Любовь в лирике Фёдора Ивановича Тютчева

Любовь в лирике Фёдора Ивановича Тютчева» Выполнил: Проверила: Содержание І Введение II Основное содержание 1. Биография Ф. И. Тютчева 2. Творчество Фёдора Ивановича Тютчева 3. Любовная лирика Тютчева 4. "Денисьевский цикл" в жизни Ф. И. Тютчева III Заключение IV Приложение Введение В наши дни даже странно представлять, что были времена, когда его творчество не казалось бесспорной ценностью, а его имя ставилось после имен пиитов, которых безвозвратно поглотила Лета. Но времена такие были. Хотя вряд ли повторятся вновь - доколе суждено существовать русскому носителю культуры, Тютчев уже намертво впаян в отечественную литературу где-то между Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем и их наследниками: Фетом, Островским, Достоевским, двумя Толстыми - Львом Николаевичем и Алексеем Константиновичем - связав своей долгой жизнью разные эпохи истории, три так непохожих друг на друга царствования, испытав в отрочестве вместе с Россией восторг от побед 1812 года, а в зрелом возрасте - позор от поражения войны года 1854, ныне полузабытой, однако бывшей когда-то саднящей раной не только для Тютчева.

Кто из нас знает лицо молодого Федора Ивановича Тютчева? Почти никто.

Мы помним его облик на склоне лет: серьезные грустные глаза, высокий лоб, седые редкие волосы, сухие от страданий губы, длинные пальцы Да, мы помним его зрелым и серьезным человеком. И таким он пришел в поэзию - зрелым и серьезным.

Принято считать, будто публикацией двадцати четырех стихотворений в третьей и четвертой книгах пушкинского «Современника» в 1836 году Тютчев дебютировал в поэзии. Эта аберрация исторической памяти - один из парадоксов, сопровождавших Тютчева при жизни и сопровождающих его до сих пор. Однако иначе, кажется, и быть не может с этим единственным в своем роде поэтом-философом. Ему как бы было предназначено свыше стать певцом двух величин — Космоса и России — равно требующих не просто недюжинного, особого таланта.

А в этих условиях конкретность биографии певца определяющего значения не имеет. Он и сам становится величиной, где мелочи и детали быта пропадают, стираются, исчезают в небытии. Как океан объемлет шар земной, Земная жизнь кругом объята снами; Настанет ночь, и звучными волнами Стихия бьет о берег свой. То глас ее; он нудит нас и просит Уж в пристани волшебный ожил челн; Прилив растёт и быстро нас уносит В неизмеримость темных волн. Небесный свод, горящий славой звёздной Таинственно глядит из глубины И мы плывем, пылающею бездной Со всех сторон окружены.

Чтобы так видеть неохватное Мироздание, так остро чувствовать его, так просто и доходчиво сказать о Космосе и человеке в нем, для этого надо жить в самом Космосе, среди летящих из бесконечности в бесконечность планет, а не рождаться в ноябре 1803 года в усадьбе Овстуг Орловской губернии и не умирать в июле 1873 года в Царском Селе. В Космосе Тютчев, по сути дела, и жил, будучи, по словам Л. Н. Толстого, «одним из тех несчастных людей, которые неизмеримо выше толпы, среди которой живут, и потому всегда одиноки». Но еще Тютчев жил и в России, воплотив в плотском своем существовании те духовные и душевные метания, что принесла России европейская культура в наиболее высоких своих достижениях.

Кроме того, он был живым человеком, которому свойственны все слабости и ошибки. Вот на этой стороне его жизни мне хочется остановиться подробнее. В своём реферате я покажу Тютчева не как певца Космоса и России, а как певца и ценителя женской красоты.

Таким образом, целью своей работы ставлю: показать влияние любовного чувства на творчество поэта, определяю следующие задачи: рассмотреть любовную лирику Тютчева, а именно "Денисьевский цикл"; раскрыть образ Музы Тютчева, Е. А. Денисьевой, привести факты из их биографии.

Биография Ф. И. Тютчева

Биография Ф. Тютчева. Он происходил из родовитой, упоминаемой еще в летописях четырнадцатого... Аксаков знал, что пишет. И на самом деле: сопоставимы разве эти утра¬ты - тысячи и тысячи бесце...

Творчество Фёдора Ивановича Тютчева

Творчество Фёдора Ивановича Тютчева. Поэзия Тютчева приходила к читателям в несколь¬ко этапов или, вернее с... Надо сказать, что и после смерти Пушкина, до 1840 года, в «Современник... Аксакова. Творческая судьба Федора Ивановича Тютчева, кажется своеобра... д.

Любовная лирика Тютчева

Под конец Елена Александровна много хворала (она была туберкулёзна). Но тут и постиг его тот удар, от которого он уже не оправился до смерт... Блудовой скажет, что "пережить - не значит жить". Летом того же года он жаловался из Царского жене: "Я с каждым днём ста... Прошла ещё одна петербургская зима, потом весна В июне Тютчев написал:...

Заключение Любовь для поэта – и блаженство, и безнадёжность, и напряжение чувств, несущее человеку страдание и счастье, "поединок роковой" двух сердец. С особым драматизмом тема любви раскрывается в стихах, посвящённых Е. А. Денисьевой. Тютчев стремится отказаться от узко субъективной точки зрения на любимую. Он хочет объективно раскрыть мир чувств, её личность.

Поэт сосредоточивает внимание на собственных переживаниях, но стремится проникнуть в духовный мир женщины. Он раскрывает его через описание внешних проявлений чувств, и, таким образом, романтическое излияние начинает вытесняться описанием: "Она сидела на полу и груду писем разбирала". В лирике вводится второй голос – голос женщины. По своему психологическому складу любимая в "денисьевском цикле" напоминает тургеневских героинь. У того и другого любовь – "поединок роковой". В тоже время у Тургенева личность человека и в сфере чувств социально и исторически обусловлена.

Те психологические ситуации, которые рисовал Тургенев в романах и повестях, отражали реальную картину человеческих отношений 50-60-х годов, пробудившееся в передовых кругах сознание и ответственности за судьбу женщины. Тютчев в своих раздумьях о женской доле, о женском характере близок Тургеневу. Она в "денисьевском цикле" похожа на героиню рассказа Тургенева "Три встречи". В душевном состоянии лирического героя Тютчева и "денисьевского цикла" можно найти не только общечеловеческое, но и характерное для любовных переживаний дворянского героя пятидесятых годов, отражённых в русской литературе этого периода, в творчестве Тургенева, Гончарова, Островского.

Обнаруживается даже текстуальные сближения стихов Тютчева с романами и повестями Тургенева, в изображении любовных страданий. Неполноценность героя выражена в горестной "самокритике". Тютчев Тургенев Не раз ты слышала признанье: Я, точно недостоин Вас "Не стою я любви твоей…" Не стою того, чтобы Вы для меня Перед любовью твоею Отторглись от Вашей сферы.

Мне больно вспомнить о себе… Я расстаюсь с вами, вероятно навсегда, Пойми ж и ты моё смиренье И оставить Вам о себе память хуже Пред сердцем Любящим твоим. Той, которую я заслуживаю, Было бы слишком горько. Вот для чего я пишу к Вам. Я не хочу ни оправдываться, Ни обвинять кого бы то ни было, Кроме самого себя… Выдержки из письма Рудина свидетельствуют о сходстве морально-психологического состояния героев Тургенева и Тютчева.

Сама история любви, рассказанная Тютчевым в "денисьевском цикле" в психологическом отношении напоминает историю любви тургеневских героинь. Однако в тютчевском герое больше решимости и страсти. Главное, что Тютчев увидел и высоко оценил в женщине это силу чувства. Его любимая предстала в стихах как подлинная героиня любви, совершившая подвиг. Тютчев утверждает за женщиной право на личное чувство, на любовь, на борьбу за неё. В любви за неё героиня раскрыла себя, лучшие качества своей личности, свои возможности. Тютчев изобразил любовь как чувство и как отношение между людьми, подвластные влиянию общества.

Его герои, не оторванные от жизни люди, а обыкновенные, хорошие, слабые и сильные одновременно, не способные распутать тот клубок противоречий, в котором они оказались. Поэзия Тютчева принадлежит к числу лучших созданий русского поэтического гения. Нам близок Тютчев, вдохновенный созерцатель природы; нам дорог Тютчев, чуткий тайновидец человеческого сердца.

Читая стихи Тютчева, мы вновь и вновь поражаемся неисчерпаемому богатству русского языка. Взыскательное отношение к стихотворному мастерству отличает Тютчева. Благоговейному отношению к поэтическому слову учат нас стихи Тютчева. "Он не шутит с музой" говорил про него Толстой учиться этому умению гармонически сочетать содержание и форму призывал Толстой молодых писателей, когда он сказал начинающему Горькому: "Надо учиться стихами у Пушкина, Тютчева, Шеншина". С течением времени лирика Тютчева насыщается всё большей изобразительностью и конкретностью.

Опыт русского реализма не прошёл для поэта бесследно. Завершитель русского романтизма, Тютчев выходит уже за его пределы. Его творчество становится предвестием художественного течения рубежа 19-20-ого веков символизма. Список используемой литературы 1. Сост. М. Латышева. – М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2003г. 2. Золотарева И. В Михайлова Т. И. Поурочные разработки по литературе. М.: «ВАКО», 2003г. 3. Вся русская литература /Авт сост. И. Л. Копылов Мн.: Современная литература, 2003г. 4. Лебедев Ю. В. Литература. 10кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений.

Базовый и профильный уровни. – М.: Просвещение, 2006г.