с церковным сознанием», – с сожалением констатировал известный религиозный философ В. Зеньковский.

Немалое место в творчестве прогрессивных писателей XVIII века отводится нравственным изысканиям. Продолжая традиции древнерусской литературы, писатели остро ставили проблему справедливости, добра и зла, совести и долга, подлинно нравственных качеств человеческой личности, открывали новые источники художественного образа. Лучшие произведения русской литературы, созданные в XVIII веке, не устарели и для современного вдумчивого читателя.

Знакомясь с этими произведениями, можно почувствовать величавую красоту ломоносовских или державинских строк. Многому может научить мудрый и горький смех Фонвизина. Сочинения Карамзина заставят задуматься о человеческой доброте. Пример гражданского мужества и любви к своему отечеству подаёт «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева. Многие литературные традиции, созданные писателями XVIII века, были восприняты писателями новых поколений. Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский и другие классики неоднократно обращались к наследию своих предшественников – писателей XVIII века. Литература 1. Н.И. Громов /Русская Литература/ М. Просвещение 1979 2. Ред. Кол. / Г.И. Беленький, П.А. Николаев, А.И. Пузиков, В.Р, Щербина/Русская литература XI – XVIII вв. М. Худ. Лит. 1988 3. Л.А. Попов / Атеистический потенциал русской литературы / М. Просвещение, 1988 4. Т.И. Балакина- “История русской культуры» М 1995 5. Советский энциклопедический словарь - М 1982.